Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 8 ноября 2013 года № 17-52/5648


Депутатам

Мажилиса Парламента

 Республики Казахстан

На № ДЗ-180 от 10.10.2013г.

 

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев Ваш запрос касательно совершенствования работы министерств и ведомств в целях формирования единой государственной политики технического регулирования и создания Центра информационного обеспечения деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, сообщаем следующее.

Единая нормативно-техническая база Таможенного союза состоит из Технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) с соответствующими перечнями стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС.

Уполномоченным органом в сфере технического регулирования на постоянной основе осуществляется межотраслевая координация работ по разработке и реализации ТР ТС.

На сегодняшний день в рамках ТС утверждено 34 ТР ТС и 26 находятся на стадии разработки и согласования, из числа утвержденных 21 вступил в силу, по 13-ти планируется введение в действие в 2014 - 2015 годах.

Из утвержденных 34 ТР ТС 9 разработаны казахстанской Стороной, среди которых ТР ТС «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» принят 2 июля т.г. и ТР ТС «О безопасности мяса и мясной продукции» принят 9 октября т.г.

Необходимо отметить, что за весь период от разработки до принятия ТР ТС государственными органами принимается активное участие как внутри Казахстана, так и на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Кроме этого, в целях всестороннего рассмотрения проекты ТР ТС направляются на рассмотрение в бизнес-сообщества, отраслевые ассоциации и другие заинтересованные органы. С момента разработки проектов ТР ТС соответствующая информация по ним размещается на сайтах ЕЭК и Уполномоченного органа.

Также, в целях оперативного рассмотрения проблемных вопросов технического регулирования при Уполномоченном органе создан экспертный совет из числа представителей государственных и негосударственных организаций, что позволило установить более тесное сотрудничество государственных органов с бизнес-сообществом в сфере технического регулирования.

Аналогичные экспертные советы будут созданы при каждом государственном органе.

Для обеспечения полномасштабного обсуждения ТР ТС с потребителями, производителями и иными заинтересованными организациями местными исполнительными органами создаются Региональные штабы.

Кроме того, государственные органы-разработчики ТР ТС совместно с Национальной палатой предпринимателей разрабатывают концепции к проектам ТР ТС и их оценку регулирующего воздействия.

Касательно создания и финансирования Центра информационного обеспечения деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, сообщаем следующее.

В целях развития интеграционных процессов в рамках ТС и ЕЭП для формирования и создания единой нормативной правовой и технической базы, а также повышения роли Межгосударственных технических комитетов при совершенствовании работ в области стандартизации, в рамках Межгосударственного совета по стандартизации (МГС) на 43-м заседании МГС, прошедшего в июне т.г., казахстанской Стороной инициировано предложение о создании Центра информационного обеспечения деятельности МГС, метрологии и сертификации (Центр).

В соответствии с Протоколом МГС разработано положение о Центре и направлено на согласование странам-участницам МГС для дальнейшей проработки и представления на заседании Научно-технической комиссии по стандартизации МГС.

В этой связи вопрос финансирования Центра будет рассматриваться после завершения переговоров с государствами-участниками МГС о его создании.
 

Премьер-Министр Республики Казахстан            С. Ахметов

 

 

Уважаемый Серик Ныгметович!

 

оглашен 9 октября 2013 г.

 

Премьер - Министру

Республики Казахстан

г-ну Ахметову С.Н.

 

Депутатский запрос от 10 октября 2013 года № ДЗ-180

«О совершенствовании работы различных государственных органов в целях формирования единой политики технического регулирования в интересах национальных производителей»

 

Уважаемый Серик Ныгметович!

 

В рамках Таможенного союза основным полем, определяющим исход конкуренции между товаропроизводителями Казахстана, России и Белоруссии становятся вопросы технического регулирования. Нормы технического регулирования определяют требования к безопасности и качественным показателям продукции, создавая конкурентные преимущества тем товарам, на характеристики которых они ориентированы. Можно сказать, что данный вопрос имеет приоритетное значение для конкурентоспособности отечественного бизнеса не только на рынках ТС, но и на внутреннем рынке самого Казахстана, поскольку применение технических регламентов и межгосударственных стандартов Таможенного союза будет носить обязательный характер на всей территории ТС и Евразийского экономического пространства.

Однако, по мнению отечественных товаропроизводителей, до сих пор наблюдается недооценка того стратегического значения, которое играет государственная политика в области технического регулирования. Несмотря на то, что сегодня полным ходом идёт переговорный процесс по формированию единой нормативно-технической базы Таможенного союза, участие казахстанской стороны в этих дискуссиях до сих пор носило пассивный и неконсолидированный характер.

Ещё на этапе создания ТС всеми главами правительств, включая Россию, подчёркивалось, что в техническом регулировании за основу будет браться позиция казахстанской стороны, как более продвинутая и приближенная к международным требованиям. Более того: на прошедшей 12 июля 2011 г. в г. Москве конференции «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса» с участием Премьер-Министров России, Казахстана и Беларуси, НЭП «Атамекен» была озвучена инициатива о создании в Астане специального органа ЕврАзЭС по стандартизации и техническому регулированию, на что главы правительств выразили поддержку этой идеи.

Однако в связи с безынициативностью уполномоченного органа по техническому регулированию в предыдущий период, инициатива в переговорном процессе по принятию норм технического регулирования постепенно перешла к российской и белорусской стороне. Участие Казахстана свелось к обсуждению проектов, подготовленных российскими и белорусскими коллегами в интересах собственных производителей.

Сложившаяся ситуация вызывает серьёзную обеспокоенность у отечественного бизнеса по поводу того, что в результате отсутствия инициативной позиции в техническом регулировании, казахстанская продукция не только не выйдет на рынки России и Белоруссии, но и потеряет конкурентоспособность даже на территории самого Казахстана. По утвержденному графику, переход на единые нормы технического регулирования в основном должен завершиться в ближайшие 2 года. И если не принять немедленные меры по активизации казахстанского участия в переговорном процессе, в дальнейшем нашему бизнесу придётся работать по требованиям, комфортным для конкурентов, но не для отечественных производителей.

Тем самым, недооценка значения технического регулирования может оказать негативное и долгосрочное влияние на реализацию национальных экономических интересов Казахстана и развитие отечественного бизнеса.

Учитывая данное обстоятельство, фракция ДПК «Ак жол» настоятельно предлагает правительству принять неотложные меры по организационному укреплению и активизации работы уполномоченного органа в сфере технического регулирования.

Важнейшим направлением при этом должно стать полноценное информирование и вовлечение отечественного бизнеса и отраслевых ассоциаций предпринимателей в процесс разработки, обсуждения и принятия документов технического регулирования.

Так, на 43 заседании МТС (г. Уфа) Республикой Казахстан было инициировано предложение о создании Центра информационного обеспечения деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, с дислокацией в г. Астана (далее - Центр), которое было поддержано членами Совета и отмечено в Протоколе МТС. Во исполнение данного Протокола в настоящее время Казахстаном разработано Положение о Центре и направлено на согласование в страны-участники МТС. Создание такого Центра позволит консолидировать работу над вопросами технического регулирования в качестве единого направления и обеспечит сбалансированный подход с учётом интересов различных отраслей и секторов экономики. Стоимость его создания оценивается в 175 млн.тенге.

Однако, по имеющимся сведениям в проекте Закона «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы» средств на создание данного Центра не предусмотрено.

Вместе с тем, в республиканском бюджете ежегодно закладываются огромные средства на разработку всевозможных стандартов, нормативно-технических документов и методических рекомендаций эпизодического, ведомственного характера.

Так, по Министерству по чрезвычайным ситуациям на разработку стандартов в области пожарной и промышленной безопасности и разработку других нормативно-правовых актов планируется затратить115 млн. тенге.

По Комитету по делам строительства Министерства регионального развития на разработку нормативно-технических документов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности ежегодно расходуется более 4 млрд. тенге (на 2014 год на эти цели предусматривается 4,1 млрд. тенге, на 2015 год - 4,2 млрд. тенге, на 2016 год - 2,8 млрд. тенге). За предыдущие три года на эти же цели Агентством по делам строительства уже было освоено около 15 млрд.тенге.

Только в 2014 г. на разработку нормативно-технических документов различными ведомствами планируется израсходовать около 5 млрд. тенге.

Однако данные средства, распределяясь по отдельным ведомствам, не дают комплексного эффекта и выступают отдельными фрагментами вместо проведения единой государственной политики в области технического регулирования.

Более того, как отмечалось выше, через 2 года практически все отрасли экономики перейдут на стандарты и технические регламенты Таможенного союза, а значит все потраченные сегодня миллиарды потеряют актуальность.

В связи с этим, фракция ДПК «Ак жол» предлагает перераспределить вышеуказанные расходы бюджета в целях организационного и институционального укрепления комплексной деятельности по техническому регулированию, том числе путём выделения Комитету технического регулирования и метрологии Министерства индустрии, и новых технологий средств в сумме 175,6 млн. тенге на создание Центра информационного обеспечения деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

Кроме того, просим изучить вопрос о совершенствовании работы различных министерств и ведомств в целях формирования единой государственной политики технического регулирования в интересах национальных производителей.

 

С уважением,

А. Перуашев

Е. Никитинская

А. Абильдаев

Т. Ергалиев

Н. Жазылбеков

С. Кадралиева

М. Казбекова

А. Туртаев

8 февраля 2014, 14:42
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript