Ответ на депутатский запрос Премьер-министра от 19 декабря 2013 года № 20-11/6600
 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

На № ДЗ-228 от 21 ноября 2013 года

 

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев Ваш депутатский запрос, оглашенный на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 20 ноября 2013 года, сообщаем следующее.

В настоящее время государство проводит либеральную визовую политику с целью обеспечения устойчивого экономического развития, улучшения туристической инфраструктуры и привлечения дополнительных инвестиций. Порядок выдачи виз бизнес-иммигрантам урегулирован законодательством.

Так, в соответствии со статьей 39 Закона «О миграции населения» визы на въезд в Республику Казахстан бизнес-иммигрантам выдаются Министерством иностранных дел и загранучреждениями сроком до двух лет.

Статьей 40 Закона «О миграции населения» определены условия требывания бизнес - иммигрантов на территории Республики Казахстан и осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Согласно законодательно определенным условиям бизнес - иммигрант то иностранный гражданин, который обладает не только опытом предпринимательской деятельности, но и определенными средствами для ведения и развития бизнеса.

Визы на въезд и разрешения на временное проживание бизнес-иммигрантов из числа этнических казахов, в том числе прибывших из государств, заключивших с Республикой Казахстан соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания, выдаются сроком до трех лет.

Одним из требований для получения визы для бизнес-иммигрантов является опыт предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом «О частном предпринимательстве» индивидуальным предпринимателем может быть гражданин Республики Казахстан или оралман, осуществляющий индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица и соответствующий определенным критериям. Иностранные граждане не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Статьей 6 Закона «О правовом положении иностранцев» предусмотрено, что временно пребывающие в Республике Казахстан иностранцы могут являться субъектами частного предпринимательства. Для этого им необходимо зарегистрировать юридическое лицо (возможно с единоличным участием).

По данным мониторинга миграционной ситуации, за 10 месяцев текущего года в органах внутренних дел республики зарегистрировано 833 783 иностранцев, в том числе из стран СНГ - 692 686, дальнего зарубежья - 141 097.

Из общего количества зарегистрированных иностранных граждан, наибольшее количество приходится на граждан Узбекистана - 420 679, Кыргызстана - 76 895, Турции - 39 825 и Китая - 60 675.

Компетентными органами на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов незаконной миграции, выявление нарушений миграционного законодательства.

По результатам таких мероприятий за нарушения миграционного законодательства привлечено к административной ответственности 83 448 человек, в том числе 77 711 - граждане СНГ и 5 737 - дальнего зарубежья. Наибольшее количество правонарушений совершаются гражданами Узбекистана - 57 042, Кыргызстана - 4 056. Из стран дальнего зарубежья - гражданами КНР (2624) и Турции (1402). Выдворено за пределы страны - 2 781, из них граждан Узбекистана (2325), Кыргызстана (122), КНР (38) и Турции (21).

Въезд граждан КНР осуществляется по визам. По данным ЕИС «Беркут» на 25 ноября 2013 года в стране находится 11 тыс. граждан КНР.

Факты выявленных нарушений в рамках проведенных в 2012 - 2013 годах отработок рынков страны на предмет соблюдения миграционного и трудового законодательства свидетельствуют о том, что подавляющее большинство иностранцев, торгующих на рынках, находятся в Республике Казахстан законно и зарегистрированы в органах внутренних дел по частным делам. Вместе с тем, их деятельность не соответствует цели, указанной при регистрации. За нарушение правил пребывания в Республике Казахстан к административной ответственности привлечено более 6 тыс. иностранцев, из которых по решению судов за пределы Республики Казахстан выдворены 217 человек. За несоответствие цели въезда у 2 тыс. иностранцев сокращен срок пребывания в Республике Казахстан. В ходе отработок выявлено 74 гражданина КНР, имевших подтверждение статуса оралмана и вид на жительство в Казахстане.

Одновременно отмечаем, что Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам трудовой миграции», содержатся нормы, направленные на урегулирование вопросов налогообложения трудовых мигрантов, являющихся домашними работниками, что, в свою очередь, позволит сократить долю теневого трудового рынка.

Легализация трудящихся-мигрантов повысит эффективность контроля за их пребыванием. Помимо этого, в экономику будут привлечены средства, полученные от них в качестве налогов, а также снизится коррупционная составляющая, так как труд мигрантов из теневой сферы будет выведен в легальную.

Вместе с тем, вышеназванным Законом не предусматривается легализация индивидуальной предпринимательской деятельности иностранцев в стране.

Касательно разработки административных и законодательных мер по урегулированию ситуации с бизнес-иммиграцией отмечаем, что в проекте Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в новых редакциях предусмотрено усиление ответственности за нарушения миграционного законодательства.

При этом административные правонарушения, санкция которых предусматривает административный арест, а также повторные нарушения миграционного законодательства, допущенные в течение года, переводятся в разряд уголовных проступков и включаются в Уголовный кодекс.

Работа по совершенствованию миграционного законодательства и усилению контроля за его соблюдением продолжается.

 

Премьер-министр Республики Казахстан Ахметову С.Н.

 

 

20 ноября 2013 г.

Премьер-министру

Республики Казахстан

Ахметову С.Н.

 

Депутатский запрос от 21 ноября 2013 года № ДЗ-228

«О решении вопроса о бизнес-иммиграции»

 

Уважаемый Серик Ныгметович!

 

До настоящего времени в Казахстане не получил эффективного решения вопрос бизнес-иммиграции.

По официальной информации Правительства в течение года в республику приезжает свыше 700 тысяч иностранцев, большая часть их - около 600 тысяч - из стран СНГ. Несмотря на существующий законодательный запрет, оптово-розничную торговлю на большинстве рынков страны ведут граждане, прибывшие из Узбекистана, Кыргызстана, Турции и Китая. Согласно источникам СМИ, только на рынках Алматы осуществляют свою деятельность более 200 тысяч граждан Китая.

Приток нелегальных мигрантов способствует росту теневого сектора. В основном иммигранты тяготеют к занятости в рамках неформального рынка труда, который, с одной стороны, не требует легализации их статуса, а с другой - предоставляет широкие возможности для быстрого достижения материального благополучия, в том числе за счет вывода доходов из-под налогообложения. Недостаточная проработанность отечественного законодательства в этой области стала причиной нарастающих объемов факторных платежей, не поддающихся налоговому учету. В результате нелегальной предпринимательской деятельности в бюджет Республики Казахстан не поступает налогов на сотни миллионов долларов. Помимо этого неурегулированность данного вопроса приводит к недобросовестной конкуренции и выдавливанию казахстанских предпринимателей из различных сфер.

Анализ мировой практики законодательного регулирования вопросов, связанных с осуществлением предпринимательства иностранными гражданами (Российская Федерация, Украина, Белоруссия и др.) свидетельствует о наличии положительного опыта легализации их деятельности В частности, важно легализовать индивидуальное предпринимательство для иностранцев из числа этнических казахов и лиц, прибывших из государств, заключивших с Республикой Казахстан соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания. В Казахстане также назрела необходимость введения новых законодательных механизмов регулирования деятельности бизнес-иммиграции. Понятие «бизнес-иммигрант» было введено Законом Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения». Однако до сегодняшнего дня визы категории «бизнес-иммигрант» не выдавались. Отсутствие статистики свидетельствует о существующих административных барьерах и пробелах в законодательстве.

В связи с вышеизложенным, уважаемый Серик Ныгметович, депутатская фракция ДПК «Ак Жол» просит проинформировать, предполагается ли в ближайшей перспективе разработка административных и законодательных мер по урегулированию сложившейся ситуации с бизнес-иммиграцией.

 

С уважением,

Депутаты парламентской фракции ДПК «Ак жол»

Е. Никитинская А. Перуашев А.

Абильдаев Т. Ергалиев Н.

Жазылбеков С. Кадралиева

М. Казбекова А. Туртаев

Исп.: Абильжанова А. 74 61 81

14 февраля 2014, 17:24
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript