Выступление начальника ИАД Агентства финансовой полиции на заседании Общественного совета на тему «О результатах реализации Отраслевой программы по противодействию коррупции на 2011-2015 годы» (г.Астана, 19 марта 2014 года)

20 марта 2014, 11:35
Фото:

Уважаемый Каирбек Шошанович!

Уважаемые члены Общественного совета!

Постановлением Правительства РК от 31 марта 2011 года №308 утверждена отраслевая Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011- 2015 годы.

В рамках данной программы осуществляется работа по расширению международного сотрудничества и совершенствованию национального законодательства по вопросам противодействия коррупции, повышению эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков, повышению антикоррупционного мировоззрения и снижению уровня теневой экономики.

Реализация Отраслевой программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий.

Разработчиком и координатором реализации Отраслевой программы является Агентство.

В этой связи, позвольте вкратце остановиться на результатах исполнения госорганами мероприятий Отраслевой программы по итогам 2013 года.

Всего по итогам прошлого года государственные органы и акиматы отчитывались по 37 пунктам Плана мероприятий.

В целом анализ представленной информации по реализации Отраслевой программы показал, что госорганами принят комплекс организационных и практических мер по снижению коррупции.

Так, с момента реализации Отраслевой программы достигнут ряд положительных результатов.

Агентством совместно с заинтересованными госорганами прорабатываются вопросы ратификации Конвенций Совета Европы об уголовной ответственности и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, а также вступления Казахстана в Группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).

Вступление в ГРЕКО позволит улучшить позиции Казахстана в международных антикоррупционных рейтингах.

В результате проведенной работы, в настоящее время Казахстан получил приглашение на вступление в ГРЕКО, которое рассматривается Администрацией Президента.

Задача по полному переходу к 2015 году на электронную форму выдачи лицензии достигнута в 2012 году.

В настоящее время все лицензии формируются исключительно в электронной форме (по информации МТК).

Достигнут целевой индикатор по переводу не менее 50% социально-значимых государственных услуг в электронную форму.

Так, автоматизированы и выведены на портал «электронного правительства» 19 из 31 (61%) социально значимых госуслуг.

В целях повышения антикоррупционного мировоззрения большинством госорганов проводятся широкомасштабные акции, «круглые столы», семинары, выпуск агитационных материалов и др.

Так, в 2013 году территориальными подразделениями ОФП под эгидой НДП «Нур Отан» проведено порядка 600 организационно-практических мероприятий антикоррупционной направленности с привлечением гражданского общества.

К примеру, Агентством совместно с молодежным крылом «Жас Отан» проведена республиканская акция «Кеңес орталығы» (Центр совета), направленная на оказание правовой помощи населению по широкому кругу вопросов, в том числе по противодействию коррупции.

Наряду с этим, руководством Агентства ежеквартально проводятся встречи со студентами.

Руководителями территориальных подразделений также на постоянной основе проводятся встречи с населением.

Выпущенные Агентством видео-аудио ролики транслируются на государственных и местных каналах, выпущенные материалы антикоррупционной направленности (памятки, календари и др.) распространены среди широких масс (предпринимателей, среди госслужащих), баннеры размещены в регионах.

Вместе с тем, наряду с положительными результатами, в ходе анализа выявлены недостатки, допущенные госорганами при ее реализации.

Такие нарушения связаны с некачественным и формальным исполнением отдельных мероприятий. В результате, большинством госорганов предоставляются дежурные отписки о проводимой работе.

К примеру, по пункту 3 Плана Министерству финансов необходимо продолжить максимальное расширение безналичных расчетов и сокращение наличного оборота.

Минфином представлена информация о принятом Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательный акты по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» от 21.06.12 г.

В то же время, предложение об ограничении сумм обналичивания денежных средств инициировано Агентством.

Министерству образования и науки поручалось разработать и реализовать специальные обучающие программы для взрослых, студентов, школьников о коррупционных рисках, способах противодействия коррупции и антикоррупционном поведении (п. 13).

Ни Министерством образования, как основным исполнителем, ни МТК и МКИ (соисполнители) работа по реализации данного пункта не проводилась.

Направленная информация МОН сводится к работе, проведенной Академией финансовой полиции.

Слабо организована работа по исполнению Отраслевой программы в регионах.

Акиматами областей, г.г. Астана и Алматы в целях реализации Отраслевой программы разработаны региональные планы противодействия коррупции.

Анализ указанных планов показал, что при их разработке и утверждении, акиматы, в основном, ограничиваются дублированием мероприятий, указанных в правительственном Плане мероприятий по реализации Отраслевой программы.

При этом не учтены вопросы противодействия коррупционным проявлениям с учетом специфики регионов, в т.ч. в разрезе структурных и подведомственных организаций.

Не проведен анализ по определению наиболее подверженных коррупции сфер и не выработаны конкретные меры по исключению условий, создающих предпосылки для совершения коррупционных правонарушений.

Более того, в отдельных ведомственных планах нашли отражение мероприятия формального характера, которые должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Например, проведение аттестации госслужащих, обеспечение своевременной сдачи деклараций о доходах и имуществе, прохождение обязательной специальной проверки, своевременное рассмотрение обращений граждан и другое.

Приведу несколько примеров.

В рамках регионального Плана Акмолинской области на период 2011-2015 г.г. предусмотрено исполнение 38 пунктов, из них на сегодняшний день исполнено и снято с контроля 6, находятся на исполнении 4 пункта, остальные пункты являются постоянными (исполняются ежегодно, ежеквартально).

Анализ эффективности реализации регионального плана по борьбе с коррупцией Западно-Казахстанской области показал, что определенная работа проводится, однако имеются недостатки.

Так, План не актуализирован с учетом внесенных изменений в Отраслевую программу согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2012 года № 866.

По другим регионам имеются аналогичные замечания.

Наряду с этим, имеет место некачественное исполенение мероприятий.

В частности:

- акиматами г.Алматы, Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской областей не выпущены агитационные материалы (п.15);

- Акиматами г.Алматы, Алматинской, Атырауской, Мангистауской областей не проведена работа по обеспечению профилактики и выявление нарушений требований Земельного кодекса при закреплении земельных участков, исключение незаконного передела закрепленной земельной собственности;

- Акиматами г.Алматы, Алматинской, Мангистауской, Павлодарской областей не проводилась работа по п. 22, предусматривающему проведение регулярных встреч руководителей госорганов с представителями общественных и неправительственных организаций;

- всеми акиматами не обеспечен общественный контроль за предоставлением жилья из государственного жилищного фонда, а также земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Представлена общая информация о взаимодействии с общественными объединениями, без указания конкретных мер по реализации данного мероприятия.

Такие формальные и малоэффективные региональные планы за годы реализации Отраслевой программы не воздействовали положительно на ситуацию с коррупцией на местах, которая наоборот ухудшилась.

Свидетельством тому является большой удельный вес выявленных коррупционных преступлений в отношении должностных лиц местных исполнительных органов.

Так, в 2013 году в отношении должностных лиц акиматов всех уровней выявлено 660 преступлений или 46% от общего количества зарегистрированных коррупционных преступлений в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и приравненных к ним (1445).

В разрезе регионов наибольшее количество преступлений в отношении должностных лиц местных исполнительных органов зарегистрировано в Южно-Казахстанской (140), Восточно-Казахстанской (91), Атырауской (90), Жамбылской (89), Костанайской (86) и Павлодарской (71) областях.

По результатам анализа, об имеющихся недостатках и упущениях со стороны госорганов, Агентством направлено письмо в Канцелярию Премьер-Министра.

Как известно, в ходе Послания народу Казахстана текущего года Главой государства поручено продолжить формирование и реализацию новой антикоррупционной стратегии.

Агентством уже разработан проект стратегии и направлен на согласование в госорганы. За основу мы взяли передовой зарубежный опыт.

Концептуальной основой стратегии являются положения Конвенции ООН против коррупции и рекомендации Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР.

В частности, предлагается введение ответственности за «незаконное обогащение», т.е. значительного увеличения активов, которое не может быть рационально обосновано, при этом, превышающее законные доходы чиновника. На наш взгляд, имплементация этой нормы в Казахстане придаст значительный импульс реализации эффективной борьбы с коррупцией, усилив антикоррупционный потенциал отечественного законодательства.

Значимым результатом последовательной и логически выстроенной антикоррупционной работы, на наш взгляд, должно стать введение уголовной ответственности за торговлю (злоупотребление) влиянием в корыстных целях, то есть покровительство за счет использования должностных полномочий.

Важным направлением является противодействие коррупции в частном секторе.

Предпринимательское сообщество должно осознать, что вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира возможно при соблюдении субъектами частного сектора принципов прозрачности и деловой этики.

Коррупционные правонарушения в частном секторе криминализированы в законодательстве передовых стран мира. Одними из первых проблемой коррупции в частном секторе озаботились США, приняв ряд законодательных актов с мерами карательного характера в отношении коррумпированных компаний. Аналогичные меры были приняты в Германии, Великобритании и других европейских странах.

Далее.

Сегодня в Казахстане успешно внедрены принципы прозрачности в добывающих отраслях экономики, что обусловило вступление нашей страны в число последователей Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в 2013 году.

Имплементация стандартов ИПДО является важной мерой антикоррупционного характера, влияющей на деловой климат и инвестиционную привлекательность Казахстана.

Следующей отраслью, в которой необходимо внедрить аналогичные принципы, является строительство. В отличие от других отраслей экономики, отечественный строительный сектор активно работает с бюджетными средствами. При этом остается нерешенной проблема отсутствия прозрачности при строительстве социальных и инфраструктурных объектов, обуславливающая неэффективное освоение, а в определенных случаях, хищение бюджетных средств.

В антикоррупционной стратегии предусмотрен ряд мер по присоединению к Инициативе прозрачности строительных отраслей (ИПСО), международной организации, вырабатывающей принципы прозрачности и подотчетности в реализации строительных проектов. Вкупе с разработкой эффективных механизмов общественного контроля это позволит значительно снизить коррупциогенность строительной отрасли Казахстана.

При разработке стратегии нами уделено пристальное внимание к проблеме масштабного использования офшоров отечественными предприятиями. Помимо перманентного вывода капитала за рубеж, весьма угрожающей видится проблема с отсутствием прозрачности в структуре владения стратегических казахстанских компаний. В настоящее время идентификация конечного бенефициара компании представляется невозможной в связи с использованием механизмов по типу «слепых» трастов.

Сложившаяся ситуация осложняется тем, что офшорные юрисдикции позволяют легализовывать незаконно нажитые капиталы, в том числе коррупционного происхождения. Как правило, затем «грязные» деньги возвращаются в Казахстан под видом респектабельных иностранных инвестиций.

В настоящее время поиски решения проблемы вывода капитала в низконалоговые юрисдикции объединила весь мир, о чем свидетельствовала повестка дня прошедшего в 2013 году на территории Северной Ирландии саммита стран Большой восьмерки. Большинство вопросов повестки касалось именно борьбы с офшорами, в связи с чем перед ОЭСР была поставлена задача разработать пошаговый план противодействия офшорам. Разработанный План противодействия уклонению от уплаты налогов и утаиванию прибыли в низконалоговых юрисдикциях является главным инструктивным международным документом по борьбе с офшорами.

Основной идеей Плана является переход от формата двустороннего налогового сотрудничества стран к модели многостороннего информационного взаимодействия. До конца 2015 года будет создана система межстранового «автоматического обмена» налоговой информацией в режиме онлайн. Подобная система уже действует в США и показывает свою эффективность.

В этой связи, крайне необходимо начать процесс интеграции с мировым сообществом по офшорной проблематике, что, в свою очередь, обусловит повышение прозрачности в структуре стратегических отраслей экономики.

Что касается повышения эффективности механизма государственных закупок.

Необходимо перекрыть возможности для вывода значительных государственных денежных средств, осваиваемых путем проведения закупок, обеспечить подотчетность каждого тенге, потраченного государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора.

Практика выявления экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок доказывает необходимость кардинального изменения процедур закупок, основываясь на принципах предварительной квалификации всех потенциальных поставщиков, определения единым организатором закупок соотношения сложности проводимых закупок требуемому уровню квалификации, автоматизации процессов информирования соответствующих потенциальных поставщиков, подачи ценового предложения, заключения договоров.

Право подрядчика по распоряжению и использованию бюджетных средств по договору должно налагать обязанность по соблюдению полной прозрачности перед государством и обществом.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?