Горячие новости
Читайте также

В нынешнем году исполняется 20 лет созданию маслихатов в Республике Казахстан

Фото : 25 марта 2014, 11:53

В нынешнем году исполняется 20 лет созданию маслихатов в Республике Казахстан. В моей памяти сохранились первые дни и месяцы внедрения новых представительных органов независимого Казахстана в политическую систему независимой страны.

Вот как все начиналось.

В Казахстане всегда уделялось большое внимание вопросам внедрения местного государственного управления и самоуправления. Но в каждый отдельный период были свои особенности, свои условия этих процессов, сопряженные с политическими реалиями момента.

Доставшиеся по наследию от Советского Союза и существовавшие на заре нашей независимости советы (районные, городские и т. д.) исчерпали себя и являлись тормозящим фактором в новых сложных в переходный период экономических и политических условиях. Но вместе с тем в начале становления нашей независимости необходимость внедрения и развития местного государственного управления и элементов самоуправления существовала и многими понималась. В декабре 1993 года Верховный Совет после долгих дебатов принимает Закон «О местных представительных и исполнительных органах РК». На этом законе и основывались первые маслихаты.

С чего начинать?

В 1994 году, в апреле, прошли выборы в маслихаты. С этого времени мы и начинаем отсчет времени. В Алматы и во всех регионах страны были созданы, соответственно, маслихаты районного, городского, областного уровней. И, конечно же, как бывает при внедрении всего нового, возникли сложности, связанные с тем, что было просто непонятно, как дальше работать? Что именно делать, с чего начинать? Закон, конечно, есть, но как работать и с кем работать?

Были избраны депутаты, секретари маслихатов. Меня в то время уже избрали секретарем маслихата Алматы. Конечно, все организационные работы согласно закону мы полностью провели, начали что-то делать. Но наряду с этим появилось много вопросов о том, как действовать дальше - каков должен быть регламент местных представительных органов, как соотносить свою деятельность с исполнительной властью…

Помнятся бесконечные звонки за консультациями секретарей маслихатов областей и городов, так как в мою бытность секретарем Алматинского маслихата в те годы Верховный Совет дислоцировался в Алматы и мои коллеги полагали, что в центре легче разобраться в злободневных вопросах.

Однако, Верховный Совет в то время сам находился в подвешенном состоянии - вопрос стоял о легитимности его избрания. Поэтому в тот момент члены высшего представительного органа республики не могли поделиться своим опытом, на все вопросы отвечали стандартно - «мы друг к другу не относимся», «не подчиняемся», «ничего не можем сказать».

И тогда я обратился с письмом на имя Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Буквально в течение двух недель мне позвонили из Аппарата Президента и сказали, что Нурсултан Абишевич назначил встречу со всеми секретарями областных маслихатов Казахстана.

Встреча с Президентом

Ну вот, дело пошло! Я немедленно обзвонил всех секретарей маслихатов областей. Перед встречей с Президентом мы заранее собрались в городском маслихате. Обговорили круг вопросов, который нас интересовал, и, зная, что у Нурсултана Абишевича время ограничено, договорились, что выступят максимум два человека и четко обозначат все проблемные вопросы.

Приехали в Администрацию Президента, собрались в зале заседаний. Президент вышел к нам с руководителем Администрации, с юристами и другими работниками президентского аппарата. Нурсултан Абишевич поприветствовал нас, предложил высказаться. Слова взял я, в нескольких словах рассказав о трудностях и проблемах маслихатов.

Выслушав мои доводы, Нурсултан Абишевич остановился на задачах, стоявших перед республикой, роли и месте маслихатов в их реализации. Вместе с тем он отметил, что Администрация Президента не может руководить маслихатами и Верховный Совет - тоже, поэтому работать, сказал он, «будем на основании тех законов, которые сейчас действуют и приняты».

Для наведения порядка и обеспечения взаимных связей он тогда высказал идею создать Координационный совет областных маслихатов, который будет взаимодействовать с Аппаратом Президента и Верховным Советом, а председателем этого совета предложил назначить меня, с чем мои коллеги согласились.

После этого, несмотря на то что регламент был всего 15 минут, мы еще около часа беседовали с Президентом на разные темы. Больше всего, конечно, тогда нас интересовала ситуация с Верховным Советом. Система маслихатов, как казалось многим, была завязана на Верховный Совет. Эта привычка оставалась еще с советского периода, когда вертикаль представительных органов разных уровней завершалась именно Верховным Советом. Глава государства тогда однозначно сказал, что сложившаяся ситуация в Верховном Совете нас не затрагивает, мы избирались по другому принципу.

Первые шаги

На мой взгляд, за время существования нашего Координационного совета мы провели очень большую и серьезную работу. Этому способствовало то, что у нас была тесная связь с Администрацией Президента, все необходимые вопросы решались быстро, координация была всегда на высоком уровне. Постепенно маслихаты встали на ноги, мы приобрели опыт и стали полноценной частью политической системы нашего государства.

В работе маслихатов много своей специфики. Здесь приходится решать хозяйственные вопросы локального, местного масштаба, и в то же время держать руку на пульсе страны.

На регулярной основе мы стали проводить выездные заседания Координационного совета. В частности, в Костанае изучали опыт работы по организации местного самоуправления, в Шымкенте обсуждали вопросы организации работы постоянных депутатских комиссий. Приезжали депутаты и в Алматы, одно из заседаний было проведено в Астане, где был проведен тренинг по выборам депутатов первого созыва Сената. Такой подход обеспечил проведение первых выборов сенаторов без каких-либо серьезных замечаний. Мы активно привлекали к работе городские маслихаты. Постоянно корректировали работу, делились планами. К этому времени был уже создан журнал «Маслихат», где люди получили возможность делиться наработанным опытом. Я думаю, это помогло нам в дальнейшем четче организовать работу маслихатов.

Большое внимание в нашей работе уделялось изучению элементов местного самоуправления за рубежом, что было важно, ведь все члены маслихатов были родом из советского периода, где никакого местного самоуправления фактически не было.

Мы неоднократно вносили предложения в законопроекты, которые рассматривались в Парламенте - по вопросам местного самоуправления, жизнедеятельности регионов, в частности, участвовали в разработке проектов по административному кодексу. Так как в тот момент Алматы был эпицентром политической жизни страны, на Алматинском городском маслихате лежала особая ответственность. Мы создавали комитеты местного общественного самоуправления (КОС) - уличные, домовые, квартальные, куда избирались наиболее активные жители районов города. Вместе с ними намечали планы необходимых работ: по озеленению, уборке территорий, работе магазинов…

Хочу отметить, что в то время я провел более 200 встреч с населением. Значительная часть руководителей администраций на местах (нынешние акимы) поддерживали КОС, и наша совместная деятельность приносила свои плоды: в таком тесном взаимодействии мы эффективно решали многие бытовые вопросы на своем уровне - коммунальные, хозяйственные, экологические, социальные. Все это дало возможность контролировать работу местных исполнительных органов. За все невыполненные работы в городе соответствующие службы несли ответственность и перед председателями КОС, которые принимали участие во всех отчетных заседаниях и могли выступить с критикой, прямо указав на недостатки.

Мы постоянно делились опытом с другими регионами о том, как в Алматы внедряются элементы местного самоуправления. Следует учесть, что только в Алматы было принято более 20 правил по жизнедеятельности города. В частности, это такие положения, как уборка территорий, парковки машин, озеленение территорий и т. д. Депутаты маслихата всегда принципиально выступали, когда рассматривался бюджет города или социальные вопросы, будь то льготный проезд для пенсионеров и студентов, проблемы транспорта, дорог, благоустройства. Какие горячие споры и дискуссии можно было наблюдать в те годы…

Сейчас я депутат Сената. Опыт, накопленный во время работы в маслихате, оказывает мне неоценимую помощь. В своей работе я до сих пор стараюсь не терять связь со своим родным регионом, с секретарями маслихатов областей. Считаю необходимым подчеркнуть, что сегодня в Казахстане особое внимание уделяется роли местных представительных органов. В настоящее время маслихатам на законодательном уровне дан широкий круг полномочий. Можно с уверенностью сказать, что маслихаты состоялись.

В канун 20-летия создания маслихатов, которые доказали свою необходимость, нашли свое место в обществе, проводят большую и нужную работу, хотелось бы пожелать им дальнейших успехов в работе в интересах всех избирателей. И поздравить всех депутатов, начиная с первого созыва, с этой знаменательной датой.

Жумабек ТУРЕГЕЛЬДИНОВ, депутат Сената Парламента РК,

член Комитета по конституционному законодательству,

судебной системе и правоохранительным органам


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии