Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Внесение дополнений и изменений в Экологический кодекс РК

Юрист

Фото : 26 марта 2014, 10:38

Существующее положение : Здоровье нации напрямую зависит от состояния окружающей среды. Промышленное развитие Казахстана требует усовершенствования действующего экологического законодательства. Разработанный и принятый в 2007 году Экологический кодекс РК (далее - ЭК) содержит нормы и требования, требующие корректировок. Так, согласно п.1 статьи 69 ЭК п риродопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду . Чтобы получить экологическое разрешение в части размещения отходов, природопользователь на основании требований статей 36, 47, 69, 128, 288-1, 289 ЭК разрабатывает следующую документацию, на которую затрачивается огромные финансовые средства:

- Предпроектную и проектную документацию намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду (на проекты необходимо получение Заключение государственной экологической экспертизы);

- Проект нормативов размещения отходов производства и потребления, в части хранения или захоронения выдаются лимиты отходов (на проект НРО необходимо получение Заключение государственной экологической экспертизы);

- Программу управления отходами (на проект ПУ необходимо получение Заключение государственной экологической экспертизы);

- Паспорта опасных отходов в составе проекта НРО (необходимо согласование уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. При этом все отходы, образуемые на предприятиях выходят, как опасные, поскольку ЭК не предусмотрена разработка Паспортов на неопасные отходы).

- План мероприятий по охране окружающей среды на период действия разрешения (необходимо проведение общественных экологических слушаний);

- Программу производственного экологического контроля.

В ЭК существуют неясности, в части хранения и захоронения опасных отходов на собственных полигонах. Паспорта опасных отходов разрабатываются на все образуемые отходы, содержащие опасные свойства являются опасными.

На основании п.3 статьи 288 ЭК места временного хранения отходов предназначены для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения . Статьей 2 98 ЭК (п.1 и п.2) регламентировано х ранение отходов в специально оборудованных местах (площадках, складах, хранилищах) на период, установленный для каждого вида отходов в целях последующей утилизации, переработки или окончательного захоронения. Местом захоронения отходов является место их постоянного размещения без намерения изъятия.

Согласно п.1 и п.2 статьи 300 ЭК з ахоронению без предварительной обработки могут подвергаться только неопасные отходы . Опасные отходы должны подвергаться обезвреживанию, стабилизации и другим способам воздействия, снижающим опасные свойства отходов.

Сегодня природопользователи, имеющие собственные полигоны отходов, осуществляют захоронение опасных отходов производства. Площади производственных полигонов отходов с каждым годом увеличиваются. В свою очередь отходы производства оказывают экологическую нагрузку путем испарения загрязняющих веществ в атмосферу, проникновения их в почвенный покров и подземные воды. Сатистика показывает, что районы размещения производств (Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Атырауская, Карагандинская области) подвержены риску онкологических заболеваний.

Анализ выданных экологических разрешений показывает, что уполномоченным органом в области охраны окружающей среды при их выдаче крупным природопользователям, имеющим собственные полигоны отходов, согласовываются лимиты на захоронение отходов, которые по своему паспорту содержат опасные свойства ( красные и янтарные уровни опасности отходов ). Крупным предприятиям, которые затрачивают огромные финансовые средства на разработку проектной документации и производят экологические платежи за эмиссии в окружающую среду, легче захоранивать опасные отходы на своем полигоне и платить штрафные санкции, чем внедрять малооотходные и безотходные технологии. В настоящее время нет стимула у предприятий внедрять передовые технологии по переработке технологий, поскольку требуются затраты на получение разрешительной документации.

Предлагаемое решение: Необходимо природопользователям, оказывающим экологическую нагрузку, снизить бюрократические барьеры и стимулировать предприятия на реализацию конкретных природоохранных мероприятий по утилизацию отходов с последующей ликвидацией площадей захороненных опасных отходов.

Поскольку лимиты эмиссий в окружающую среду в экологических разрешениях природопользователя полностью копируют объемы нормативов, определенные проектами нормативов эмиссий в окружающую среду (предельных выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов), предлагается из ЭК исключить процедуру получения экологического разрешения (Главу 8 ЭК), ограничившись лишь разработкой проектов нормативов эмиссий в окружающую среду, где можно изложить все необходимые экологические требования со сроком реализации внедрения программы уменьшения объемов образования и размещения отходов, выполнения природоохранных мероприятий, программы производственного экологического контроля. Процедуру получения Заключений государственной экологической экспертизы на проекты нормативов эмиссий в окружающую среду проводить по принципу «одного окна» без контакта природопользователя с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Предусмотреть в ЭК статьи по запрещению захоронения опасных отходов, ввести ответственность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, предусмотреть процедуру экономического стимулирования предприятий по внедрению малоотходных или безотходных мероприятий с последующей ликвидацией захороненных опасных отходов.

Что это даст стране Здоровье нации зависит от состояния окружающей среды. Предлагаемые меры позволят снизить административные барьеры, коррупцию государственных органов, направить финансовые средства природопользователей на реализацию природоохранных мероприятий . Обезвреживание, утилизацияотходов производства, снизят объемы захороненных отходов.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии