Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Развитие школ и детсадов. Механизм

Экономист

Фото : 26 марта 2014, 13:08

Наверное, многие наблюдают в Казахстане картину ухудшения социальной сферы: образования, здравохранения. Количество школ, при всей поддержке государства, включая программы вроде «100 школ» не дают эффекта и остаются по большей частью только на бумаге. В стране катастрофически не хватает школ и детсадов.

В то же время, в реальности мы видим, что за последние годы активно развиваются религиозные учреждения. Даже бывают случаи, когда на месте детсада или школы возникает развлекательный центр или мечеть или церковь.

Много в интернете статистики, показывающей, что количество введенных мечетей превышает количество введенных школ и детсадов.

Я лично ничего не имею против религии, мечетей, церквей и синагог. Но думаю, что государство проигрывает им в борьбе за умы и сердца молодых казахстанцев.

Для того чтобы как-то уравнять шансы, нужно предпринять следующие шаги.

1. Каждая вновь открываемая мечеть/церковь и другое религиозное учреждение должны быть построены при условии открытия школы или детсада с площадью не меньшей чем площадь религиозного учреждения. Строительство школы или детсада должно быть в пределах 1 квартала или в радиусе не более 2 (3, 4 или 5 - на выбор) км от построенного религиозного учреждения. Конечно, школы и детсады должны соответствовать всем стандартам.

2. Религиозное учреждение (мечеть, церковь, синагога и т.п.) берет на себя расходы по оплате всех коммунальных расходов школы или детсада. Государство со своей стороны обеспечивает деятельность и учителей, а также основными средствами и инвентарем (парты, мебель, техника и прочее). При этом религиозное учреждение может закупать на свои средства лампы, счетчики, системы безопасности и прочее оборудование, которое позволит экономить на коммунальных расходах без ущерба деятельности школы-детсада, его воспитанникам и без нарушения стандартов.

3. Возможно, несколько религиозных учреждений могут объединяться и строить и поддерживать школы-детсады. При этом расстояние от общей школы-детсада до каждого религиозного учреждения не должно превышать 3 (4, 5 - на выбор) км.

Мне кажется, принятие соответствующего закона и внесение необходимых изменений в соответствующие нормативно-правовые акты позволит государству сэкономить, а главное - в кратчайшие сроки построить достаточное количество школ и детсадов.

Меры по стимулированию учителей, воспитателей и преподавателей детских садов, школ и вузов к воспитанию граждан РК, действительно подготовленных к жизни и стремящихся внести свой вклад в развитие страны.

 

Система образования РК за период независимости не раз подвергалась реформам, но результаты до сих пор вызывают много поводов для критики. Всякий раз реформы проводились, опираясь на различные прогрессивные модели. При этом находятся изъяны и подвергаются критике, как модели развитых капиталистических стран, так и старая, социалистическая система образования.

Сложилась ситуация, что при высоком уровне самозанятых и безработных, предприятия ощущают кадровый голод и острую нехватку специалистов. Неуклонно снижается нравственный уровень молодежи, растет преступность, особенно в среде поколения «потерянных 90х». Бизнес стремится уйти в тень, зарплаты «в конвертах» так и не перестали быть атрибутом нашей действительности. Идеология, не только государственная, но и основанная на общечеловеческих моральных принципах, стремится к нулю в быту.

Первопричиной этого является отсутствие должного воспитания и некачественной системы образования. Это связано с тем, что декларируемые на высших уровнях социалистические принципы и идеалы разбиваются о рыночную действительность. Между понятием качественного образования и денежным характером отношений во всем остальном отсутствует связь. Отсутствует связь между результатом трудов учителей в виде воспитания сложившегося члена общества, приносящего благо государству, и соответствующим вознаграждением за эти труды. Вознаграждением в денежном выражении, характерном для всех отношений стран рыночной экономики. В советское время денежное вознаграждение компенсировалось высоким статусом учителя. В настоящее время статусу должно соответствовать, а зачастую и заменяет, денежная составляющая.

Необходимо реализовать эту связь. И эта связь должна быть осязаема, конкретна и понятна.

Необходимо выявить критерии, позволяющие определить сложившегося члена общества, нашедшего свое место и, главное, приносящего свой вклад в развитие общества и государства. Этот критерий должен быть прост, понятен, измерим.

Таким критерием является уровень подоходного налога. Он показывает уровень востребованности человека окружающим миром, при этом, что немаловажно, степень прозрачности перед государством.

Исходя из вышесказанного, предлагаю внедрить в нашей стране следующую систему мотивации учителей и преподавателей школ и вузов, воспитателей детсадов и детских домов.

В школах, вузах, детских садах и детских домах ввести премирование в виде части полученных подоходных налогов от бывших учеников и подопечных. Учителя и воспитатели, принимавшие участие в образовании и воспитании человека до 21 года (или до завершения первого высшего образования), получают, допустим, 0,1% процента от подоходного налога каждого своего воспитанника, в пропорции по времени работы с воспитанником.

Эта система должна коснуться всех поголовно: работников школ, детсадов, детских домов, вузов, организаций дополнительного образования, спортивных секций, вплоть до частных репетиторов. Дополнительная мотивация всех участников процесса воспитания будущего гражданина позволит решить также задачу выведения из тени многих частных репетиторов и тренеров. Более того, в целях развития семейных ценностей и традиций, стимулировать родителей (опекунов), предположим 10% от подоходного налога. Такая мера позволит удержать от разводов какую-то часть. Также воспитатели, учителя, семья будут стремиться к тому, чтобы у будущего члена общества было стремление к прозрачности доходов перед государством.

На заявления о технической невозможности реализации подобного, можно привести в пример соцсети (фейсбук, вконтакте, мой-мир от «мэйл.ру») где обрабатываются миллиарды связей. А уж связать человека с его наставником в 16 миллионном Казахстане технически не представляется сложным. И этот доход-премию учитель может получать даже после выхода на пенсию. А скорее всего, будет так, что основная его пенсия будет складываться из части подоходного налога с его бывших учеников. Тогда и головная боль государства о пенсионном обеспечении отпадает. Таким образом, будет реализована система поощрения за конечные результаты: чем больше воспитанник приносит благ обществу - тем больше он зарабатывает. Чем больше он зарабатывает - тем больше получает его воспитатель.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии