Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Расширение избирательного права граждан как гарантия функционирования системы сдержек и противовесов государственной власти в Республике Казахстан

Магистр юридических наук

Фото : 26 марта 2014, 13:13

Согласно пункту 4 статьи 3 Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года: « Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов ». Законодательную власть в стране, как известно, представляет Парламент Республики, состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса Парламента; исполнительную - Президент. Судебная же власть в стране осуществляется благодаря системе судов, состоящей из Верховного суда, местных и других судов, учреждаемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом РК от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Такой важный представительный орган как Мажилис Парламента Республики Казахстан состоит из ста семи депутатов, девяносто восемь из которых, то есть, абсолютное большинство, избираются посредством всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании граждан. Что же касается Сената Парламента, то основная его часть, в количестве тридцати двух депутатов, избирается путем косвенного избирательного права при тайном голосовании, депутатами маслихатов (местных органов представительной власти) за исключением пятнадцати человек, непосредственно назначаемых в Сенат Парламента Президентом Республики .

Согласно пункту 1 статьи 3 Конституции РК: «Единственным источником государственной власти является народ», последний, как мы в этом убедились выше, наделен прямым правом, избирать своих представителей в Нижнюю палату Парламента. А это, стало быть, является убедительным признаком того, что данная ветвь (законодательная) государственной власти, полностью соответствует принципу взаимодействия ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, и исключает, благодаря демократическим, независимым выборам, отражающим действительное волеизъявление большинства, подпадание депутатов Парламента под политическое влияние представителей других ветвей государственной власти, таких как Президент, Премьер-Министр, судья или прокурор; и гарантирует эффективное, слаженное функционирование системы сдержек и противовесов в стране.

Тоже самое можно сказать и об образовании исполнительной власти Республики, так как, основной институт данной государственной власти - Президент Республики Казахстан, обеспечивающий в соответствии с Конституцией , согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом, избирается благодаря всеобщему, равному и прямому избирательному праву, которым наделен каждый достигший совершеннолетия, дееспособный гражданин нашей страны.

Следовательно, системе сдержек и противовесов внутри государственной власти теоретически соответствуют две ветви - законодательная и исполнительная. Чего, однако, нельзя сказать о третьей - судебной ветви, которая, по моему мнению, в настоящее время, не может в полной мере реализовать на практике исследуемую нами систему сдержек и противовесов государственной власти Республики Казахстан, по следующим объективным причинам.

Во-первых, в отличие от законодательной и исполнительной ветвей власти, судебная власть образуется не посредством равного и прямого избирательного права, осуществляемого народом, а через избрание Сенатом по представлению Президента, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, в случае избрания Председателя и судей Верховного Суда Республики, или через назначение Президентом по рекомендации Высшего Судебного Совета, в случае назначения председателей и судей местных и других судов. Иначе говоря, при избрании или назначении судей отсутствует та характерная черта, четко прослеживающаяся при избрании депутатов Парламента или Президента страны; черта, которую можно назвать, демократическим вектором, в полном смысле этого слова, потому как, было сказано выше, единственным источником государственной власти является народ Республики Казахстан, и только он, как мне кажется, должен и может стать тем самодостаточным гарантом, который, наконец, обеспечит правильное взаимодействие между собой ветвей государственной власти с использованием системы сдержек и противовесов. Что, при «слепом» копировании судебных систем запада, практически не возможно.

Найдутся, впрочем, те, которые скажут, что Председатель и судьи Верховного Суда РК избираются депутатами Сената - народными избранниками. Однако, не стоит забывать, что депутаты Верхней палаты избираются не путем равного и прямого избирательного права, а посредством осуществления косвенного избирательного права, а кроме того, исчерпывающий список кандидатов на должности судей представляется Президентом по рекомендации Высшего Судебного Совета, что как я считаю, автоматически исключает саму идею системы сдержек и противовесов, призванную поддерживать равновесие трех столпов власти, опорой которым должна быть единая точка. Ведь в противном случае, если один из трех столпов не будет стоять наравне с другими двумя на общей для них опоре, а будет расти прямо из тела одного из них - два перевесят один; о каком же равенстве, о каком равновесии может тогда идти речь? Коротко говоря, законодательная, исполнительная и судебные ветви государственной власти должны быть независимыми друг от друга, а поэтому должны вытекать из единственного источника государственной власти - народа Республики Казахстан.

Во-вторых, члены Высшего Судебного Совета, по рекомендации которых избираются или назначаются казахстанские судьи, в соответствии с Законом РК от 17 ноября 2008 года № 79-IV «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», назначаются и освобождаются Президентом, что также, по моему мнению, исключает эффективное и слаженное функционирование системы сдержек и противовесов государственной власти внутри страны, поскольку концентрирует большую часть власти в одних руках.

В-третьих, председатели и судьи местных и других судов вообще не избираются, а опять же назначаются на должность Президентом, по рекомендации Высшего Судебного Совета. А ведь они и составляют совершенное большинство представителей судебной власти в нашей Республике.

«Каковы же, - спросите Вы, - пути разрешения возникшей в государственной власти «асистемности»? На мой взгляд, логично было бы, в целях полного исключения воздействия со стороны других ветвей власти, на процесс образования судебной власти в стране, дать возможность гражданам Республики, посредством всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, самим избрать тех, кто в свою очередь путем косвенного избирательного права, изберет и назначит для всеобщего блага по-настоящему независимых, подчиненных только Конституции и закону судей. Таким органом мог бы стать «обновленный», вновь избранный народом Высший Судебный Совет. А «обновленный» в том смысле, что его структура и формирование будут кардинальным образом изменены во благо демократии - выбора большинства.

Так, членами Высшего Судебного Совета смогут стать граждане Республики Казахстан, соответствующие специальным и общим требованиям, установленным для кандидатов в это поистине высокое собрание, на плечи которых ляжет огромная ответственность по формированию целостной судебной системы нашей страны. Принципиальным моментом здесь, по моему мнению, необходимо сделать то, чтобы должность члена Высшего Судебного Совета была, как и должность судьи, несовместимой с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации и политической партии.

Равным образом, это должно коснуться и органов прокуратуры РК, без достаточной независимости которых, эффективную систему сдержек и противовесов государственной власти, а кроме того, правосудия трудно будет даже представить. Следовательно, кандидатуру на пост Генерального прокурора РК необходимо будет, как и кандидатуры членов Высшего Судебного Совета избирать посредством всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании граждан. Кандидатуры же на должности прокуроров областей, городов республиканского значения, столицы и районов в свой черед, будут назначаться депутатами Сената Парламента через реализацию косвенного избирательного права по представлению Генерального прокурора Республики Казахстан.

В результате чего в Мировом сообществе возникнет прецедент формирования относительно независимых друг от друга, самостоятельных ветвей государственной власти, со следующей схемой функционирования:

1. Законодательная власть:

1.1. народ → мажилис;

1.2. народ → маслихаты → сенат;

2. Исполнительная власть: народ → президент → премьер-министр → правительство, министерства и другие органы исполнительной власти;

3. Судебная власть: народ → высший судебный совет → судьи;

4. Органы прокуратуры, как часть системы правосудия: народ → генеральный прокурор → сенат → прокуроры.

Напоминаю, что настоящая работа призвана помочь наметить лишь самые общие моменты созидания принципиально обновленной системы сдержек и противовесов государственной власти, детали которой, потребуют от нормотворцев их законодательного закрепления в Конституции РК и специальных нормативно-правовых актах, путем внесения изменений и дополнений в уже существующие законы, и издания новых. В частности необходимо будет внести изменения и дополнения в:

1. Главный закон страны, а именно в статьи: 1 , 3, 4 , 21 , 23 , 33 , 44 , 55 , 57 , 71 , 79 , 82 , 97 ;

2. Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», а именно в статьи: 24, 25 , 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 , 38-1 ;

3. Конституционный закон РК от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан», а именно в статьи: 1 , 3, 4, 5, 6 , 8, 9, 10 , 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 , 20, 21 , 24 , 28 , 33, 34, 35 , 38, 39, 40 , 43, 44, 45, 46, 47 ; а кроме того включить дополнительные главы: 12-1 «Выборы членов Высшего Судебного Совета Республики Казахстан» и 12-2 «Выборы Генерального прокурора Республики Казахстан» соответственно;

4. Закон РК от 21 декабря 1995 года № 2709 «О прокуратуре», а именно в статьи: 2 , 9 , 11 , 13, 14, 15 , 19 , 47-1, 47-2, 47-3, 48 , 52 ;

5. Закон РК от 17 ноября 2008 года № 79-IV «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», а именно в статьи: 1, 2, 3 , 11, 12 , 14, 15, 16, 17, 18 , 23 .

Так что же, в конце концов, может дать казахстанскому обществу внесение выше приведенных новел?

Ну, во-первых, хочется верить, что данные изменения помогут увеличить количество оправдательных приговоров и решений в пользу частных лиц;

Во-вторых, сделают открытые судебные заседания по-настоящему прозрачными;

В-третьих, избавят судей от давления, оказываемого на них со стороны государственных должностных лиц и органов;

В-четвертых, повысят число исков граждан и организаций на незаконные и необоснованные действия должностных лиц;

В-пятых, увеличат количество обвинительных приговоров в отношении государственных должностных лиц, государственных служащих, руководителей и служащих коммерческих организаций;

В-шестых, решат вопросы применения альтернативных мер пресечения;

В-седьмых, повысят число судебных прецедентов по взысканию требований о возмещении морального ущерба;

В-восьмых, снизят случаи коррупции;

В-девятых, повысят доверие к суду самых незащищенных слоев населения;

В-десятых, позволят как судьям, так и прокурорам в полной мере соответствовать их высокому статусу - быть на страже, не действующей власти, а наивысшей ценности государства - человека, Конституции Республики и ее законов.

 

 

Е.Сырымбай

г. Усть-Каменогорск, 2014 г.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии