Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Предложения о введении законодательного запрета на проведение проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в РК

Юрист

Фото : 26 марта 2014, 13:17

Преамбула. В настоящем Исследовании сформулированы Законодательные предложения Автора (далее - Предложения) по законодательным основам одного из актуальнейших принципов современного этапа развития государственного и общественного строя в Республике Казахстан, принципа «Свободы предпринимательства» (далее - Принцип). Предложения это реагирование на необходимость выполнения особо актуального обращения и поручения Президента РК Н.Назарбаева о введении законодательного запрета на проведение в Республике Казахстан (далее - РК) всех незаконных и необоснованных проверок хозяйственно-финансовой деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Предложения направлены на практическую реализацию положений вышеуказанного Принципа, общепризнанного в мировой практике как жизненного необходимого для построения демократического, успешного, экономически развитого, сильного и свободного Общества и Государства. Без успешного становления и развития в РК среднего класса, каковым является класс промышленников и предпринимателей, невозможно построение ни экономически сильного, ни политически стабильного, ни социально ориентированного Государства, что является главными и стратегическими целями современного государственного и общественного строительства в РК. Общественна значима и важна возможность для самореализации граждан в собственной стране, в особенности в предпринимательской деятельности. Незаконные и необоснованные проверки субъектов бизнеса, фактически допускающиеся на практике в РК, способны помешать достижению столь высоких целей. Желание оказать противодействие незаконным проверкам предпринимателей в нашей стране и создать правовые основы цивилизованного процесса взаимодействия бизнес-среды и государственного аппарата при проведении проверок и послужило мотивом Автора при написании настоящего Исследования.

 

РАЗДЕЛ 1. «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана?»

 

Главой Государства с 1 апреля 2014 года был введен мораторий на Проверки (далее - Мораторий) и были объявлены новые подходы государственной правовой и финансовой политики, выражающиеся в переходе от карательных и фискальных методов регулирования предпринимательской деятельности (наложения штрафов, пени, иных финансово-экономических и материальных санкций фискального характера), в особенности, в отношении субъектов малого и среднего бизнеса (далее - СМСБ), допустивших некоторые нарушения законодательства РК в своей повседневной деятельности к принципам страхования их ответственности перед потребителями производимых ими товаров, работ или услуг. Помимо этого, Президент страны объявил о том, что в перспективе, СМСБ, не допускающие в своей деятельности нарушения законов, не будут подлежать никаким проверкам. Эти постулаты вызвали, несомненно, положительную реакцию Общества. Для создания правовой основы законодательного запрета проведения в РК незаконных и необоснованных проверок (далее - Проверки) СМСБ и для обеспечения положений Принципа Свободы предпринимательства, защиты прав и свобод СМСБ, гармоничного перехода к объявленным принципам страхования ответственности и обеспечения «плавного» перехода к формированию нового законодательства РК, предлагается оперативно, в сжатые сроки (не позднее третьего квартала 2014 года) законодательно закрепить введение основного законодательного принципа императивного Запрета на проведение всеми государственными органами и должностными лицами любых незаконных и любых необоснованных проверок (как общего характера, так и по частным вопросам, комплексных, тематических, встречных, камеральных, повторных, дополнительных, по заявлению третьих лиц и т.д.) всех субъектов малого и среднего бизнес а в РК (далее - Запрет), кроме Проверок по возбужденным уголовным делам. Проверки по уголовным делам, допускаются строго в рамках норм УПК РК (ГПК РК) и на только на основании санкций, полученных органами следствия и дознания, осуществляющих Проверки в установленном порядке, с составлением протоколов следственных и судебных действий, предусмотренных в УПК РК (ГПК РК). При этом целесообразно введение института судебного санкционирования Проверок бизнеса по расследуемым уголовным делам. Запрет адресован всем государственным, и негосударственными органам и должностным лицам, с введением жестких мер уголовной, административной, материальной и дисциплинарной ответственности в отношении лиц, допустивших проведение таких Проверок. При этом, государственными (и иными) органами и должностными лицами (и служащими), несущими ответственность за организацию, санкционирование и проведение незаконных и необоснованных проверок СМСБ (далее - Проверки) признаются следующие органы и должностные лица.

Это лица, являющиеся первыми руководителями и заместителями государственных и негосударственных учреждений (организаций, предприятий и иных форм юридических лиц), имеющие полномочия на проведение проверок СМСБ либо осуществляющие возложенные на них общеобязательные: контрольные, надзорные, экспертные, лицензирующие, аккредитационные, сертифицирующие, регистрационные и иные регулятивные функции, а также ответственные сотрудники указанных организаций:

- инициировавшие, организовавшие либо допустившие проведение Проверки;

- давшие указание на проведение Проверок, санкционировавшие их или давшие разрешение на их проведение, в том числе и устные;

- непосредственно участвовавшие в их проведении в любом качестве;

- подписавшие или утвердившие документы, положенные в основу составления актов проведенных незаконных и необоснованных Проверок и актов результатов таких Проверок (далее - Акты), в особенности, если такие Акты могут быть положены в основу применения к СМСБ любых неблагоприятных правовых последствий, в особенности: (А) санкций материального характера (штрафы, сборы, платежи и уведомления о платежах, начеты, вычеты, удержания, пени и т.д.); и Б) иного ушерба не материального характера, причинившего или могущего причинить значительный моральный и имиджевый ущерб СМСБ (такие как срыв или угроза срыва, вплоть до остановки бизнес-процессов или срыва намеченных и исполняемых сделок, причинение ущерба деловой репутации, необоснованное привлечение к уголовной, административной (в основном в рамках Налогового и Таможенного кодексов), а также и иной ответственности по законодательству РК, угроза предъявления исков и претензий). Здесь также следует особо отменить риски предъявления исков о лишении государственных лицензий, разрешений, аккредитаций и т.д., негативные последствия которых ведут к «выталкиванию» СМСБ из правового поля и «подталкивают» их в сферу теневой экономики.).

Таким образом, суть основных Предложений предлагаемого Законопроекта.

1. Не дожидаясь принятия Парламентом страны Предпринимательского кодекса РК, на принятие которого объективно нужно определенное время, в третьем квартале 2014 года предлагается принять срочный Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения законодательного «императивного» и категорического запрета на проведение необоснованных проверок субъектов предпринимательской деятельности в РК» (далее - Законопроект).

2. В проекте предлагается, на основе лучшего мирового опыта, сформулировать основные положения Принципа Свободы предпринимательства в РК и отразить подходы к ограничению проведения Проверок государственными органами, отразить превалирование методов страхования ответственности предпринимателей над карательными (фискальными) методами регулирования, которые впоследствии можно развить в основном законе, регулирующим деятельность предпринимателей в РК - в Предпринимательском кодексе РК.

3. Предлагается сформулировать нормы законодательного Запрета на проведение необоснованных проверок СМСБ в РК, которые предлагается отразить в основных законодательных актах РК, регулирующих вопросы предпринимательства отдельными нормами (статьями) в соответствующий законодательный акт и устанавливающие: А) прямой «императивный» Запрет на проведение Проверок для всех категорий должностных лиц и органов. Императивный запрет означает запрет, не допускающий двоякого (и иного различного) толкования в понимании и в правоприменительной практике означающий однозначный и всяческий и полный запрет на проведение Проверок; и Б) соответствующую правовую ответственность для лиц, допустивших проведение Проверок, с указанием конкретной меры уголовной, административной, материальной и дисциплинарной ответственности, применяемой к виновным лицам.

4. Запрет предлагается ввести в следующие законодательные акты: в Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, КоАП РК, Таможенный кодекс, Кодекс «О здоровье народа и здравоохранении в РК», в Законы РК: «О государственной службе» , «О прокуратуре», «О правовой статистике и специальных учетах в РК», «О государственном надзоре», «О защите предпринимательства РК». (Примечание. Из-за ограничений, существующих по объему Исследования, проект Законопроекта не включен в текст настоящего Исследования, т.к. в таком случае будут нарушены все требования по объему. При необходимости, проект Законопроекта может быть направлен в конкурсную комиссию отдельно).

5. Предлагается установить норму, согласно которой, все положения Законопроекта, как акта законодательства РК, изменяющего (дополняющего) Кодексы РК относительно квалификации, порядка соблюдения, иных дефиниций и процедур относительно установления, регулирования и строгого соблюдения принципа Запрета на проведение Поверок, а также устанавливающего меры ответственности должностных лиц за допущенные нарушения при проведении Проверок, имеют приоритет перед всеми иными кодексами РК как законодательными актами, хоть и равными по юридической силе, по принятыми ранее по времени. Нормы всех нормативных актов РК, обладающей меньшей юридической силой, чем кодексы, противоречащие положениям Законопроекта, объявляются утратившими силу и подлежат приведению в соответствие с нормами Законопроекта в срок до 01.06.2015 года.

РАЗДЕЛ 2. «Почему выдвинуты составленные Предложения?»

 

Составленные предложения выдвинуты с целью реализации поручений Главы Государства о необходимости форсирования и успешной реализации новых подходов государственной политики, укрепляющих правовые основы поддержки предпринимательств в РК, способствующие вхождению РК в 30 наиболее развитых стран мирового сообщества, что невозможно без развития класса предпринимателей и прекращения порочной практики организации проведения «тотальных» проверок и необоснованного постоянного увеличения их количества, препятствующих развитию предпринимательства в РК. Предложения также направлены на законодательное обеспечение перехода Государства от карательных и фискальных методов принципов регулирования предпринимательской деятельности к принципам страхования ответственности СМСБ и о дальнейшем формировании законодательства РК, направленного на защиту предпринимательства в РК. Указанное, несомненно, вызывает необходимость проведения огромной законодательной и нормативно-правовой работы. В том числе, необходимость принятия новых законодательных и подзаконных НПА: (Предпринимательский кодекс и т.д.) либо внесение изменений и дополнений в существующие законодательные акты, а также принятие новых и изменение (дополнение) значительного количества подзаконных НПА РК (далее - НПА). Однако вышеуказанная огромная и важная законопроектная и нормативно-правовая работ потребует определенного и значительного промежутка времени, так как анализу и ревизии подлежит содержание норм огромного количества нормативно-правовых актов. Причем, как законодательных, так и огромного пласта подзаконных НПА. Также, для успешного проведения указанного фронта работ, необходимы значительные трудозатраты высококвалифицированного персонала большого количества работников всех заинтересованных государственных учреждений, многие из которых будут стоять на страже узких ведомственных интересов, так и значительный промежуток времени. Следовательно, разработанные Предложения направлены на более эффективную и более короткую по времени реализацию главнейших задач правовой политики Государства на современном этапе развития, таких как: скорейшее внедрение Принципа Свободы предпринимательства, остановку потока необоснованных и незаконных Проверок, борьбу с коррупцией в сфере предпринимательской деятельности, обеспечение перехода от принципа карательной политики к более эффективному принципу предупреждения нарушений. Предлагаемые нормы защищают как СМСБ, так и государственные контрольно-надзорные органы, т.к. более строго регламентируют процедуры проведения Проверок и усиливают ответственность виновных лиц за нарушения Закона. Таким образом, наделенные Государством соответствующими компетенцией и полномочиями ответственные должностные лица будут законодательным образом уведомлены о степени их персональной ответственности в сфере регулирования, такой несомненно важной, сферы как сфера проведения Проверок бизнеса.

 

РАЗДЕЛ 3. «Что это даст стране?»

 

1. В относительно короткий промежуток времени в базе законодательства РК появятся первоначальные законодательные основы, препятствующие проведению незаконных и необоснованных Проверок предпринимательства, в особенности СМСБ. До принятия Предпринимательского кодекса РК появятся реально работающие правовые механизмы защиты предпринимательства от незаконных и необоснованных Проверок.

2. Потеряет актуальность ссылка на необходимость дополнительного времени для проведения ревизии всего блока законодательной базы РК по проверкам.

3. Усилится и появится установленная законом ответственность руководителей и ответственных сотрудников государственных и квазигосударственных организаций, осуществляюших в отношений СМСБ контрольные, надзорные и иные регулятивные полномочия. Повысится деятельность самих указанных органов, так как будут определены границы (пределы) их вмешательства в деятельность субъектов бизнеса.

4. Снизится уровень коррупции в государственных органах.

5. Повысится экономическая эффективность СМСБ, в особенности повысится эффективность внешнеэкономических сделок, налоговая эффективность.

6. Улучшится инвестиционный климат, причем предпринимательства как сферы деятельности, так и в целом инвестиционный климат государства.

7. Из-за повышения доверия к принятым мерам, несомненно улучшающим транспарентность и прозрачность проведения Проверок в бизнес-среде, повысятся стимулы к развитию СМСБ и участию в бизнесе более широких слоев населения, и что особенно актуально - вовлечение в бизнес молодежи.

Автор, Нурмуханов Жуматай Мырзаханович

26 марта 2014 года. Республика Казахстан, город Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии