Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В первую очередь я бы поменял закон РК «О конкуренции»

Юрист

Фото : 26 марта 2014, 13:25

Вот почему:

1. Закон очень громоздкий, очень трудно подается к практическому применению. В «Стратегии развития Казахстана до 2030 года», в качестве рыночного механизма повышения конкурентоспособности экономики определено создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования.

Пресечение антиконкурентных действий субъектов рынка и государственных органов невозможно без жестких правовых рычагов со стороны Антимонопольного органа. Меры, принимаемые Антимонопольным органом (Агентством РК по защите конкуренции) согласно действующему Закону «О конкуренции», не дают должного результата, и субъекты рынка, а также субъекты государственных органов, товарные рынки в Республике Казахстан, с точки зрения социально-экономического развития остаются частично или полностью монополизированными. Например, высококонцентрированным и с ежегодным усилением своей рыночной доли остаются рынки электроэнергетики, газоснабжения, железнодорожной отрасли и телекоммуникаций.

Несогласованность отдельных норм антимонопольного законодательства с законодательствами об электроэнергетики, о газе и газоснабжении, железнодорожном транспорте, телекоммуникации…и т.д. создает почву для субъектов рынка, государственных органов ограничивать конкуренцию или вовсе монополизировать рынок товаров, услуг. Так, анализ уровня конкуренции на рынке электроэнергетики показывает, что по - прежнему на данном рынке доминируют поставщики, созданные региональными электросетевыми компаниями. Многие малые организации, занимавшиеся электроснабжением мелких административных районов, вынуждены уходить с рынка. Аналогичная ситуация сложилась и по услугам водоснабжения и водоотведению.

На товарных рынках, вообще творятся чудеса. Сплошной ценовой сговор. Никем не контролируется.

В целях принятия результативных мер по защите конкуренции и пресечению нарушений антимонопольного законодательства полагал бы:

1. Наделить Антимонопольный орган полномочиями самостоятельно применять меры ответственности субъектам рынка, госорганам и физическим лицам, препятствующим развитию конкуренции на товарном рынке.

2. Исключить из действующего закона «О конкуренции» положение о коллегиальном органе управления антимонопольного органа (ст.ст. 40,41).

3. Раздел 2 закона (ст.ст.8-28) из текста Закона исключить. Содержание

статей 8-28 с краткими разъяснениями включить в ст.6 как основные понятия, используемые в настоящем законе.

4. В главе 6 закона ст. 39 изложить в следующей редакции:

Статья 39. Компетенция антимонопольного органа

1. Антимонопольный орган:

1) обеспечивает координацию и согласованность действий территориальных органов в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

2) анализирует практику контроля соблюдения антимонопольного законодательства субъектами рынка, государственными органами;

3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного контроля;

4) совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики нарушений антимонопольного законодательства, защиты прав потребителей и субъектов рынка;

5) взаимодействует с правоохранительными органами, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества;

6) участвует в нормотворческой деятельности;

7) представляет антимонопольные органы в сфере международного сотрудничества;

8) организует и проводит повышение квалификации кадров».

Статью 40, вместо «Правление антимонопольного органа», озаглавить: «Председатель Агентства» и изложить в следующей редакции:

Статья 40. Председатель Агентства

1. Председатель Агентства назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет, освобождается от должности Президентом Республики и ему подотчетен.

2. Председатель Агентства осуществляет контроль соблюдения антимонопольного законодательства на территории Республики, руководит деятельностью нижестоящих структурных подразделений Агентства.

3. Издает обязательные для исполнения нижестоящими структурными подразделениями, субъектами рынка, государственными органами приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности Агентства Республики Казахстан.

Статья 41. Система правовых актов антимонопольного органа

1. Систему правовых актов антимонопольного органа составляют:

1) акты антимонопольного контроля: постановление, предписание, заявление, представление, предостережение, разъяснение антимонопольного законодательства;

2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности Агентства и его территориальных органов: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции.

Акты антимонопольного контроля, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.

Статья 42. Постановление

1) Антимонопольный орган в зависимости от характера нарушения антимонопольного законодательства выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

2) Антимонопольный орган выносит постановление об отмене, о приостановлении действия незаконного правового акта государственного органа, ограничивающего конкуренцию на товарном рынке;

3) Постановление антимонопольного органа подлежит обязательному исполнению уполномоченным органом или должностным лицом в установленный законом срок, а при отсутствии такового в срок, установленный антимонопольным органом. О результатах исполнения постановления сообщается незамедлительно. Неисполнение постановления а в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

Статья 43. Заявление

1. Антимонопольный орган, в случаях отклонения актов антимонопольного реагирования либо не рассмотрения их в установленный законом срок, вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Своим постановлением вправе приостановить действие акта государственного органа до рассмотрения заявления и принятия судом решения.

3. Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов антимонопольного реагирования рассматривается судом в порядке, установленном законом.

4. Заявление Антимонопольного органа не облагается государственной пошлиной и иными сборами.

Статья 44. Предписание

1. Письменное предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства вносится антимонопольным органом и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание вносится в случае, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенное ограничение развитию конкуренции, вред интересам субъектов рынка, потребителям, если оно не будет незамедлительно устранено. Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.

2. В предписании должны содержаться указания на нормы Конституции, законов и актов Президента Республики, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения.

3. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный антимонопольным органом. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается антимонопольному органу. Неисполнение предписания влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

4. Предписание может быть обжаловано Агентству РК по защите конкуренции либо в суд. Обжалование предписания не приостанавливает его исполнения.

5. Агентство РК или суд может приостановить исполнение предписания до принятия решения по жалобе.

Статья 45. Представление

1. Антимонопольный орган в пределах своей компетенции вносит представления:

1) об устранении нарушений антимонопольного законодательства;

2) об устранении причин и условий, способствующих ограничению конкуренции на товарном рынке, совершению недобросовестной конкуренции;

3) по итогам анализа и мониторинга товарного рынка, проверок и в иных случаях,

2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом с обязательным принятием мер по устранению нарушений антимонопольного законодательства, а также причин и условий, способствующих им, в сроки, установленные антимонопольным органом, но не позднее тридцати календарных дней.

Представитель антимонопольного органа вправе участвовать при рассмотрении представления. О времени и месте рассмотрения представления антимонопольный орган должен быть уведомлен государственным органом или должностным лицом не позднее трех календарных дней до дня рассмотрения представления.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в антимонопольный орган в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения представления.

Статья 46. Предостережение

В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения условий развитию конкуренции, защиты интересов потребителей при наличии сведений о готовящихся субъектами рынка действий, направленных ограничению конкуренции или к недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган объявляет в письменной форме физическим и юридическим лицам предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства и предупреждает их об установленной законом ответственности.

Статья 47. Разъяснение закона

1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание антимонопольного законодательства физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения антимонопольного законодательства, ограничению конкуренции либо нарушениям прав потребителей, антимонопольный орган разъясняет содержания антимонопольного законодательства.

2. В случаях несоответствия антимонопольному законодательству проекта правового акта антимонопольный орган разъясняет требование антимонопольного законодательства органу или должностному лицу, принимающему акт.

Статья 46. Правовые гарантии деятельности Антимонопольного органа

1. Воздействие в какой бы то ни было форме на антимонопольный орган с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований антимонопольного органа влечет ответственность, установленную законом.

2. По требованию антимонопольного органа соответствующие органы и полномочные лица обязаны:

1) безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, предоставить необходимые материалы и сведения;

2) выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения;

3) принять иные необходимые меры для обеспечения контрольной деятельности антимонопольного органа;

3. Требования (запросы, поручения, указания) антимонопольного органа, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, должностными, физическими и юридическими лицами.

4. Истребуемая информация предоставляется в антимонопольные органы в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные нормативными правовыми актами.

5. Сотрудники антимонопольного органа в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступ к документам и материалам.

6. Должностные лица и граждане обязаны явиться по требованию антимонопольного органа в установленное им время для дачи объяснений. Вызов оформляется письменным уведомлением-повесткой и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено телефонограммой, телеграммой или с использованием других средств связи, обеспечивающих его надлежащую передачу.

7. Неисполнение законных требований антимонопольного органа либо неявка по его требованию без уважительных причин влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

 

Если взять во внимание ст.14 действующего закона, то спрашивается: зачем определять монопольно высокую или монопольно низкую цену, если субъект уже занимает доминирующее положение на рынке, ведь этот субъект уже находится в реестре субъектов занимающих доминирующее положение на рынке и стоимость его товаров (услуг) государственным регулирующим органом.

Нет необходимости разделять регулирование субъектов естественных монополий и регулируемых рынков. Должен быть единый государственный орган, контролирующий рынок в целом: Антимонопольный. Это даст положительный эффект экономике нашей страны.

Я так думаю.

 

С уважением к Вам, Булат Курбанов.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии