Нарушение прав на визуальную информацию

Юрист

Нередко на практике встречаются случаи, в частности, связанные с банковским обслуживанием, когда стороны, то есть, банк и клиент заключая определенный вид договора, банк в свою очередь, не соблюдает определенных технических требований относительно шрифта договора, а точнее пишет весь текст договора мелким шрифтом, что существенно влияет на риск подписания этого договора, вследствие чего нарушается право клиента на визуальную информацию.

Немаловажное значение имеет здесь договор, который составлен мелким шрифтом в значительной степени затрудняет восприятие текста договора и соответственно лишает возможности получить полную, достоверную информацию по тем или иным условиям данного договора. В свою очередь, обычные граждане не обращают на это внимания, даже если обратили бы внимания, это четко не предусмотрено законом. В связи с этим необходимо на законодательном уровне урегулировать данный вопрос.

Следует учитывать такие факторы, когда при наличии плохого зрения у клиента (потребитель) он самостоятельно не может прочитать все необходимые условия договора, и на практике так сложилось, что обычно менеджеры банка зачитывают вслух или сами объясняют существенные условия договора, таким образом, стороне договора остается не иначе как расписаться и в случае чего за последствия приходиться отвечать клиентам.

Мелкий шрифт затрудняет восприятие и, следовательно, дает лишнее напряжение глазам, впоследствии клиент может пропустить, содержащиеся условия в договоре и это в свою очередь, приводит к неблагоприятным последствиям для участника договора. Применительно требования к формам сделки (размеру шрифта) не предусмотрено в законодательстве. В соответствии со статьей 151 ГК РК Форма сделки

1. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Однако нет однозначного требования насчет шрифта договора, в котором содержатся условия. Во избежание таких неблагоприятных последствии следует на законодательном уровне закрепить такие положения, чтобы не допускалось использование трудно читаемого, мелкого шрифта или иной информации, затрудняющих ее восприятие потребителем. В случае заключения такого договора следует признать данный договор недействительным.

В данном случае, форма договора - включение мелкого шрифта в текст договора, явно не соответствует требованиям закона о защите прав потребителей Статья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)

1. Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

Это касается не только договоров, заключаемых в сфере банковской деятельности, но и в других сферах, касающихся право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)

Это дает возможность обезопасить клиента от наступления неблагоприятных последствий, в случае заключения договора, что может навредить другому участнику (клиент) договора, а именно приводит к нарушению его прав на визуальную информацию. Банки при заключении договора с клиентом не дают возможности ознакамливаться с условиями данного договора и по сути это считается неправомерным со стороны банка и в подобных случаях им лишь бы по быстрее закончить все процедуры заключения договора, при этом не выполняют обязательства по отношению к участнику договора.

Банки должны дать определенное время, отведенное для ознакомления условии договора, а ведь это важно для клиента, дабы просчитать все возможности, предостерегать себя от непредвиденных последствии. Явно это можно считать как введение в заблуждение клиента…

В соответствии с ч.1 ст. 394 Форма договора определяет, если стороны условились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным с момента придания ему условленной формы, хотя бы по законодательству для данного вида договоров эта форма и не требовалась. Также согласно статье 393 ГК РК ч.1 Договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Исходя из этого, следует считать, если сторона договора не может прочитать условия договора, вследствие затруднения восприятие текста договора, то, соглашение не считается достигнутым по всем существенным его условиям.

Исходя из вышеизложенного следует разработать специальные требования применительно к размерам шрифта текста, а именно санитарные правила и нормативы, которые устанавили бы гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, графических основ,с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. Следовательно, это даст клиентам ( потребителям) возможность при заключении договоров, ссылаться на необходимые нормы законодательства, в случае, нарушения их прав на визуальную информацию, а банкам или иным кредитным организациям соблюдать требования относительно шрифта договора и в последующем не допускать нарушения прав клиентов( потребителей).

 

Список использованных источников

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 04.05.2010 N 274-IV О защите прав потребителей (с изменениями по состоянию на 13.01.2014 г.)

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления