Лента новостей
0

Право гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 07.04.2014 23:02 Фото: zakon.kz
экономист.

В будущем для развития гражданского общества во всем мире возникнет необходимость введения в законодательство понятия «Права гражданина на законодательную и исполнительную инициативу».

 Исходя из того, что источником власти во многих демократических государствах по конституциям является народ, предлагается установить в Республике Казахстан «Право гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу».

В настоящее время у отдельно взятого гражданина нет прямого Права на управление государством. Из-за отсутствия такого Права возникают многие беды «демократических государств». Так называемое «право» граждан на управление государством через выборные органы законодательной и исполнительной власти не является, по своей сути и мировой практике применения, настоящим управлением гражданами своим государством. Управление государством, как правило, производится малочисленной группой людей только от имени народа в интересах незначительной части граждан, интересов функционирования государства и локализации недовольства большей части населения.

Право депутатов законодательной власти и представителей исполнительной власти на законодательную и исполнительную инициативу необходимо дополнить и «Правом гражданина на законодательную и исполнительную инициативу». В будущем «Право гражданина на законодательную и исполнительную инициативу» должно быть только у гражданина, будь он депутат, чиновник или обыкновенный представитель страны.

До настоящего времени у граждан есть «право жаловаться» в виде жалоб, заявлений, предложений, исков в суды. Но это не значит, что «право жалобы» будет удовлетворено чиновниками и другими представителями власть имущих. «Право жалобы» напрямую ведет к коррупции, вымогательству, присвоении чиновниками ренты с государственного места власти. До настоящего времени во всем мире никакие призывы, карательные и экономические методы не приводили к уничтожению коррупции. Эти методы не затрагивали саму природу коррупции - «ведение бизнеса на государственном месте» и получение прибыли в виде взятки. «Чиновничество» - самый выгодный в мире бизнес, необлагаемый налогами. При реализации «Права гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» коррупция со временем перестанет представлять угрозу развития государства.

Так называемые «наказы избирателей» во многих случаях так же не достигают целей и всецело зависят от нравственного здоровья депутатов и чиновников. Итоги проведения социологических опросов также не всегда отражают мнение большинства граждан. Как, правило, они подтверждают мнение заказчиков опросов.

Предлагаемое «Право гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» - это так называемое «народное вече» в современном варианте. «Жалобы, предложения, наказы» в некоторых вопросах должны приобрести характер законодательной и исполнительной инициативы.

Механизм реализации «Права гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» может быть следующим.

Право гражданина на законодательную и исполнительную инициативу и как, следствие, право на управление государством надо осуществлять как через представительные законодательные и исполнительные органы власти, так и напрямую через ежегодные референдумы, когда по списку будут рассматриваться актуальные вопросы жизни государства (пример референдумов в Швейцарии, рассмотрение вопросов в США при стотысячной поддержке). Прообразом выражения «Права гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» в некоторой степени может служить и Настоящий проводимый конкурс.

Депутаты будут обязаны работать с инициативами граждан и публично представлять результаты своего труда по их изучению и продвижении при государственном значении инициатив. В итоге, возможно, уменьшение количества малоэффективных чиновников во власти. Необходимо будет осуществлять ежемесячный публичный отчет ответственных представителей обо всех поступивших инициативах в средствах массовой информации. Список отклоненных инициатив должен предоставляться с аргументацией отклонения, списком авторов отклонения инициатив, а также мнением независимых экспертов. У каждой партии и у каждого политика должен быть официальный публичный реестр его «заслуг» перед страной с оценкой их деятельности гражданами. Необходимо установить заявительный характер подачи законодательной и исполнительной инициативы. Инициативы местного значения должны проходить через органы местной власти.

Не реагирование на законодательную и исполнительную инициативу граждан должно приводить к автоматической отставке чиновников.

Роль партий, сообществ и других организаций в корне должна измениться. Из ситуации, когда гражданам навязываются «программы» узкого круга людей и дальнейшее их не выполнение, население страны будет выбирать исполнителей своих инициатив. И, кто представит и реализует более конкурентную программу выполнения инициатив граждан, будет нанят на работу обществом. Это будут выборы-конкурсы исполнителей народного заказа. Партии и кандидаты на государственные посты на выборах будут бороться за выполнение инициатив граждан, принятых на референдумах.

Принятые на референдумах решения должны быть законом для государства.

 «Право гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» должно быть предоставлено:

- дееспособным гражданам Республики Казахстан в возрасте 30-75 лет, не имеющих судимость; проживающих на территории Республики Казахстан не менее 20лет.

 Естественно потребуется отработка механизмов осуществления «Права гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» на практике. Вероятнее, что необходимо будет узаконить вначале «Право гражданина Республики Казахстан на законодательную инициативу», а только потом и «Право гражданина Республики Казахстан на исполнительную инициативу». «Право гражданина на исполнительную инициативу» не должно пониматься и применяться примитивно анархически «решил- исполнил». В любом случае все вопросы исполнения должны решаться через исполнительные органы.

Осуществление на практике «Права гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» может в корне изменить сознание и взаимоотношения власти и общества, чиновника и гражданина. Весь вопрос - в желании и воле власти и общества пойти на такие изменения.

Реализация «Права гражданина Республики Казахстан на законодательную и исполнительную инициативу» приведет к привлечению в будущем к настоящему управлению государством широких слоёв населения, уменьшению рисков возникновения революционных чрезвычайных ситуаций, значительному уменьшению случаев коррупции, ускорению темпов развития экономики.

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: