Лента новостей
0

К здоровой нации через законотворческие инициативы

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.04.2014 19:58 Фото: zakon.kz
Кандидат биологических наук

В условиях социально-экономических и политических преобразований в любой стране особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта должно стать приоритетным направлением социальной политики государства.

Спорт, как важный социальный феномен, пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино [ 1 ].

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд важнейших задач:

Объединение общества.

Отвлечение молодежи от пагубных привычек.

Профилактика заболеваний.

Увеличение средней продолжительности жизни.

Повышение качества жизни.

Однако, это возможно лишь в том случае, если систематическими занятиями физической культурой и спортом охвачено не менее 30% населения страны [ 2 ]. Те страны, которые преодолели этот пороговый уровень, являются примером, к которому стремятся другие. Так в Германии население, занимающееся массовым спортом, превышает 65%, а в Австралии – 70%. Конечно, на этом фоне показатели Казахстана в 20% заставляют серьезно задуматься о колоссальных резервах этой сферы.

Важно отметить и тот факт, что подобное состояние массовой физической культуры и спорта серьезным образом отражается и на экономическом благополучии государства. Потери рабочего времени из-за неявки по болезни составляют 4,5% максимально возможного фонда рабочего времени в человеко-часах. При этом потери по причине заболеваний, травматизма, повреждений на производстве доходят до 4% от ВВП [ 3 ].

В этой связи государство вынуждено выделять огромные финансовые ресурсы для здравоохранения. Так в соответствие с государственной Программой развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» рассчитанной на 2011-2015 годы из государственного бюджета будет затрачено 359 358,9 миллионов тенге.

Таким образом, следует признать, что вопрос о вовлечении населения Казахстана к активным занятиям физической культурой и спортом является актуальным и требует своего разрешения. В этой связи необходимо, используя правовые и экономические инструменты, обеспечить культ здоровья.

Анализ законодательства ряда стран, имеющих высокие показатели по численности населения, занимающихся физической культурой и спортом, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в Закон «О физической культуре и спорте» Республики Казахстан, а также другие законодательные акты нашей страны.

В частности, Закон Французской Республики «Об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности» создает юридические предпосылки для привлечения населения этого государства к занятиям физической культурой и спортом. Так в главе IV, статье 20 сказано, что занятия физической культурой и спортом сотрудников административных органов и предприятий всячески поощряются. В статье 31 главы V этого же документа прописано, что, если высококвалифицированный спортсмен является государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, он для продолжения своих тренировок и участия в спортивных соревнованиях пользуется особыми условиями работы без ущерба для карьеры в соответствии с декретом Государственного Совета.

Законодательством Федеративной Республики Германии предусмотрена финансовая помощь спортивным организациям:

· по оплате административных расходов;

· приобретения спортивного инвентаря и оборудования;

· проведения учебно-тренировочной работы;

· бесплатное предоставление муниципальных спортсооружений в ведение спортивных клубов.

Во многих странах платежи за спортивные занятия детей вычитаются у родителей из суммы доходов, подлежащих обложению подоходным налогом.

Следует уместным рассмотреть возможность воспользоваться решениями, принятыми на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуре и спорту, состоявшемся в 2014 году. В частности, в этой стране будет осуществлено уменьшение взносов в фонд обязательного медицинского страхования, компенсация затрат на занятия в спортивных клубах за счет работодателя, поощрение занимающихся спортом, не имеющих случаев заболевания за прошедший год и т.д.

Большую роль в развитии массового спорта в Казахстане должно сыграть стимулирование вовлеченности юридических и физических лиц в занятия массовым спортом. Как показывает зарубежная практика, большое значение для развития массового спорта имеет экономическая заинтересованность людей в занятиях спортом.

Исходя из анализа успешности развития массового спорта в отдельных странах мира, следует, поставить два вопроса:

1. Каковы правовые условия развития физической культуры и спорта в Казахстане?

2. Насколько эффективны экономические рычаги, способствующие развитию физической культуры и спорта в Казахстане?

В этой связи следует напомнить Указ Президента Республики Казахстан от 04 мая 1995 года № 2261 «О неотложных мерах по развитию массового спорта в Республике Казахстан». В целях реализации данного Указа было принято Постановление Правительства РК от 24 июня 1996 года № 774 «О Президентских тестах физической подготовленности населения Республики Казахстан».

Были разработаны президентские тесты по определению физической подготовленности учащихся 5, 9, 11 классов, а также молодежи в возрасте 18-23 года.Для людей старше 23 лет, в соответствие с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения, был введен бег на 1,5 мили (2400 метров) с дифференцированной оценкой результатов в соответствие с полом и возрастом [ 4 ].

Таким образом, была сформирована законодательная база по развитию массового спорта в стране. Однако не отработанный механизм реализации этих документов и контроля по их исполнению придал этому архиважному действу формальный характер.

Так в соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» Обязательные уроки физического воспитания проводятся: в профессионально-технических школах, колледжах, лицеях и высших учебных заведениях не менее 4-х часов в неделю в течение всего периода обучения. Однако во многих образовательных учреждениях наблюдается нарушение данной статьи. Обязательные уроки по физической культуре, в частности вузах, проводятся только на 1 и 2 курсах [ 5 ].

Кроме того в п лане мероприятий по реализации отраслевой Программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы пункт 13 гласит «Обеспечение организации ежегодного тестирования физической подготовленности населения в возрасте от 24 и старше лет путем сдачи президентских тестов». Однако с большой долей уверенности можно сказать, что подавляющая часть этой категории населения даже не слышала о подобных испытаниях, не говоря уже о сдачи указанных нормативов. В этой связи можно констатировать тот факт, что, в лучшем случае 5% населения смогут сдать этот тест на «отлично» (Президентский уровень) и «хорошо» (Национальный уровень).

Следует признать, что в действующий Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» необходимо внести пункт, предусматривающий обязательное проведение тестов по оценке физической подготовленности населения. По результатам этих испытаний и можно будет говорить об эффективности проведения физкультурно-массовой работы, как в отдельных коллективах, областях, так и в стране.

Вместе с тем необходимо мотивировать выполнение Президентских тестов, как отдельными гражданами, так и организациями. В частности, предлагаю внести поправки в Налоговый кодекс РК, рассмотрев возможность полного освобождения от индивидуального подоходного налога гражданина, выполнившего норматив Президентского уровня и уменьшение налогооблагаемого дохода на 50% при условии выполнения Национального уровня.

Для организаций, сотрудники которых выполнили установленные нормативы, ввести соответствующую величину корпоративного подоходного налога с обратной корреляционной зависимостью по отношению к проценту сдавших. Это позволит руководителям повернуться лицом к развитию физической культуры и спорта и, в то же время, будет способствовать экономическому процветанию возглавляемой ими структуры.

Вместе с тем предлагаю внести поправки в Статью 41 Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте», которая гласит: Уполномоченный орган по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивные объединения, местные исполнительные органы могут выплачивать за счет соответствующих бюджетов, а также средств организаций, независимо от форм собственности, и иных не запрещенных законом источников ежемесячное денежное содержание спортсменов, входящим в состав сборных команд Республики Казахстан по видам спорта.

Необходимо удалить слово «могут», поскольку его наличие выполняет рекомендательную функцию, а не предписывающую. Полагаю, что поддержка спортсменов сборных команд Республики Казахстан по видам спорта организациями и предприятиями, где они работают, повысит их мотивацию и в то же время будет достойным ориентиром для коллег по организации.

Следует обратить внимание и на то какой резонанс в обществе вызвала весть о повышении пенсионного возраста женщин до 63 лет. Стремление отдельных чиновников, не напрягая свои мозги, решать эту важную экономическую, но острую в социальном плане задачу наиболее примитивным образом не прошло. Президент страны принял мудрое решение, отложив этот процесс до 2018 года с последующим плавным поэтапным увеличением пенсионного возраста для женщин. Почему же казахстанцы в штыки восприняли такое известие? Хотя им приводили такие аргументы, что в США и мужчины и женщины выходят на пенсию в 65 лет, а в Японии – в 70 лет. Но при этом забывали сказать, что средняя продолжительность жизни в этих странах – 78 и 82 года соответственно. Таким образом, важны не столько сроки выхода на пенсию, а то, сколько лет еще проживет пенсионер. Именно подобное соотношение, которое было не в пользу наших сограждан, и являлось огромным камнем преткновения по этой проблеме. В этой связи подтверждением целесообразности решения принятого Главой государства Н.А. Назарбаевым является рассмотрение этой проблемы сквозь призму обсуждаемой темы. Как уже упоминалось выше одной из задач, решаемых физической культурой и спортом, является увеличение продолжительности жизни, а она, как известно, тесно связана с биологическим возрастом. Как показали исследования, проведенные в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова биологический возраст казахстанцев выше паспортного [ 6 ]. Именно поэтому разница между пенсионным возрастом и средней продолжительностью жизни у наших сограждан существенно ниже, чем в развитых странах. Реализация столь важной задачи как здоровье нации через средства физической культуры и спорта обеспечит увеличение разности между паспортным и биологическим возрастом, что существенно скажется на продолжительности жизни граждан нашей страны и будет являться объективным условием для изменения пенсионного возраста.

Таким образом, принятие выше упомянутых законодательных инициатив в сфере массового спорта будет содействовать устойчивому развитию Республики Казахстан.

Предложения:

1. В Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» внести пункт, предусматривающий обязательное проведение тестов по оценке физической подготовленности населения.

2. Внести в Государственную Программу развития физической культуры и спорта Республики Казахстан целевые индикаторы отражающие процент населения страны сдавших тесты физической подготовленности на Президентском и Национальном уровнях.

3. Внести дополнения в Налоговый кодекс РК, предусматривающие льготы для населения по выполнению Президентских тестов:

а) полное освобождение от индивидуального подоходного налога гражданина, сдавшего норматив Президентского уровня;

б) 50% от индивидуального подоходного налога гражданина, при условии выполнения норматива Национального уровня.

4. В Налоговый кодекс РК ввести изменение по уплате корпоративного подоходного налога. Организациям, сотрудники которых выполнили нормативы физической подготовленности на Президентском и Национальном уровнях, в соответствии с целевыми индикаторами Государственной Программы, представлять скидку в 5% налоговой ставки.

5. Внести поправку в Статью 41 Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» и представить ее в следующей формулировке. «Уполномоченный орган по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивные объединения, местные исполнительные органы выплачивают за счет соответствующих бюджетов, а также средств организаций, независимо от форм собственности, и иных не запрещенных законом источников ежемесячное денежное содержание спортсменов, входящим в состав сборных команд Республики Казахстан по видам спорта.

Литература:

1. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. //Теория и практика физической культуры. 2001. №4. С 11-15.

2. Золотов М.И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России. //Теория и практика физической культуры. 2003. №5. С.61-63.

3. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

4. Канагатов Е.Б., Горанько М.И., Кульназаров А.К., Кореньков В. А. Президентские тесты физической подготовленности – основа оздоровления населения Республики Казахстан (Методическое пособие). Астана 2004. 124 с.

5. https://e-portal.wksu.kz/schedule/search

6. Мельников В.Л., Абдрахманов И.С., Мырзагереева И.А. Здоровье педагога как фактор качества образования. В кн.: Менеджмент XXI века: актуальные тренды в образовании и бизнесе. Санкт-Петербург. 2013. С.84-86.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: