Горячие новости
Читайте также

Отсутствие постоянно действующего органа юридического лица, по месту его нахождения, должно привести к налоговым последствиям для его контрагента

Юрист

Фото : 28 апреля 2014, 18:00

На сегодняшний день со стороны государства созданы и продолжают создаваться все благоприятные условия для ведения бизнеса всеми субъектами, которые попадают в орбиту ведения частного предпринимательства.

Государство гарантирует свободу частного предпринимательства, т.е. разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, и обеспечивает его защиту и поддержку, равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности, гарантирует неприкосновенности и защиты частной собственности субъектов частного предпринимательства.

Упрощается при этом само создание частного бизнеса. Действующее законодательство в равной мере позволяет в уведомительном порядке, без посещения регистрирующего органа, создавать юридическое лицо, если оно будет отнесено к категории субъектов малого предпринимательства.

Упрощается и вопросы исполнения налоговых обязательств, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Субъекты частного предпринимательства, приобретая статус «электронного налогоплательщика», имеет право исполнять все налоговые обязательства, в том числе представление налоговой отчетности, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, получение сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности и т.д., в электронном виде в любой точке планеты, где имеется интернет, без посещения налоговых органов.

В скором времени предполагается внедрение электронных счетов-фактур.

Тем самым государство создает все условия для занятия каждым на территории Республики добросовестной предпринимательской деятельностью с соблюдением действующих законодательств Республики Казахстан.

Многие казахстанские и зарубежные предприниматели, пользуясь поддержкой государства и благом современной цивилизации, развивает на территории нашей Республики свой бизнес, успешно внедряя современные технологии, расширяя свое производство и создавая больше рабочие места, при этом исполняя все обязательства, в том числе и налоговые.

Но, имеются и те субъекты частного предпринимательства, которые пользуясь поддержкой со стороны государства, используя всевозможные упрощенные порядки государственной регистрации и исполнения налоговых обязательств, всячески уклоняются от их исполнения, при этом вовлекая к этому, в некоторых случаях, и добросовестных налогоплательщиков, которые по случаю ведения бизнеса становится их деловыми партнерами (контрагентами).

На сегодняшний день, действующее законодательство Республики Казахстан, позволяет органам налоговой службы предъявлять требования к контрагентам юридических лиц, признанные приговором или постановлением суда лжепредприятием либо ликвидированы по признанию их регистрации недействительными.

Для признания лжепредприятием юридического лица, необходимо наличие вступившего в законную силу приговора (постановления) суда по уголовному делу в отношении руководителя юридического лица либо постановления суда по делу об административном правонарушении в отношении руководителя и (или) юридического лица, доказывающие факт занятия ими лжепредпринимательством.

Налоговое законодательство позволяет налоговым органам предъявлять в суды иски о ликвидации юридического лица по основанию признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

В случае удовлетворения судом таких исков влечет определенные правовые последствия, как для самого ликвидированного юридического лица, так и для его контрагентов.

Поэтому суды при рассмотрении исков налоговых органов разграничивают нарушения, допущенные при создании юридического лица, от нарушений, допущенных им при осуществлении своей деятельности и исходить из того, что государственная регистрация юридических лиц включает в себя, в частности, проверку соответствия документов, представленных на государственную регистрацию, законодательным актам Республики Казахстан.

Суды придерживаются позиции, что нарушения законодательных актов должны быть неустранимыми. Например, указание в уставе некоммерческой организации как основной ее цели извлечение дохода или же в уставе товарищества с ограниченной ответственностью первоначального размера уставного капитала менее суммы, установленной пунктом 2 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». При этом непредставление налоговой отчетности, отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, не могут быть отнесены к нарушениям законодательства, которые носят неустранимый характер. Данные нарушения являются нарушениями, допущенными юридическим лицом при осуществлении своей деятельности.

Но как показывает практика деятельности налоговых органов, нарушения со стороны субъектов частного предпринимательства допускаются именно при осуществлении своей деятельности, которые выражаются непредставлением налоговой отчетности, или же отсутствием постоянно действующего органа юридического лица по месту его нахождения.

Участники юридических лиц, пользуясь упрощенным порядком государственной регистрации изменений в учредительные документы, принимают решения об изменении своих местонахождений из одной административно-территориальной единицы в другую, при этом указывая недостоверные юридические адреса и выписывая фиктивные счета-фактуры или же реорганизуется путем присоединения к юридическому лицу, которое находится в другой административно-территориальной единице и также отсутствует по месту нахождения или юридическое лицо реорганизуется путем выделения из него другого юридического лица в другую административно-территориальную единицу, которое впоследствии также будет отсутствовать по месту нахождения.

Несмотря на то, что законодательство не запрещает юридическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности открывать свои филиалы или представительства в другой административно-территориальной единице, эти юридические лица свои постоянно действующие органы, с указанием недостоверных юридических адресов, меняют в другую административно-территориальную единицу или же реорганизуются, при этом систематически выписывая счетов - фактур.

В результате этого контрагенты этих юридических лиц на основании выписанных последними счетов-фактур относит в зачет многотысячные, многомиллионные, иногда и многомиллиардные суммы налога на добавленную стоимость.

Когда налоговые органы начинают заниматься налоговым администрированием налогоплательщиков относивших в зачет сумм НДС и юридических лиц, выписавших счета – фактур и не указывающих сумм налогов в качестве дохода, последние отсутствуют по месту нахождения, указанному в учредительных документах и регистрационных данных налогоплательщика, хотя местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего органа и юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами.

Тем самым, участники юридического лица или их представители представляя в регистрирующий орган минимальный пакет документов, пользуясь упрощенным порядком государственной регистрации, не имея на праве собственности ни одного имущества, периодически меняют свои местонахождения из одной административно-территориальной единицы в другую не для того, чтобы добросовестно заниматься предпринимательскую деятельностью, извлекать доход от этой деятельности, а для уклонения от исполнения своих обязательств, в том числе налоговых, при этом вовлекая к этому своих контрагентов, в том числе добросовестных, и причинив крупные ущербы интересам государства.

Учитывая, что налоговое администрирование таких юридических лиц в большинстве случаев не приносит никакого положительного для государства результатов, налоговые органы на сегодняшний день в конечном итоге ограничиваются инициированием в суде гражданских дел об отмене приказов регистрирующих органов о регистрации изменений в устав в связи с изменением местонахождения юридического лица и признании решений самого участника о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением местонахождения, недействительным.

При этом, как показывает доступная судебная практика, суды придерживаются позиции, что налоговые органы не имеют право подавать такого рода исков и отказывают им в удовлетворении исковых требований и указывают, что отсутствие по месту нахождения органа юридического лица является основанием для его ликвидации в соответствии с гражданским законодательством.

Если отсутствующих по месту нахождения или фактическому адресу юридического лица, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года, ликвидировать, то тогда налоговые органы фактически законодательно позволит этим юридическим лицам и их контрагентам освободиться от исполнения налоговых обязательств в части уплаты налогов и других обязательных платежей, тем самым причинив значительный ущерб интересам государства.

Поэтому думается, на сегодняшний день назрела необходимость внесения в действующий Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 г. №99-IV и Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан «О судебной практике применения налогового законодательства» от 27.02.2013 г. №1 норм, где органы налоговой службы могли бы предъявлять законные требования к контрагентам ликвидированных юридических лиц, по причине их отсутствия по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года либо расширить перечень документов справкой об отсутствии налоговой задолженности, предъявляемых юридическими лицами в регистрирующий орган при изменении своих местонахождении из одной административно-территориальной единицы в другую или же в случае реорганизации в соответствий с гражданским законодательством.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии