Горячие новости
Читайте также

Механизмы обеспечения занятости казахстанской молодежи

Магистр делового администрирования

Фото : 30 апреля 2014, 10:56

Молодежная безработица является одной из важнейших проблем общества. Молодые граждане, как правило, обладают более низким уровнем квалификации или меньшим опытом работы, в связи с чем, имеют весьма низкие шансы для интеграции на рынке труда.

Среди развитых стран мира наиболее высокий уровень молодежной безработицы (15-24 года, по итогам 2012 года) зарегистрирован в Греции (55,3%), Испании (53,2%), Италии (35,3%), Португалии (37,7%), Франции (23,8).

В Казахстане по итогам 2013 года уровень молодежной безработицы (15-28 лет) составил 5,5%. Самозанятость в этой возрастной группе составляет 30% от общего числа экономически активной молодежи.

Общеизвестно, что под безработными в Казахстане понимаются только те граждане, которые зарегистрированы в центре занятости в соответствующем статусе. Значительная доля граждан, не имеющих формальной занятости и получающих доход в натуральном выражении, включаются в статистику в качестве самозанятых. Вышесказанное дает основания полагать, что реальный уровень молодежной безработицы значительно выше 5%.

Существенным условием успешности мер по обеспечению занятости молодежи является изучение причин их безработицы . По результатам исследований, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), среди стран-членов этой организации, среди безработной молодежи были выявлены две основные группы граждан, различных по причинам безработицы:

- молодежь с низким уровнем трудовой интеграции (20-30% от всей безработной молодежи в странах-членах ОЭСР). Эта группа граждан имеет формальное образование, однако, низкий уровень квалификации либо неверный выбор профессии не позволяет найти им работу даже в период экономического роста;

- молодежь, не завершившая обучение в организациях образования (около 11% от всей безработной молодежи в странах-членах ОЭСР). Эти молодые люди обычно являются выходцами из семей трудовых мигрантов, жителями сельской местности или представители уязвимых слоев населения.

Исходя из подобной структуры безработной молодежи, страны-члены ОЭСР реализуют различные меры по обеспечению занятости молодежи:

- профилактика безработицы;

- повышение конкурентоспособности молодежи и их навыков на рынке труда;

- активация к занятости безработной молодежи.

В настоящее время в Казахстане реализуется крупномасштабная программа обеспечения занятости населения – Дорожная карта занятости – 2020, которая содержит передовые механизмы обеспечения занятости: переобучение, повышение квалификации, молодежная практика, прямое создание рабочих мест, однако этот программный документ может быть усовершенствован.

В данном исследовании предлагаются механизмы по профилактике молодежной безработицы и повышению конкурентоспособности профессиональных навыков молодых работников.

Предлагаемые инициативы базируются на принципах солидарного вклада всех участников рынка труда : государства, работодателей и потенциальных работников, исходя из позиции, что каждая сторона должна приложить активные действия для обеспечения занятости:

- государство – создав условия;

- работодатель – создав рабочие места;

- потенциальный работник – стремлением к постоянному повышению своей конкурентоспособности.

Профилактика безработицы

Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» содержит соответствующие правовые нормы, направленные на реализацию вышеуказанных механизмов обеспечения занятости, однако не уделяет внимания вопросам профилактики молодежной безработицы.

Одним из основных способов профилактики молодежной безработицы считается профессиональная ориентация молодежи , позволяющая выстроить собственную траекторию профессионального развития. В Казахстане этот инструмент применяется не столь активно и не урегулирован законодательством.

В качестве примера профессиональной ориентации можно привести опыт некоторых развитых стран.

В Дании , которая считается одним из лучших примеров, помимо общепринятых занятий по профессиональной ориентации школьников и посещения различных организаций, каждый ученик старших классов, при помощи родителей, в сотрудничестве со школой и центром профессиональной ориентации (службы занятости) должен разработать план собственного обучения с указанием профессии, желаемой организации образования, необходимых навыков. Этот план вносится в базу данных службы занятости, однако не ограничивает будущую учебу или трудовую деятельность человека, а является дополнительным инструментом для выявления групп риска и выработки политики в области занятости.

В Сингапуре , еще в старших классах школы осуществляется ранний отбор будущих учителей, с которыми проводится целенаправленная профессиональная ориентация. В это число будущих учителей могут попасть не более одной трети учеников, имеющих самую высокую успеваемость в школе.

Основной вывод, который можно сделать из исследования международного опыта заключается в том, что профессиональная ориентация молодежи должна проводиться до их поступления в организации профессионального образования , а именно – в школе.

Описанные механизмы могут быть введены и в Казахстане в следующем формате.

1. Тестирование школьников на предмет выявления склонности к каким-либо видам деятельности и их информированности о различных профессиях.

2. Организованное посещение школьниками организаций и предприятий и встречи с представителями различных профессий.

3. Проведение регулярных исследований перспектив рынка труда, с основными горизонтами развития рынка труда, прогнозами появления новых отраслей и видов деятельности, технологических изменений в экономике.

4. Распространение результатов таких исследований среди школьников, их родителей и педагогической общественности.

5. Разработка планов индивидуального профессионального развития школьников.

Для внедрения этих механизмов необходимо внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты.

Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» должен быть дополнен:

- определением понятия «профессиональная ориентация молодежи»;

- функции уполномоченного органа по вопросам занятости должны быть дополнены вопросами организации исследований развития рынка труда и распространения этой информации среди населения;

- функции уполномоченного органа по вопросам образования должны быть дополнены вопросами разработки инструментов тестирования школьников, на предмет выявления склонности к каким-либо профессиям;

- функции местных исполнительных органов должны быть дополнены вопросами проведения тестирования школьников, а также организации и финансирования профессиональной ориентации молодежи;

- функции государственных центров занятости должны быть дополнены вопросами проведения профессиональной ориентации молодежи и содействия учащимся в разработке планов индивидуального профессионального развития.

Данные нормы законодательного акта должны быть детализированы в подзаконных актах:

- Правила организации и проведения профессиональной ориентации молодежи, утверждаемые постановлением Правительства;

- Правила (методические рекомендации) разработки планов индивидуального профессионального развития молодежи, утверждаемые приказом Министра труда и социальной защиты населения:

- Правила проведения тестирования школьников, утверждаемые приказом Министра образования и науки.

Повышение конкурентоспособности молодежи и их навыков на рынке труда

Исследовательская стажировка

Наиболее распространенным в мировой практике способом повышения конкурентоспособности профессиональных навыков молодежи является организация и проведение стажировок.

В Казахстане активно используется такой инструмент, как молодежная практика. Однако далеко не всегда молодые граждане остаются на постоянную работу после ее завершения.

Предлагаемый механизм затрагивает лишь отдельную группу молодежи, а именно граждан, завершивших обучение в магистратуре и/или докторантуре .

Содержание этого механизма заключается в следующем.

Выпускники магистратуры и/или докторантуры (по определенным специальностям) получают работу на предприятиях среднего и крупного бизнеса в качестве исследователей в течение определенного периода времени, к примеру, на один год.

В течение этого времени молодые работники должны выполнить исследовательскую работу, актуальную для соответствующей организации (например, оптимизация бизнес-процессов, аудит энергоэффективности, минимизация затрат, предотвращение трудовых конфликтов и т.д.).

Выгоды для молодого работника:

- закрепление полученных исследовательских навыков;

- повышение конкурентоспособности на рынке труда;

- адаптация к условиям рабочей среды;

- установление необходимых деловых контактов, и т.д.

Стимулы для работодателя: государственное субсидирование расходов на оплату труда данного молодого работника. Размер государственной субсидии устанавливается исходя из возможностей государственного бюджета.

Для реализации этого инструмента необходимо внести в Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» следующие изменения и дополнения:

- определение термина «молодежная практика» и раскрыть ее виды, например, производственная, исследовательская и т.д.;

- основные условия и порядок прохождения молодежной практики и ее видов.

Кроме того, необходимо детализировать на уровне подзаконного акта Правила прохождения молодежной практики, а в т.ч. приоритетные виды отраслей экономической деятельности (специальностей) в рамках которой допускается организация молодежной исследовательской практики. Этот документ также должен раскрывать механизм отбора тем для исследований.

Конкурентный отбор работников

Еще одним механизмом повышения конкурентоспособности молодежи может быть конкурентный отбор работников по принципу, применяемому в крупнейших консалтинговых компаниях, «расти или уходи» . Данный механизм может быть внедрен в отраслях нематериального производства, например для экономистов, юристов, бухгалтеров, программистов и т.д.

Содержание механизма.

Работодатель объявляет конкурс на определенную должность. Для участия в конкурсе отбираются три соискателя, зарегистрированных в центре занятости, максимально соответствующие квалификационным требованиям.

Эти три соискателя принимаются на одинаковых условиях, с одинаковым объемом задач и на одинаковый период времени (от трех до шести месяцев), в течение которого им необходимо продемонстрировать максимально возможный уровень квалификации. По завершению конкурсного периода работодатель заключает договор на срок не менее 1 года с соискателем, получившим максимальную оценку.

Стимулы для молодежи: необходимость показать наилучшие результаты работы. Конкурсный период оплачивается из расчета 50% от претендуемого должностного оклада. Размер оплаты не должен быть меньше минимального размера заработной платы в соответствующем году. Молодые граждане не прошедшие конкурентный отбор получают возможность определить свои слабые стороны и стимул улучшить их в будущем.

Стимулы для работодателя: на период конкурсного отбора расходы работодателя по оплате труда конкурсантов возмещаются или субсидируются государством. По итогам конкурса работодатель получает наиболее мотивированного и конкурентоспособного работника.

Во избежание злоупотреблений, оценка результатов конкурса должна проводиться с участием представителя центра занятости.

Для реализации этого инструмента необходимо внести в Дорожную карту занятости 2020 соответствующий механизм обеспечения занятости молодежи, а также разработать Правила проведения конкурентного отбора, утверждаемые постановлением Правительства.

Квотирование и субсидирование рабочих мест для молодежи

Данный механизм может быть использован при реализации инфраструктурных проектов , а именно:

- реализация одного масштабного проекта, в котором задействовано большое количество работников, или

- реализация одним работодателем нескольких небольших проектов, в которых используются схожие профессиональные навыки или одни и те же работники.

Содержание механизма.

При найме определенного количества молодых работников на весь период реализации инфраструктурного проекта, работодатель имеет возможность получить государственную субсидию на расходы, связанные с оплатой труда молодых работников.

Нанимаемые молодые работники должны быть зарегистрированы в центре занятости. Размер и характер государственных субсидий устанавливается исходя из бюджетных возможностей.

Стимулы для молодежи: постоянная занятость на определенный период времени в течение которого можно усовершенствовать свои профессиональные навыки, адаптироваться к производственным условиям, сформировать профессиональные связи.

Стимулы для работодателя: частичное субсидирование расходов, возможность воспитать собственные кадры и накопить человеческий капитал.

Для реализации этого инструмента необходимо разработать и утвердить соответствующие Правила на уровне подзаконного акта – постановления Правительства. В зависимости от характера государственной субсидии может потребоваться внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

Кроме того, внедрение данного механизма позволит формализовать значительную часть молодых граждан, занятых в теневом секторе, особенно в сфере строительства .

Внедрение предлагаемых инструментов обеспечения занятости молодежи в законодательство Казахстана позволит достичь следующих результатов :

- повышение конкурентоспособности профессиональных навыков молодежи на рынке труда;

- снижение молодежной безработицы;

- снижение неформальной занятости молодежи;

- улучшение общей культуры ведения бизнеса.

Литература:

1. OECD Employment Outlook 2013.

2. Scarpetta, S., A. Sonnet and T. Manfredi (2010), «Rising Youth Unemployment During The Crisis: How to Prevent Negative Long-term Consequences on a Generation?», OECD Social, Employment and Migration Working Papers, No. 106, OECD Publishing.

3. Quintini, G. and T. Manfredi (2009), «Going Separate Ways? School-to-Work Transitions in the United States and Europe», OECD Social, Employment and Migration Working Papers, No. 90, OECD Publishing.

4. OECD (2012), Better Skills, Better Jobs, Better Lives: A Strategic Approach to Skills Policies, OECD Publishing.

5. Guidance in Education – the educational guidance system in Denmark. Published by Euroguidance Denmark, The Danish Agency for Universities and Internationalisation, 2012.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии