Горячие новости
Читайте также

Жизнь человека бесценна! Зачем нашей стране нужен аудит безопасности дорожного движения?

Магистр транспортного строительства

Фото : 4 мая 2014, 10:51

Во всем мире признано, что дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) являются большой социальной и экономической проблемой. Прямые и косвенные экономическое издержки общества и в целом национальной экономики от ДТП на автомобильных дорогах общего пользования эквивалентны 86,5 млрд. тенге или 0,25% от ВВП 2013 года, в том числе: республиканского значения 52,9 млрд. тенге и местного значения 33,6 млрд. тенге. К сожалению, текущая тенденция не снижает высокие темпы роста (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика ДТП на автомобильных дорогах [1]

Согласно Глобального плана ООН осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2011-2020 годы, главной целью обозначено стабилизация, а затем в сокращение к 2020 году прогнозируемого уровня случаев смерти в результате ДТП и минимизации серьезных травм людей [2].

Многие страны, в том числе и Казахстан, в вопросах проектирования автомобильных дорог, включают мероприятия по безопасности дорожного движения. Несмотря на это, на новых автомобильных дорогах, количество ДТП и их тяжесть не снижается. Тому служат несколько причин. Во-первых, стандарты по проектированию часто включают минимальные требования относительно безопасности дорожного движения, и комбинация из этих элементов может привести к возникновению опасных ситуаций. К тому же, не всегда возможно соответствовать стандартам и существуют основания, которые препятствуют применению этих норм [3].

Вторым недопониманием является тот факт, что ошибка водителей или плохое поведение является единственной причиной возникновения ДТП. В результате различных международных исследований, доказано, что «подход на основе системы безопасности» больше не сфокусирован на отдельных элементах взаимодействия системы «водитель - автомобиль - (дорожная инфраструктура) внешняя среда», которая должна соответствовать возможностям и ограничениям пользователей автомобильных дорог (см. рисунок 2).

 

 

Рисунок 2. Подход на основании системы безопасности дорожного движения

В связи с чем, для учета человеческого фактора при проектировании потенциально опасных участков дороги и пересечений, многие страны внедрили на системной основе аудит безопасности дорожного движения (далее - АДББ). В частности в 2008 году, Европейский Союз принял четкое решение о том, что АБДД должно проводиться в обязательном порядке для трансъевропейской сети автомобильных дорог. Результатом этого решения стало, то, что стандартизованный коэффициент смертности в ДТП на 100 тыс. населения в странах ОЭСР находящихся в пределах 90-х позиций по индексу «качество дорог» сократился с 11,9 в 2000 году до 6,5 по итогам 2010 года [4].

В связи с этим, учитывая практический опыт стран ОЭСР (Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, США, Канаде, ЮАР, Дании, Нидерландах и Сингапуре) в обеспечении снижения смертности в ДТП, считаем целесообразным внедрить принципы «Аудита безопасности дорожного движения», предусматривающие проведение аудиторской организацией экспертизы на разных стадиях технологической готовности дорог и автомобилей, в целях раннего выявления дефектов, допущенных планировщиками, проектировщиками, строительными подрядчиками или эксплуатирующими службами, которые создают риски в сфере дорожного движения, являющихся возможными причинами дорожно-транспортных происшествий и их устранения путем корректировки в организацию дорожного движения.

Таким образом, для создания правовой основы к инновационному подходу в области управления безопасности дорожного движения необходимо внести дополнения к Закону Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении».

Эффективность аудита безопасности определяется соблюдением основных требований, такие как: 1) наличие политики аудита, что предлагает автор на первоначальном этапе; 2) регулярность аудита на каждом этапе технологического развития дорожного проекта, должно стать обязательным; 3) этапы процедуры аудита должны быть регламентированы нормативными правовыми актами.

Внедрение данного института позволит не только выявить участки дорог с потенциальным риском возникновения ДТП из-за вероятной ошибки человека, но и подготовить рекомендации для устранения этого риска, еще до того, как ДТП на этих участках случатся.

Для практического понимания, создание безопасной дорожной инфраструктуры, обеспечивающей снижение тяжести последствий ДТП позволит сократить стандартизованный коэффициент смертности в ДТП на 100 тыс. населения на автомобильных дорогах с 18 за 2013 год до 10 к 2030 году.

Список литературы

1. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике. Режим доступа: http://www.stat.gov.kz/ . 01.05.2014 года;

2. Резолюция ООН №64/255 март 2010. Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020. Режим доступа: http://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/UN_GA_resolution-64-255-en.pdf;

3. FHWA Road Safety Audit Guidelines, Federal Highway Administration (Федеральная Администрация Автомагистралей, США N FHWA-SA-06-06), Washington, D.C. 2006

4. Щербакова Е. Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010 году, от транспортных несчастных случаев - с 11,9 до 6,5. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2012/0527/barom02.php


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии