Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Изменение концепции законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности в свете предстоящего создания Евразийского экономического союза

Экономист

Фото : 11 мая 2014, 10:33

Известно, что в настоящее время в нашей стране завершается работа по разработке новой концепции законодательства об оценочной деятельности, далее - Концепция, проводимая государственными органами во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период (постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2010 года № 409).

Происходящие в экономике страны изменения - переход к модели индустриально-инновационного развития, интеграция ее в мировую и региональную экономику, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов в соответствии с МСФО требуют дальнейшего развития оценочной деятельности, повышения профессионального уровня и ответственности оценщиков.

В соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 года № 109-II, далее - Закон об оценочной деятельности, стандарты оценки, разработанные в соответствии с законодательством РК и утвержденные Правительством РК являются общеобязательными для всех субъектов оценочной деятельности и распространяют свое действие на всю территорию страны. Оценщики также имеют право использовать международные стандарты в области оценочной деятельности, не противоречащие законодательству РК, если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены названным законом, то применяются правила международного договора ( ст. 10-2 ).

В настоящее время Правительством РК утверждено 6 стандартов оценки, однако, работа по разработке и утверждению других стандартов временно приостановлена, так как, с одной стороны, вступили в силу МСО 2011 года, с другой стороны, Советом Объединений Оценщиков Евразии на Международном Конгрессе в г.Алматы, еще в июне 2012 года было принято решение о разработке Евразийских стандартов оценки. В этой связи, совершенствование законодательства должно осуществляться путем приведения национальных стандартов оценки в соответствие с международными и региональными, гармонизации с законодательствами Российской Федерации и Республики Беларусь - стран, объявивших, как и Республика Казахстан (далее соответственно РФ, РБ и РК), о намерении в мае текущего заключить договоры о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) и создании Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС).

Для упорядочения работы по разработке и утверждению новых национальных стандартов, инструкций и других документов по методике оценки необходимо постановлением Правительства РК утвердить положение о порядке разработки, утверждения, внесения изменений и дополнений в правовые акты, регламентирующие оценочную деятельность, в котором установить право утверждения инструкций и других документов по методике оценки за Министерством юстиции РК, имеющим полномочия по государственному регулированию в области оценочной деятельности (далее - Уполномоченный орган).

Основной целью совершенствования законодательства об оценочной деятельности должно быть повышение качества и достоверности оценки посредством перехода в этой сфере от жесткого государственного регулирования на саморегулирование.

Основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются:

лицензирование оценщиков;

аттестация специалистов в области оценочной деятельности;

система стандартов и положений оценочной деятельности;

утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности;

сертификация услуг;

страхование гражданской ответственности оценщиков.

Главной задачей на краткосрочный период (до 2015 г.) в нашей стране должно стать создание и обеспечение взаимосвязанного функционирования перечисленных механизмов регулирования оценочной деятельности при передаче все больших функций по управлению в этой сфере палатам оценщиков.

В 2012 году в РК введена аттестация специалистов в области оценочной деятельности посредством проведения квалификационных экзаменов и выдачи соответствующих свидетельств. Организация и проведение этой работы возложены на подразделение Уполномоченного органа - Комитет регистрационной службы Министерства юстиции РК.

В настоящее время созданы все условия для отмены лицензирования оценщиков-физических лиц. Для обеспечения преемственности в государственной политике все лица, имеющие лицензии, должны в течение 2014-2015 годов должны получить квалификационные свидетельства без сдачи квалифицированных экзаменов, дополнительных документов и оплаты государственных сборов. Эта работа должна быть проведена через Палаты оценщиков, членами которых являются оценщики. При этом, было бы правильным, чтобы физические лица, состоящие в списке лиц действующих под лицензией юридического лица и не имеющие собственные лицензии, получали квалификационные свидетельства в общеустановленном порядке - только после прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена.

Предлагается продолжить лицензирование оценщиков-юридических лиц с отменой его в последующие годы, исходя из последующих договоров с РФ и РБ в рамках ЕврАзЭС.

Весьма специфической проблемой в развитии в оценочной деятельности в нашей стране является проблема использования государственного языка. Отчеты об оценке на казахском языке выполняются в очень редких случаях лишь в нескольких областях, городах Астана и Алматы. Законодательно-правовые акты, как правило, составляются на русском языке, и только при утверждении переводятся на государственный язык. При этом, тексты Закона об оценочной деятельности, других законов, утвержденных Стандартов оценки, абсолютно не отвечают требованиям аутентичности перевода, содержат большое количество орфографических ошибок. Негативными последствиями такого положения дел являются неразработанность терминологической системы оценочной деятельности, проблемы в обучении оценке, отсутствие типовых отчетов об оценке различных объектов на государственном языке. Решению перечисленных проблем может способствовать аутентичный перевод на казахский язык МСО 2011 года, кроме того, необходимы ревизия и новый перевод документов, составляющих нормативно-правовую базу, выпуск учебной литературы и пособий на государственном языке. Следует данную проблему рассматривать и через призму образования ЕврАзЭС - будет абсолютным нонсенсом, если оценка в РК и РБ, при сохранении ими национального суверенитета, будет проводиться только на русском языке. На наш взгляд, следует в законодательном порядке установить требованием обязательное составление отчетов по оценке, по крайней мере на двух языках - государственном и русском языках.

Другой острой проблемой в нашей стране в настоящий момент являются значительные расхождения в результатах оценки стоимости объекта разными оценщиками, а также одним оценщиком - разными подходами и методами, иногда в два и более раза. Хотя по теории оценки стоимость объекта может различаться в зависимости от целей оценки и других объективных оснований, однако, указанный выше разрыв в стоимости существенно превосходит теоретически допустимый диапазон вариации результатов оценки объекта, для одной цели и на одну дату, полученные разными подходами и методами не только одним, но и разными оценщиками.

Одним из основных условий развития рынка оценки является подготовка оценщиков. В РК сформирована трех уровневая система образования. Важным шагом стало принятие Государственных образовательных стандартов образования РК по специальности «5В090800 - Оценка» с присуждением академической степени «Бакалавр в области услуг», «6М090800 - Оценка» с присуждением академической степени «Магистр в области услуг» и «6D090800 - Оценка» с присуждением ученой степени «Доктор по профилю или доктор философии, PhD». В настоящий момент специалистов по указанным специальностям готовят более десяти ВУЗов страны, которыми, по приблизительным подсчетам, за весь период суверенитета страны подготовлено всего около 2 800 бакалавров по оценке, 70 магистров и 3 доктора PhD. Этого количество вполне соответствует потребности нашей страны в названных специалистах. Проблемой же является то, что не все дипломированные специалисты, из-за отсутствия вакансий, и сокращения объемов услуг вследствие финансового кризиса работают по специальности. Следует также указать, что стоимость обучения определяется Министерством образования и науки РК не по специальностям, а по ВУЗам, в результате большее количество абитуриентов подают заявления на поступление в маломощные ВУЗы, в которых обучение дешевле, тогда как качество даваемых знаний значительно ниже.

В связи с вышеуказанным, считали бы возможным предложить, начиная с 2015 года, обязательным требованием для допуска к квалифицированным экзаменам установить высшее образование по специальности «Оценка», в том числе полученное как второе высшее. Это требование должно быть включено как базовое при признании специалистов по оценке на всей территории ЕврАзЭС.

Важное значение для развития оценочной деятельности приобретает вопрос взаимодействия оценщиков с другими специалистами смежных сфер. В нашей стране в соответствии с законодательством услуги, которые должны оказываться оценщиками, в некоторых случаях относятся и к компетенции других специалистов, в частности, судебных экспертов.

Судебно-экспертная деятельность, в отличие от оценочной, является неотъемлемой частью правоохранительной и судебной деятельности, регламентируемой процессуальным законодательством. Служба судебных экспертиз в Казахстане существует длительный период, за который сформирован определенный кадровый состав, наработан профессиональный опыт, приняты и апробированы соответствующие методики (Комиссией по утверждению методик проведения судебно-экспертных исследовании Минюста РК 08.02.2007 года утверждены 4 методики). Однако, то, что экспертное заключение о стоимости объекта, как правило, значительно отличается от стоимости того же объекта по отчету оценщика, затрудняет принятие объективных решений судами, влечет негативное восприятие деятельности не только оценщиков и судебных экспертов, но и функционирования судебной системы в целом.

Стремление разработки и принятия отдельных ведомственных нормативных и иных документов, не только не базирующихся на общем законодательстве об оценке, но и прямо противоречащих ему, имеет место и в других сферах. В частности, банки, обосновывая необходимостью оценки для их внутренних целей, пытаются сформировать самостоятельную систему оценки объектов, представляемых в залоговое обеспечение, построенную на документах банковского законодательства, в которой рыночная стоимость объектов будет определяться оценщиками банков или аффилированными с ними структурами и лицами. Аналогичная ситуация наблюдается также в оценке ущерба транспортным средствам в результате дорожно-транспортных происшествий.

Развитие оценочной деятельности возможно только на основе общего правового, методологического и информационного пространства не только на территории РК, но и ЕЭП, создание изолированных ведомственных нормативных и иных документов, не основанных на общем законодательстве об оценочной деятельности, является недопустимым. Именно такой подход должен быть принят и в ЕврАзЭС.

Важнейшей задачей совершенствования законодательства об оценочной деятельности должно стать повышение ответственности оценщиков, которыми в Казахстане могут быть как физические, так и юридические лица, что соответствует практике большинства развитых стран. В то же время, вследствие недобросовестного выполнения своих обязанностей Палатами оценщиков по учету и ведению реестра оценщиков-членов палат, отсутствия должного контроля со стороны Уполномоченного органа, ответственность оценщиков-физических лиц за качество и достоверность оценки занижена. Так, к примеру, за весь период с момента введения лицензирования деятельности по оценке имущества ни один оценщик-физическое лицо не понес реальной ответственности за необеспечение должного качества услуг и недостоверность оценки. Она в тех случаях, когда решением суда констатировался факт недостоверности отчета об оценке, практически всегда целиком и полностью возлагалась только на оценщика-юридическое лицо.

В этой связи, необходимо включить в Закон об оценочной деятельности пункты о порядке проведения плановых и неплановых проверок, предписаниях Уполномоченного органа об устранении в конкретные сроки выявленных нарушений, мерах при их невыполнении и другие положения по обеспечению государственного контроля за деятельностью палат оценщиков.

Кроме того, было бы правильным в Закон об оценочной деятельности включить нормы, регламентирующие порядок ведения реестра членов палат физических и юридических лиц, применения дисциплинарных взысканий в отношении членов Палат оценщиков, обеспечение ответственности за некачественную оценку оценщиков-физических лиц, участвовавших в оценке проводимой оценщиком-юридическим лицом по трудовому договору или договорам субподряда или на оказание возмездных услуг.

Требуется также включить в Закон об оценочной деятельности положения и нормы, касающиеся проведения экспертизы отчетов об оценке и сертификации услуг по оценке, включив организацию и проведение этой работы в функции палат оценщиков.

Предлагаемые изменения в законодательство будут требовать повышения роли и потенциала Палат оценщиков, большинство из которых, вследствие небольшого числа членов, в настоящий момент не способны выполнять возложенные на них функции, что является основным препятствием для реального перехода к саморегулированию.

В этой связи, следует, по примеру РФ, регламентировать на законодательной уровне требования к профессиональным организациям оценщиков - палатам, установить следующие требования для их государственной регистрации:

- по членству в палате не менее 60 оценщиков-физических лиц, соответствующих определению понятия в Законе об оценочной деятельности и не менее 100 оценщиков-физических лиц при создании на территории области, города республиканского значения, столицы второй и последующих палат оценщиков, а начиная с 2015 года - соответственно не менее 100 и 150 оценщиков-физических лиц, исключив ограничение о создании и функционировании на территории региона только одной палаты оценщиков;

- по наличию внутренних документов палат - Положений, регламентирующих прием и исключение членов палат, наложении дисциплинарных взысканий на членов палат, перечень представляемых документов;

- по наличию специализированных органов и структурных подразделений по обеспечению качества и достоверности оценки (экспертного совета, дисциплинарного комитета);

- по раскрытию информации путем ее размещения ее на официальном сайте в сети «Интернет».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии