Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Реализация проекта «Асар»

Юрист

Фото : 11 мая 2014, 11:35

Почему. Текущий конкурс вызвал живой интерес среди пользователей портала zakon.kz, и самое главное, показал, что граждане Казахстана достаточно активны, креативны и небезразличны к жизни общества и проблемам государства. Нужен был лишь действенный инструмент, который сосредоточил бы гражданские инициативы в одном месте и в одно время. При такой концентрации идей и предложений становится важным, чтобы власти были небезучастны к инициативам граждан. Поэтому у некоторых участников конкурса возникли предложения о законодательном закреплении подобных мероприятий.

На мой взгляд, законодательная инициатива, являясь важным инструментом, все же не охватывает весь потенциал данного направления. В этой связи, в качестве развития идеи конкурса предлагаю реализовать комплексную программу по государственной поддержке краудсорсинга, который активно развивается в зарубежных странах в качестве модели для решения любых задач. Его идеология такова, что для решения конкретных задач используются знания, опыт, интеллект неограниченного круга лиц. В соответствии с основным принципом краудсорсинга неоплачиваемые или малооплачиваемые (с позиции заказчика) специалисты будут тратить свое свободное время на поиск путей решения задач. Расчет делается на то, что люди занимаются этим исключительно из интереса увидеть свои идеи воплощенными в реальности.

Ярким примером другого вида краудсорсинга являются интернет-ресурсы Wikipedia.com и youtube.com. На сегодняшний день элементы краудсорсинга активно используются и в вопросах государственного управления.

В то же время не хотелось выносить в заголовок проекта данный англицизм. Тем более в казахском языке есть достаточно точное описание этого процесса - асар, предполагающий консолидацию усилий группы лиц для выполнения сложной и объемной работы. Учитывая ранние политические начинания автора данного конкурса, развитие ее нынешней инициативы именно под таким названием будет в какой-то степени даже символичным.

Что касается сути проекта. В соответствии с Законом «О государственном социальном заказе» государственные органы на конкурсной основе распределяют среди некоммерческих организаций бюджетные средства для реализации социальных проектов. Социальным проектом признается совокупность организационных, экономических и технических мер, направленных на достижение целей в социально значимых сферах. Сфера реализации заказа установлена статьей 5 Закона, и включает в себя многие направления, в том числе подпункт 14 - иные социально значимые направления, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Все достаточно широко и размыто, и для понимания сущности Закона необходимо обратиться к практике его реализации. Вот часть тематики закупаемых услуг на 2014 год: «Организация постоянно действующей диалоговой площадки для сообщества политологов Казахстана», «Организация деятельности по привлечению экспертного сообщества к разработке проекта патриотического акта «Мәңгілік ел», «Изучение и анализ ситуации по различным направлениям социальной сферы», «Организация комплекса мероприятий по изучению вопросов казахстанской идентичности», «Организация комплекса организационно-практических мероприятий с привлечением потенциала интернет-сообщества с целью повышения информированности граждан о реализации программных стратегических документов».

Одним словом у государства есть действующий механизм по финансированию социальных проектов. Достаточно его расширить и конкретизировать. Необходимо предусмотреть в Законе, что исполнителями государственного социального заказа могут являться граждане, для которых проводятся отдельные конкурсы. При этом основные критерии и условия конкурса без отсылки к подзаконным актам прямо прописываются в Законе. Также целесообразно дополнить Закон статьей, регулирующей деятельность единого интернет-ресурса. Кроме того, в целях координации проводимой работы включить в компетенцию уполномоченного органа разработку специальной программы (государственной или отраслевой).

После принятия всех изменений, уполномоченным органом реализуется утвержденная в установленном порядке программа «Асар», в рамках которой:

1. Проводятся конкурсы идей и предложений по техническому заданию государственных органов. Конкурсы проводятся постоянно на основе плана мероприятий, который включает в себя все сферы жизнедеятельности и производства.

2. Создается единый портал государственного краудсорсинга. Конкурсы всех государственных органов проводятся через портал по аналогии с порталами закупок. По итогам конкурсов предусматриваются несколько победителей. Помимо победителей выбранных жюри конкурса отдельно определяется победитель по итогам голосования пользователей.

3. Обеспечивается мониторинг использования предложений победителей. По каждому предложению ведется «дорожная карта», показывающая всю хронологию.

Необходимо предусмотреть несколько уровней и категорий технических заданий. Цикличные конкурсы «Что бы я изменил в законодательстве», «Что бы я производил в моем регионе/республике», «Чего не хватает нашему сельскому хозяйству», «Что бы я изменил в благоустройстве города» и т.п. можно проводить с регулярностью раз в полгода.

Граждане, зная о подобных конкурсах, в текущей своей деятельности невольно будут подмечать те или иные особенности жизни. Ежедневный анализ условий жизни, своей работы, увлечений и интересов будет на подсознательном уровне проводиться в данном контексте. В итоге появится ощущение причастности к процессам, повысится гражданская активность и сопереживание за свой дом, улицу, город, страну.

Кроме того, целесообразно деление конкурсов по уровням сложности.

Отдельные закрытые конкурсы можно проводить среди изобретателей и обладателей секретов производства (ноу-хау), которые не всегда готовы публично раскрыть свои идеи. Зачастую многие из них не находя должной поддержки так и не могут реализовать свои идеи.

Многие государственные органы, государственные компании и компании квазигосударственного сектора проводят подобные конкурсы, однако их результаты разрозненны, не всегда видны и доступны. Необходим единый общегосударственный центр, который не просто координировал бы данную работу, а проводил бы четкую централизованную политику.

Кроме того, нередки случаи, когда определенные идеи, поддержанные отдельными государственными органами и компаниями, при реализации сталкиваются с бюрократическими преградами и «объективными» с их позиции проблемами. Нерешаемая проблема отдельно взятой государственной компании является весомой трудностью для государственного органа и легко решаемым вопросом на уровне Правительства. В этой связи, необходима консолидация и концентрация гражданских инициатив по принципу «одного окна».

Что это даст стране. Интеллектуальный потенциал сообщества страны будет использован на общее благо. По сути, проект «Асар» может стать действенным инструментом диалога государства и граждан, и самое главное, повысит взаимопонимание и доверие граждан к реализуемым проектам государства.

Главный принцип краудсоринга: у группы людей больше знаний, чем у отдельного взятого человека. Однако краудсоринг это не просто организация форума, на котором в нерегулируемом режиме вносятся замечания и предложения. Предполагается внедрение четкой матрицы, где взаимосвязано формулируются темы обсуждения, определяются условия отбора и фильтрации идеи, документирование результатов.

У оппонентов этой идеи есть главное возражение - а зачем сидят все профессиональные государственные и гражданские служащие, иные чиновники которые получают деньги за свою работу, если им требуется помощь непрофессионалов.

В ответ можно привести два примера:

1. Один из принципов идеологии «открытых инноваций», модели краудсорсинга в бизнесе: последователь закрытых инноваций на рынке — это шахматист, который просчитывает несколько ходов вперед, а представитель открытых инноваций — это игрок в покер, который ждет прихода следующей карты и не знает, что произойдет на самом деле.

2. Одно из правил легендарного члена инвестиционного сообщества Питера Линча: В каждой отрасли и в каждом регионе наблюдательный непрофессионал может найти великолепно растущие компании задолго до того, как их обнаружат профессионалы.

Мировой опыт краудсорсинга в государственном секторе достаточно обширен. Идея законодательной инициативы и мониторинга всей нормотворческой деятельности успешно функционирует в США с 2005 года (regulations.gov). Российское Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов обеспечивает поддержку проектов граждан с 2011 года. Наиболее масштабным является проект «Европейская гражданская инициатива», в рамках которого в 2013 году появилась первая инициатива, набравшая 1,8 миллиона подписей в 7 странах Евросоюза.

Элементы взаимодействия государства и граждан успешно действуют на портале e-gov.kz, однако выведение краудсорсинга в отдельную идею, концентрация внимания только на этом направлении позволит задействовать все ресурсы на выполнение именно этой одной цели. А в любом деле важен результат, а не количество и активность действий.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии