Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Защита граждан Казахстана от будущих девальваций через индексацию денежных доходов и сбережений населения

Юрист

Фото : 11 мая 2014, 14:45

Добрый день дорогие читатели и многоуважаемые члены жюри!

 

В ходе творческого исследования, по общей теме: «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?» я бы хотел затронуть, на мой взгляд, одну из актуальных и важных тем в Казахстане это обвал доверия граждан Казахстана к власти. Учитывая реалистичность и перспективность представленного предложения, я верю и твердо убежден, что предложение по защите граждан Казахстана от будущих девальваций и индексация сбережений граждан по предыдущим девальвациям повысит доверие казахстанского общества к властям и будет способствовать эффективной реализации «Стратегия «Казахстан-2050».

Анализ текущей ситуации

В 1991 году Казахстан обрел независимость и суверенитет. После развала СССР все жители постсоветского пространства пережили глубочайший экономический, политический и социально-психологический кризис. 5 июня 1991 года был принят Закон КазССР от № 638-XII Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги (с изменениями), который утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.12.04 г. № 12-III. Первая девальвация в Казахстане была 4 февраля 2009 года, вторая девальвация прошла 11 февраля 2014 года.

Приведу выдержку из Экономического словаряИНДЕКСАЦИЯ- один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей. Однако в условиях спада производства потребительских товаров и услуг государство, государственный бюджет не обладают возможностью осуществить полную индексацию, которая способна привести к дальнейшему обесценению денег. Поэтому чаще всего проводится только частичная индексация доходов.

Приведу выдержку из статьи Студенческой библиотеки20.4. Индексация денежных доходов и сбережений населения:

Один из самых эффективных способов социальной политики — индексация денежных доходов и сбережений населения (ИДДСН). Эта форма социальной защиты граждан доказала свою необходимость и значимость прежде всего в тех странах мира, где функционирует экономика социально ориентированного рыночного типа. Например, в Швеции, Германии, Японии и других странах ИДДСН регулируется специальным государственным законом страны, который определяет порядок индексации доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги.

ИДДСН — это устанавливаемый государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан страны в связи с ростом потребительских цен. Цель ИДДСН — поддержать покупательную способность денежных доходов и сбережений граждан. ИДДСН может дополняться, а в ряде случаев и заменяться другими мерами государственной компенсации потерь в доходах и сбережениях граждан, например, периодическим пересмотром уровня оплаты труда работников, повышением размеров социальных трансфертов (пенсий, стипендий, социальных пособий) и т. д.

Объектом ИДДСН выступает оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников структур, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и тарифы на оказываемые ими платные услуги. Это:

— государственные пенсии, стипендии, социальные пособия всех типов (например, семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и т. д.), кроме единовременных;

— вклады граждан в Сбербанке РФ;

— государственные займы и иные ценные бумаги РФ, а также суммы взносов в организации государственного страхования страны;

— суммы, взыскиваемые в установленном законом порядке за повреждение здоровья, смерть гражданина и иной нанесенный ему ущерб, которые подлежат индексации за счет юридических лиц (предприятий) или физических лиц (граждан), причинивших вред гражданину.

Как форма социальной защиты населения ИДДСН предполагает разработку по соответствующим слоям и категориям населения страны индексов:

— потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и тарифов на платные услуги (ИПЦ);

— цен прожиточного минимума (ИЦПМ). Обе эти группы индексов рассчитываются в зависимости от:

— задач компенсации потерь в доходах и сбережениях конкретных категорий граждан;

— целей поддержания покупательной способности, доходов и сбережений;

— условий защиты реальных доходов населения;

— особенностей конкретной социально-экономической группы населения, например, работающих и неработающих, имеющих различные доходы (ниже прожиточного минимума, равного прожиточному минимуму или выше его) в разных видах (дивиденды, должностные оклады и т. д.).

ИПЦ и ИЦПМ не рассчитывается по тем категориям граждан, которые в соответствии с действующим российским законодательством имеют право и возможности самостоятельно регулировать уровень своих доходов (предприниматели, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и т. д.)

При индексации доходов как форме социальной защиты населения используются следующие показатели:

— совокупный среднедушевой доход семьи;

— минимальный уровень заработной платы;

— средний заработок работников.

Приведу выдержку из статьи от 15 февраля 2014 политолога Максима Казначеева:

Проведенная девальвация (на, приблизительно, 20 процентов), кроме чисто финансово-экономических, будет иметь и существенные социально-политические последствия:

Падение жизненного уровня населения на 20% вследствие аналогичного роста цен (инфляции), при всем том, что социум еще не адаптировался к январскому повышению тарифов на коммунальные услуги. Особенно сильно этот фактор ударит по наименее защищенным слоям населения, зависящим от государственной поддержки: пенсионерам, инвалидам, студентам-бюджетникам, работникам бюджетной сферы (здравоохранение, образование, силовые структуры, госслужба). Девальвация делает бессмысленным анонсированную властями индексацию зарплат, пенсий и социальных пособий. В социально-психологическом плане это ударит по общему имиджу власти.

Уменьшение накоплений граждан в банках и пенсионных фондах, номинированных в тенге, на те же самые 20%. Данный фактор в кратко- и среднесрочной перспективе подорвет интерес к тенге как средству накопления вкладов, и «ударит» уже по среднему классу - мелкому бизнесу, миноритарным инвесторам, индивидуальным предпринимателям. Но нужно отметить, что будут и выигравшие - те граждане и бизнес-структуры, которые брали кредиты в тенге (теперь им меньше возвращать). Главным риском для данной социальной страны будут попытки банков пересмотреть первоначальные условия кредитования: увеличить процент по кредитам, потребовать дополнительное залоговое имущество (поскольку существующие залоги уменьшатся в тенге), задним числом индексировать кредиты граждан и предприятий в другие валюты (чтобы не потерять на курсовой разнице) и т.п.

Не исключено появление отдельных активистов и гражданских групп, которые выступят с требованием индексации вкладов и пенсионных накоплений на размер девальвации. Они будут использовать максимально резкую политическую риторику, ориентированную уже не только на традиционные протестные массы, но и на существенно пострадавший средний класс. Таким образом, появляется возможность для существенного роста круга сторонников оппозиции из числа ранее лояльных власти граждан.

Особо острая ситуация может образоваться в случае наложения двух тенденций: односторонних действий банков и кредитных организаций по компенсации своих потерь, и формирования широкой гражданской волны с требованиями индексации вкладов.

Существенные риски порождаются тем, что власть сама ограничила возможности для выплеска протестности граждан, ужесточив наказание за призывы к массовым протестам. Теперь цена вопроса участия в массовых акциях становится высока, а, следовательно, и люди, решившиеся на выражение протеста, будут менее склонны к компромиссу с властями. Между тем, страну теперь ждет целая череда выступлений трудовых коллективов с требованием аналогичной индексации заработной платы.

Таким образом, что бы я поменял в законодательстве РК?

В целях защиты граждан Казахстана от будущих девальваций предлагаю в ближайшем времени инициировать депутатам Парламента Республики Казахстан или включить в план законопроектных работ Правительства Республики Казахстан разработку нового Закона «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги» и закрепить на законодательном уровне соответствующие поправки. Почему? Потому что я патриот и гражданин своей Страны, я в ней живу и считаю, что долг каждого гражданина своей Страны помочь своим согражданам, обществу и своему государству. Что это даст Стране? Гражданам государство даст возможность поддерживать покупательную способность и предусмотрит полную или частичную компенсацию потерь денежных доходов, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги, а так же будет восстанавливаться доверие к власти.

На основании изложенного, предлагаю разработку нового Закона «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги», и закрепить на законодательном уровне предлагаемые поправки, а также после принятия нового Закона «Об индексации денежных доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги» проиндексировать обязательства и платежи по договорам банковских займов, выданных в тенге, с привязкой к любому валютному эквиваленту, дополнительно проиндексировать зарплаты, пенсии и социальные пособия за счет средств Национального фонда Республики Казахстан.

 

Предлагаемые изменения в законодательство РК:

№ п/п

Структурный элемент

Текущая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

Закон РК О банках и банковской деятельности в Республике Казахстанот 31 августа 1995 года N 2444

1

Пункт 4 статьи 34

Статья 34. Банковская заемная операция

 

…………………………… 4. Не допускается индексация обязательства и платежей по договору банковского займа, выданного в тенге, с привязкой к любому валютному эквиваленту. Данное ограничение не распространяется на договоры, заключаемые между банками.

Статья 34. Банковская заемная операция

…………………………… 4. Не допускается индексация обязательства и платежей по договору банковского займа заключаемый между банками, выданного в тенге, с привязкой к любому валютному эквиваленту. Данное ограничение не распространяется на договоры, заключаемые банками с гражданами Республики Казахстан.

 

В целях закрепления правовых гарантий и обеспечения социальной защищенности населения, в первую очередь малообеспеченных и нетрудоспособных членов общества

 

Благодарю за внимание.

Cписок использованных источников:

1) http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1200000449

2) http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002444_

3) http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6694

4) http://studlib.com/content/view/1616/21/

5) http://www.zakon.kz/4603154-socialno-politicheskie-posledstvija.html

6) http://www.kn.kz/ru/article/view/id/7638/

С уважением,

Айкимбаев Рустем.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии