Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Принятие Закона «О правах пожилых людей в Республике Казахстан» в целях повышения правовой культуры и защищенности лиц пожилого возраста

Магистр права Оксфордского Университета Великобритании

Фото : 12 мая 2014, 16:08

Описание ситуации:

На 1 января 2014 года в Казахстане проживает 1,723,357 жителей пенсионного возраста /1/, т.е. 10% населения. Это особая социальная группа населения, которая в силу не зависящих от нее, естественных, причин имеет свои особые нужды и не может собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. Именно поэтому данная группа нуждается в соответствующих мерах государственной социальной защиты и обеспечения своих прав.

На сегодняшний день в стране отсутствует единый нормативно-правовой акт о правах и свободах пожилых людей, который бы регламентировал все вопросы социальной защиты населения пожилого возраста, включая пенсионное обеспечение, здоровье и медицинское обеспечение, социальное обслуживание, доступ к культурным мероприятиям, организация досуга и т.п. Подобные НПА действуют в отношении других социально уязвимых групп, таких как дети (Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» /2/), инвалиды (Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан /3/) и молодежь (Закон РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»/4/). Однако с возрастом появляются определенные потребности, которые также требуют необходимого внимания со стороны государства. Вместо этого в Казахстане действует ряд разрозненных НПА, регулирующих отдельные виды правоотношений с участием пожилых людей: например, Закон РК «О пенсионном обеспечении», Закон РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» и другие. В результате не все потребности и проблемы населения пожилого возраста охвачены действующим законодательством в равной степени.

Важно отметить, что согласно международным стандартам по обеспечению прав пожилых людей, закрепленным в Венском международном плане действий по проблемам старения 1982 года, пункт 68 «Службы социального обеспечения должны преследовать цель максимального выполнения престарелыми социальных функций; также иметь базу и предоставлять широкий диапазон услуг в области профилактики и развития стареющих людей, с тем, чтобы они могли вести максимально возможную независимую жизнь в своем собственном доме, оставаясь активными и полезными гражданами» /5/. Несмотря на многочисленность лиц пожилого возраста, в Казахстане отсутствует специальный орган по защите прав этой категории социально уязвимой группы людей. Для сравнения, по вопросам продвижения прав женщин и защиты материнства действует Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан, а по вопросам защиты прав детей действует Комитет по охране прав детей МОН РК. Хотя во всех районах и городах существуют Советы ветеранов, эти образования охватывают не всех представителей пожилого возраста. Вследствие отсутствия единого НПА и уполномоченного органа по правам пожилых людей большинство пожилых людей не знают точный объем полагающихся им прав, а также не знают, куда обращаться для получения квалифицированной помощи для реализации своих прав или в случае их нарушения.

Принято говорить, что наше общество традиционно относится с уважением и почетом к пожилому поколению, что в восточной культуре забота о старшем поколении является моральным долгом детей. Однако на практике это утверждение является скорее пожеланием, чем реальностью. В нашем обществе немало одиноко проживающих пожилых людей, несмотря на наличие живых трудоспособных детей. Более того, нередки случаи, когда даже при совместном проживании с родственниками пожилые люди могут стать жертвами домашнего насилия, жестокого обращения и социальной изоляции. Наконец, люди пожилого возраста чаще всего становятся жертвами мошенничества и других противоправных деяний в силу своих возрастных и физиологических ограничений. К сожалению, взыванием к традициям в приведенных случаях не поможешь. Более того, наше государство утверждает себя, прежде всего, правовым государством, а не традиционным. Соответственно, особые права, потребности и интересы пожилых людей должны быть надлежащим образом закреплены на законодательном уровне.

Предлагаемые изменения в законодательство:

1) Принять единый Закон «О правах пожилых людей в Республике Казахстан » , в котором объединить все основные права, свободы, гарантии и льготы пожилых людей в Казахстане, как особо уязвимой категории населения.

2)На основании указанного Закона учредить уполномоченный орган по защите прав пожилых людей и оказания им квалифицированной помощи. Пожилые люди должны иметь возможность обратиться в территориальные подразделения этого органа для реализации своих прав и для восстановления нарушенных прав. В свою очередь, Уполномоченный орган должен осуществлять функции контроля над соблюдением прав пожилых людей другими государственными органами и негосударственными организациями, оказывающими услуги пожилым людям. Стоит отметить наличие положительного международного опыта в этой сфере (в России, Великобритании и США).

3)На примере Комитета по охране прав детей МОН РК, при данном уполномоченном органе должна действовать телефонная служба доверия, которая может проконсультировать пожилых людей, особенно тех, кто не может передвигаться, куда они могут обратиться за помощью и по каким вопросам, например, в случае домашнего насилия, противоправных деяний со стороны государственных служащих, включая социальных работников, психологических проблем и т.п. Анализ обращений в телефонную службу позволит уполномоченному органу оперировать более точными данными о реальных потребностях пожилых людей в Казахстане для разработки более эффективной национальной геронтологической стратегии, которая, кстати, также до сих пор отсутствует в Казахстане.

Что это даст?

Все предлагаемые выше изменения в законодательство приведут к следующим положительным социальным изменениям:

1) Улучшение социальной защищенности одиноких престарелых людях, предотвращение их социальной изоляции.

2) Повышение уровня жизни пожилого поколения и продолжительности жизни населения страны, и соответственно, численности населения. Важно отметить, что это весьма актуальный вопрос для нашей страны, так как согласно мировой статистике Казахстан со средней продолжительностью жизни 70,24 года на сегодняшний день занимает 150 место среди всех стран по данному показателю./3/ [1]

3) Повышение правовой культуры пожилого населения: знание пожилым населением своих прав и обязанностей позволит им защищать свои права и уменьшить риск стать жертвой противоправных деяний.

4) Повышение активности пожилых людей, желание быть полезными и полноценными членами общества, вносить вклад в воспитание детей и молодежи, в том числе и патриотическое воспитание.

Вопросы обеспечения и защиты прав пожилых людей касаются всех нас. Старость, рано или поздно, коснется нас и наших близких, и именно сейчас от нас самих зависит, в каких условиях мы будем жить в преклонном возрасте. Если не принимать действенные меры по совершенствованию законодательства в области защиты прав пожилых людей сегодня, то завтра мы будем в таком же положении и практически полной зависимости от своих детей и внуков, как и современное поколение пожилых людей, и нам ничего не останется, кроме как надеяться на доброе отношение и порядочность со стороны своих родственников и общества.

Список литературы:

1. Агентство РК по статистике. Демографический ежегодник Казахстана 2013, стр. 39 http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations?_adf.ctrl-state=bq6e7jgsd_317&_afrLoop=629446819009812#%40%3F_afrLoop%3D629446819009812%26_adf.ctrl-state%3Dw3553zra7_4

2. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.) // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1032460

3. Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39-III «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30008935

4. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 581-II «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1049268

5. Венский международный план действий по проблемам старения 1982 года // http://lawrussia.ru/texts/legal_901/doc901a314x867.htm

6. Информационный портал Today.kz, « Казахстан по продолжительности жизни обогнал соседей по ЕАЭС» //http://today.kz/news/life/2014-05-05/kazaxstan-po-prodolzhitelnosti-zhizni-obognal-sosedej-po-eaes/

[1] См. Казахстан по продолжительности жизни обогнал соседей по ЕАЭС http://today.kz/news/life/2014-05-05/kazaxstan-po-prodolzhitelnosti-zhizni-obognal-sosedej-po-eaes/


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии