Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Новая социальная модель: Смарткласс

Юрист

Фото : 12 мая 2014, 16:09

Республика Казахстан ставит своей целью выход на передовицы глобального сообщества. Наша страна делает усилия по созданию инновационной экономики, регионального финансово центра, полноценному участию в мировой торговле, а также по освоению космических и мирных ядерных технологий. Осуществление таких задач не может ограничится усилиями отдельных политиков и предпринимателей, их реализация может быть осилена при непосредственном участии существенной части общества.

В различные этапы своего развития цивилизация опиралась на определенные классы общества. Такая часть общества осуществляла большую часть процессов экономического оборота и научного прогресса. А государство защищало сложившийся порядок посредством установления правовых норм. Подобная схема характерна любому государству в истории. К примеру на нашей памяти достаточно свежа опора советского государства на так называемый рабочий класс. Не вдаваясь в глубину этого понятия, и для целей настоящей работы отметим что это класс наемных рабочих, которому принадлежит важнейшая роль в производстве материальных благ, в преобразовании общественных отношений (1; 264 с.).

После краха системы плановой экономики, наша страна обрела независимость и взяла курс на развитие рыночной экономики базирующейся на конкуренции. Здесь государство опирается на так называемый средний класс. Данное понятие достаточно расплывчато и вызывает дискуссии, его определение так и не получило единого мнения. Тем не менее, в целях настоящего исследования нам нужно хотя бы самое общее описание этого явления: «Этот средний человек не беден и не богат, он никого не угнетает и не испытывает угнетения. Он не стремится к богатству и власти. Скромный достаток позволяет ему сохранять личное достоинство, его жизнь комфортна и в материальном, и в моральном отношении, наполнена радостями, которые приносят семья и любовь» (2; 12 с.).

На рубеже XX-XXI веков возникла теория креативного класса. Креативный класс явился результатом смены индустриального периода развития человечества, на постиндустриальный (3; 5 с.). Понятием «креативный класс» делается попытка охватить обитателей больших бизнес центров или скромных съемных офисов в старых домах. Они могут одевать галстуки на работу, а могут приходить на деловую встречу в кедах. Эти люди занимаются финансами, юридическими услугами, дизайном зданий или веб сайтов. И тем не менее, в современном фольклере их порой пренебрежительно могут называть офисным планктоном. Но объединяет их всех интеллектуальный труд, занятие в сфере информационных потоков, а также творческий характер труда.

Рабочий класс далеко не актуален, и многим людям даже может непонравится его упоминание. Средний класс вызывает больше споров, чем дает ответ. Креативный класс еще только познается гуманитарной наукой. Главное в том, что из определений этих понятий и уже разработанных теорий мы можем вывести модель нового социального класса. Оглядываясь на цели государства, его ресурсы и возможности, мы можем создать концепцию обновленного общества. Результатом этого будет рационализация уже существующих механизмов реализации государственной политики, образования, здравоохранения и т.д.

Таким образом перенесенный нашим обществом и государством опыт, возникающие новые идеи и предтечья, дают нам материал для разработки новой социальной модели. Здесь важно абстрагироваться от политических предрассудков, лишних популистских делений правого и левого. Вместо этого необходимо оперировать исключительно в научных категориях, методах, инструментах и социальной инженерии.

Говоря «рабочий класс» мы можем представить себе эмоциональную картину профсоюзной стачки под красными стягами, либо тяжелый труд на крупных заводах. Мы же в свою очередь берем понятие «рабочего класса» не выходящего за границы настоящего исследования. А для его целей важно одно, выделить из этого объекта исследования, только нужную ее часть. Таким образом, мы извлекаем лучшую часть из его качеств: энергия, работоспособность, осознание своих трудовых, гражданских и конституционных прав, солидарность гражданского общества.

Из категории «среднего класса» мы извлечем полную материальную обеспеченность являющейся результатом справедливого вознаграждения за труд. Отсутствие недостатка в медицинском обслуживании, полное социальное обеспечение детей, семьи, пенсионеров, а также граждан нуждающихся в социальной защите (инвалиды, ветераны, и т.д.). Помимо этого от среднего класса мы возьмем, правовую сознательность, политическую активность и финансовую грамотность.

От идеи «креативного класса», мы развим такие качества которые выделают общество ХХI-века от всех предшествовавших. Уверенное использование высоких технологий в труде и повседневной жизни, творческий подход при осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности, высокий уровень культуры в том числе правовой и политической.

Синтез указанных качеств дает нам возможность создать новую социальную модель. Upgrade рабочего/среднего/креативного класса наглядно покажет какой человек и общество, осилит новые экономические вызовы стоящие перед Казахстаном. Напомним это инновационная экономика, региональный финансовый центр, мировая торговля, космические и мирные ядерные технологии. К ним следует добавить и другие актуальные вопросы как: сфера возобновляемых источников энергии, эффективное использование водных ресурсов в Центральной азии.

Что же мы получаем в результате «классового» синтеза, с оглядкой на «глобальные вызовы»? Ницшеанского сверх человека? Комиксного супермена? Простите за возможно неуместные псевдовопросы, здесь автор желает указать на контраст с известными ярлыками возникшими из философии и попкультуры. Потому как все поставленные экономические задачи призван исполнить обычный человек. Точнее общество создаваемое и воспитываемое по новой модели, и ориентиром здесь служит понятие «Смарткласс».

Выше уже отмечено что данная модель объединяет в себе лучшие стороны, рассматриваемых социальных классов. С одной стороны это искусственная модель создаваемая посредством социальной инжинерии, допустимость которой показана Карлом Поппером (4). С другой стороны это и результат эволюции, где лучшие качества предыдущих классов вбираются и улучшаются в новом классе. В нашем случае происходит рационализация и улучшение этих качеств для реализации четко сформулированных экономических задач.

С экономическими вызовами и социальной моделью призванной их осуществить все более или менее ясно. Что же касается правовой основы, то она также существует. Это прежде всего Конституция Республики Казахстан. Я надеюсь читатель небудет раздражен если автор напомнит вполне известные ему вещи. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами (5; ст. 1).

Мне кажется упоминание основных положений Конституции является очень важным. Именно на этих началах и принципах может строится новая социальная модель. Сущность Основого закона в том что оно вбирает в себя всю историю цивилизации. Это и борьба за права и свободы человека, это войны и революции. В ней даже оставляют свой след экономические кризисы (6; 447 с.). В результате всех драматических исторических событий, а также новых вызовов и формируется текст Конституции.

Таким образом основные начала Конституции дают нам правовой базис на которой основывается новая модель общества. Но это все равно что ничего не сказать, от простой декларации «надо соблюдать Конституцию, и карать за ее нарушение» ничего не изменится. Прежде всего необходимо разработать теоретическую модель Смарткласса, и выразить ее в концепции. Данная концепция затронет большую часть законодательства, поскольку забота о человеке и обществе всегда является предметом правового регулирования.

Основные сферы законодательства подлежащие изменениям это: образование, здравохранение, социальное обеспечение. Важную роль в жизни любого общества является экономика, поэтому не избежать изменений и в этой части. Причем с учетом уроков финансового кризиса данные изменения могут быть весьма существенными. Здесь необходимо упомянуть что такие изменения могут оказатся элементом эволюции и развития финансовой отрасли.

Особую роль играет уже упомянутый вопрос соблюдения конституционных норм. Эти слова могут вызвать раздражение своей очевидностью, но и невозможно осуществить в полной мере любые позитивные инициативы если в обществе будут нарушатся самые основные права и принципы Конституции. В этом плане необходимо отметить что система государственного управления и работы всего государственного аппарата потребует рационализации. Этот процесс потребует освоения и переосмысления накопленного опыта, а также приоритетов задаваемых концепцией новой социальной модели.

 Автор отдает себе отчет в том что, предложение в виде новой социальной модели ориентированной на создание «Смарткласса», раскрыто не полностью. Однако в настоящей работе показано что в настоящее время есть основания использовать этот инструмент для реализации экономических задач стоящих перед страной. Также мы указываем на то что в гуманитарной науке в целом существуют те модели на базе и развивая лучшие стороны которых можно создать новую модель. Данная модель будет сочитатся с институтами и общественными отношениям уже осуществляемых в государстве. Изменения требуемые для реализации социальной модели в большей степени имеют характер рационализации уже существующих механизмов. Поэтому какихто радикальных изменений в жизни общества это не потребует. Также рассматриваемая модель подразумевает обратную связь с Конституцией, поскольку она основывается на ней, а также сама реализует задачи которые ставит Основной закон. ТАким образом реализуя модель Смарткласса, Республика выполнит свои экономические и политические задачи в глобальном мире, а также создаст здоровое, образованное, материально обеспеченное общество и правовое государство.


Литература:

1. Краткий словарь по философии. Под ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. М.: Политиздат, 1979, 413 с.;

2. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002, 285 с.;

3. Мельниченко В.С. креативный класс: история концепта и его роль в анализе развития регионов // Арктика и Север, №6, 2012. С. 1 – 10.;

4. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с

5. Конституция Республики Казахстан 1995 г.;

6. Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И., Мау В. А., Конституционная экономика. Учебник. М., Юстицинформ, 2006. 528с.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии