Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Изменения в Налоговое Законодательство РК, которое необходимо внести, для стимулирования застройщиков на реализацию жилья физическим лицам нуждающихся в жилье по договорам аренды с правом выкупа

Менеджер по налогам

Фото : 12 мая 2014, 16:14

Проблема с жильем в Республике на сегодняшний день остается одной из самых актуальных из социальных проблем. Между тем, решение данной проблемы помогло бы повысить качество жизни граждан, да и в целом положительно отразилось бы на экономическом росте нашей страны. Для решения этой проблемы государством была инициирована программа «Доступное жилье-2020». Государственная программа в первую очередь направлена на решение социальных задач по обеспечению граждан Республики жильем. Одним из механизмов реализации жилья программа устанавливает именно аренду с выкупом. Однако нижеуказанные изменения в налоговом законодательстве существенно снижают привлекательность и доступность аренды с выкупом для рядового гражданина, что противоречит принципам государственной программы.

26 декабря 2012 года в Налоговый Кодекс РК пункт 1 статьи 396 был дополнен подпунктом 1-1) который введен в действие с 1 января 2013 года и предусматривал, что здания, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной государственным уполномоченным органом в области технического регулирования, части таких зданий, переданные физическим лицам по договорам долгосрочной аренды с правом выкупа, учитываемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности как долгосрочная дебиторская задолженность будет являться объектом обложения налогом на имущество.

Также пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса дополнен абзацем

По объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указанным в подпункте 1-1) пункта 1 статьи 396 настоящего Кодекса, налоговая база устанавливается в размере долгосрочной дебиторской задолженности, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности по состоянию на 1 января отчетного налогового периода.

Согласно статьи 398. Юридические лица исчисляют налог на имущество по ставке 1,5 процента к налоговой базе.

Исходя из вышеуказанной нормы Налогового законодательства, налоговой базой является сумма основного долга физического лица арендатора, налоговый кодекс стимулируют застройщика, чтобы этой задолженности не было.

Это в первую очередь означает, что застройщик или оператор программы будет стремиться, чтобы сразу продать это жилье или увеличивать арендный платеж до таких размеров, чтобы снизить налоговою нагрузку, или же переложит обязательства на физических лиц, что опять же снизит привлекательность и доступность аренды для рядовых граждан.

На практике все это приводит к тому, что юридическое лицо или оператор программы «Доступное жилье 2020» строит жилье и передает в аренду с правом выкупа физическим лицам.

Физические лица в свою очередь проживая платят минимальные арендные платежи, которые состоят из сумм основного долга и определённых процентов к нему, в конце срока аренды или досрочного выкупа жилье переходит арендатору, при этом юридическое лицо или оператор программы к процентам по основному долгу вынужден включить ставку в 1,5% налога на имущество на это жилье.

Для примера: Ежегодные расходы по приобретению 2-х комнатной квартиры 60 м2 на левобережье города Астаны в аренду с выкупом с учетом необходимости выплаты налога на имущество возрастают на 203 063 тенге, что становится существенной дополнительной нагрузкой на социально незащищенные слои населения. Данное обстоятельство, безусловно, будет негативно воспринято участниками государственной программы, так как это повлияет на доступность жилья.

·Считаю, что данная норма мешает Операторам программы и идет в разрез с принципами государственной программы «Доступное жилье - 2020» где основным принципом является именно повышение доступности путем реализации жилья по схеме аренды с правом выкупа.

· Для сравнения при аренде с правом выкупа переданного физическому лицу по договорам долгосрочной аренды юридическое лицо платит налог на имущество с долгосрочной дебиторской задолженности физического лица, которая равна 13 537 513 тенге, сумма налога на имущества 13 537 513 тенге*1,5%= 203 063 тенге.

В случае если бы эта же квартира принадлежала физическому лицу, стоимость ее для налогообложения согласно данных Центра по недвижимости была бы равна 18 531 812 тенге, а сумма налога равна 39 993 тенге. В итоге получается, что юридическое лицо платит больше чем в пять раз, и поэтому они вынуждены расходы по налогу на имущество включать в цену арендного жилье, что существенно увеличивает арендный платеж.

· При этом согласно разъяснениям Налогового комитета по договорам аренды с правом выкупа заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями плательщиками налога на имущество являются не арендодатель-юридическое лицо, а арендатор юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, так как в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отражают их в активах и обязательствах, как финансовая аренда.

В ходе неофициального опроса по данному вопросу среди потенциальных кандидатов на участие по программе «Доступное жилье - 2020», а также тех лиц которые уже получили жилье по антикризисной программе и возмещают налог на имущество было установлено, что для физические лиц очень обременительно возмещать налог на имущество юридическим лицам по ставке юридических лиц, что существенно увеличивает арендный платеж.

Поэтому предлагаю:

1 вариант. Предлагаю по жилым зданиям, переданным физическим лицам по договорам аренды с правом выкупа уменьшить юридическим лицам ставку налога на имущество до уровня ставок физических лиц.

2 вариант. По жилым зданиям, переданным физическим лицам по договорам аренды с правом выкупа в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности считать как финансовая аренда с возложением обязанности по уплате налога на имущество арендаторами по ставкам физических лиц.

3 вариант. В целях стимулирования застройщиков по передаче жилых здании физическим лицам по договорам долгосрочной аренды с правом выкупа исключить данную норму на период аренды.

Все вышеизложенное считаю допустимым в РК, и перечисленные изменения в Налоговый Кодекс РК решат задачи по обеспечению жильем граждан РК и, несомненно, снизят материальную нагрузку. И тем самым будут способствовать достижению основной цели программы обеспечение дальнейшего повышения доступности жилья для населения Казахстана.


Нурлан Касымов, менеджер по налогам.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии