Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

О выборах и назначении местных исполнительных органов

Бакалавр экономики и бизнеса

Фото : 12 мая 2014, 16:18

Здравствуйте, многоуважаемое жюри конкурса! Хочу выразить огромную благодарность за возможность поучаствовать в конкурсе, где я могу предложить решение проблем и внести свои идеи в законодательство Республики Казахстан. В данной своей работе я бы хотел предложить рассмотреть мое предложение о выборах руководителей местных исполнительных органов (акимов).

Как мы знаем, что одной из основ конституционного строя Республики Казахстан, определяющей организацию управления на местном уровне наряду с местным государственным управлением, осуществляемым местными представительными и исполнительными органами, является закрепленное в Конституции Республики Казахстан признание местного самоуправления, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Ситуация вокруг законодательного обеспечения местного самоуправления достаточно сложная. Начиная с 1996 года, Правительством Республики Казахстан вносились ряд законопроектов, однако отдельный специальный закон был принят совсем недавно (выборы акимов районного значения, сельских округов, поселков и сел, не входящих в состав сельского округа 5-9 августа 2013 года ). Главными причинами этому можно назвать концептуальную неопределенность, отсутствие четко выработанной модели местного самоуправления, которая была бы приемлема для реального внедрения в Республике Казахстан.

Аким — это представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган и обеспечивающий проведение государственной политики на соответствующей территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями местного государственного управления и функциями самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории. Конечно же, местные исполнительные органы выполняют важную работу на местах и без них невозможно представить государственное устройство нашей страны, впрочем как и в других странах. В федеративных странах они избираются местным населением, а в унитарных их назначают сверху. Наша страна является унитарной с президентской формой правления и я считаю, что для нашей республики такой вид государственного устройства наиболее подходящий. Я поддерживаю назначение областных и городских акимов прямым указом Президента, а назначение районных акимов акимами областей, так же как и назначение акимов сельских округов, акимами районов. То есть, указом сверху. Но с другой стороны, я считаю, что народ должен принимать активное участие в управлении государством и воздействии на органы власти. По моему мнению, граждане нашей страны должны решать судьбу не только всей страны, но и своего региона тоже. Многие развитые государства мира являются демократическими. О демократии и его развитии много говорят в современном мире и для нашей страны этот вопрос тоже является очень актуальным. И выборы в местные органы власти являются стимулом для развития и демократизации казахстанского общества. Целью нынешнего времени является проявить интерес граждан к выборам и к гражданской ответственности за свой выбор. Также выборы являются одним из важных политико-правовых механизмов и предпосылок устойчивого развития общества и демократии.

Но как совместить выборы гражданами акимов в местные исполнительные органы и назначение их в соответствующие должности вышестоящими исполнительными органами? Можно изучать опыт других стран и перенимать их. То есть, выбрать между назначениями сверху или прямым голосованием избирателей. Но, конечно же, лучше придумать свой вариант, который был бы приемлемым и наиболее подходящим для нашей страны. Я предлагаю изменить законодательство о местных выборах и назначении местных исполнительных органов. По моему мнению, руководителей областей и крупных городов должен назначать президент страны на определенный срок (3 или 4 года). По истечении этого срока должны состояться выборы, где жители данного региона должны решить, может ли действующий аким области или города занимать эту должность еще на один срок. Т.е., президент, при положительном исполнении акимом своих обязанностей на данном посту, может предложить его кандидатуру на эту же должность, а народ сделать выбор в его пользу, или же отказать ему права занимать этот пост на этой же должности в этом же регионе или городе. Если аким не набирает более половины голосов избирателей, то президент или правительство должны будут назначить другого руководителя области или города. А не прошедшего выборы акима, Президент, по своему усмотрению, может перевести в другой регион на аналогичную позицию, или же назначить на другую должность. Если на аналогичной позиции областной или городской аким снова проигрывает выборы, то он лишается права занимать эту должность неопределенное время, но может назначаться указом Президента на другие госструктуры. Таким же образом можно назначать и выбирать акимов других уровней (районов, сельских округов и т.д.).

Отвечая на вопрос, почему бы я поменял законодательство о местных выборах, я хочу обратить внимание на проблемы с которыми сталкиваются некоторые государства в современном мире. Последние события в мире заставляют серьезно относиться к вопросу государственного устройства и гражданского самосознания. Мы должны сохранять централизацию государственной власти и считаться развитым демократическим государством. Сохранив унитарный строй нашего государства и президентскую форму правления, мы не должны отказываться от демократических реформ. И сохранение такого баланса выборности и назначения акимов, могут сохранить стабильность и дальнейшее процветание нашего государства. Проблемы могут возникать в том, что при федеративном устройстве, когда избирают акимов из местных чиновников, то могут на эти должности выдвигаться люди из местных кланов, бизнес элит и пр., которые могут преследовать свои личные интересы и интересы бизнес кругов, что негативно отразится на выполнение государственных задач, поручаемых правительством и президентом. Или же выполнение только своих территориальных задач, в обход общенациональных и общегосударственных. Я считаю, что нашему государству, такой вариант не подходит и наше общество к такому не готово. А при унитарном устройстве, назначаемые чиновники не всегда могут глубоко быть заинтересованными внутренними территориальными проблемами данного региона.

И, переходя к третьему вопросу, хотел бы отметить, что такого вида выборности, насколько я знаю, нет в других демократических государствах. Это даст нам стимул и осознание того, что мы не всегда можем копировать чей-то опыт, но и придумывать свои варианты, которые были бы приемлемы, нашему государству, нашему обществу на данном этапе развития нашего Казахстана. Я думаю, что это вариант государственного устройства наиболее подходящий нам. Это позволит не только крепкую центральную власть, но и усилить влияние наших граждан на низовые уровни власти. Местные территориальные органы могут быть связующим звеном между государством и народом Республики Казахстан. Поможет Правительству лучше контролировать власть на местах при помощи граждан нашей Республики. И при этом может служить стимулом для эффективной работы чиновников на местах и укрепит доверие граждан к местной и центральной власти. Президент и акимы сохранят свои полномочия по назначению заслуживающих доверие управленцев, а народ свое право влиять на эффективность работы государственных служащих. Можно для начала провести такой эксперимент с назначением районных акимов и акимов сельских округов.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии