Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Совершенствование законодательства Республики Казахстан по предоставлению специальных социальных услуг на дому лицам пожилого возраста

Магистр права Оксфордского Университета Великобритании

Фото : 12 мая 2014, 17:18

На 1 января 2014 года в Казахстане проживает 1,723,357 жителей пенсионного возраста / 1 /, т.е. 10% населения. В 2007 году Уполномоченный по правам человека в РК подготовил доклад «О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан», как особой социально уязвимой группе, где подробно описал все те проблемы, с которыми сталкивается наше пожилое население./ 2 / К сожалению, по прошествии семи лет качество жизни нашего пожилого поколения существенно не улучшилось, а многие из описанных в Докладе проблемы не разрешились, несмотря на нововведения в законодательство, и остаются актуальными и сегодня.

Автор данной работы в рамках своей деятельности в качестве волонтера ОФ «Совет ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны» лично знает о проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди в Казахстане и которые они не в силах решить самостоятельно без соответствующих законодательных изменений. На основании анализа потребностей нуждающихся ветеранов и тружеников тыла города Алматы, предоставленных ОФ «Совет ветеранов», наиболее остро выделяются следующие проблемы:

1) Отсутствие качественного социального обслуживания на дому для одиноких лиц и инвалидов пожилого возраста.

2) Отсутствие доступа к социальному обслуживанию на дому для наиболее нуждающихся пожилых лиц в силу законодательных и бюрократических барьеров.

3) Отсутствие эффективной защиты лиц и инвалидов пожилого возраста от бытового насилия и других противоправных деяний.

На основании анализа указанных проблем и действующего законодательства РК автор предлагает решения с учетом мировой практики и собственного опыта оказания помощи социально уязвимым лицам в рамках работы в системе ООН.

II. Обоснование необходимости изменения законодательства и предлагаемые изменения

Существующее положение:

Согласно данным Агентства по статистике РК, в Алматы проживает 182 315 жителей старше пенсионного возраста/ 3 /. Из них, согласно данным, запрошенным от Отделений социальной помощи одиноким инвалидам и престарелым гражданам при аппаратах акимов районов города Алматы, в 2013 году специальные социальные услуги на дому получали 2 440 человек в семи районах города или 1.3% от общего количества пенсионеров. Данное количество человек обслуживали 327 социальных работников, на которых из бюджетных средств было выделено почти 176 миллионов тенге. В среднем, каждый социальный работник обслуживает 7-8 получателей услуг. При этом для организации социального обслуживания одного получателя услуг на дому из бюджета было выделено в среднем 72 131 тенге в год. Среднемесячный оклад труда социального работника – около 30 000 тенге в месяц.

В выше упомянутом Докладе Уполномоченного по правам человека в РК (Раздел 3.3. Социальные услуги пожилым людям) среди основных проблем в данной сфере отмечены слабое развитие социального обслуживания, низкий профессиональный уровень социальных работников, недостаточность количества отделений социальных помощи на дому и социальных работников.

С момента принятия Доклада был принят Закон 2008 года «О специальных социальных услугах (ССУ)» / 4 /, на основании которого в 2011 году был разработан Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому ./ 5 / Однако на основании анализа указанного Стандарта и правоприменительной практики вопросы слабого развития социального обслуживания на дому все еще имеют место быть. Среди них можно выделить следующие:

1) Практическая невозможность надлежащего исполнения положений Стандарта в рамках действующей системы использования труда соцработников

Стандарт (Раздел 5) перечисляет виды услуг, которые должен осуществлять социальный работник для лиц преклонного возраста, включая социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-культурные, социально-экономические и социально-правовые. Стандартом также оговариваются требования к качеству предоставления услуг. Если взять только отдельный блок социально-правовых услуг, то в нем перечисляются следующие услуги и требования к качеству:

Пункт 46:

…. 2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах…

3) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций… заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату…

Всего в Стандарте перечислены 45 видов услуг, оказываемых лицам преклонного возраста, и только в блоке «социально-правовые услуги» содержится 11 видов услуг. Но даже по двум приведенным примерам видно, что правовую помощь по ряду отраслей права качественно сможет оказать только квалифицированный юрист, а не соцработник, который ко всему прочему еще должен быть квалифицированным врачом, психологом, экономистом и т.п. Однако это не представляется возможным, так как в реальности у нас ни один вуз не готовит подобных универсальных специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг согласно Стандарту.

Важно отметить, что сам вопрос квалификации соцработника очень слабо проработан в Законе: в статье 1 пункт 6 социальный работник определяется как работник, оказывающий ССУ и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям. В свою очередь, понятие установленные требования ссылаются на Приказ Министра здравоохранения РК от 16 марта 2009 года № 134 « Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации», где говорится, что соцработник должен иметь высшее профессиональное образование по социальной работе, по медицинскому, психологическому или педагогическому профилям . Т.е. квалификационные требования существуют только для соцработников, оказывающих социальные медицинские услуги , к остальным же специальным социальным услугам, по сути, не предъявляются никакие требования по качеству выполнения. Хотя для того чтобы оказывать специальные правовые и экономические услуги также необходимо обладать высшим профессиональным образованием.

Также Стандартом установлены Минимальные штатные нормативы персонала в организациях надомного обслуживания , согласно которым один соцработник должен предоставлять специальные социальные услуги 8 престарелым и инвалидам минимум 2 раза в неделю. С учетом выше приведенной статистики, один соцработник может тратить максимум 2.5 часа на визит к одному получателю услуг в рамках 40-часовой рабочей недели. Напрашивается логичный вопрос, какие именно услуги может оказать соцработник в эти 2.5 часа? На практике, согласно данным подомового обхода ветеранов и тружеников тыла сотрудниками ОФ «Совет ветеранов» было выявлено, что из перечисленных в Стандарте видов услуг соцработники оказывают лишь мизерную часть – уборка квартир, покупка продуктов и медикаментов за счет средств пенсионеров. Речь не идет даже о выполнении всего перечня услуг социально-бытового характера ( пункт 31 Стандарта), куда также входят услуги по оказанию помощи в приготовлении пищи, содействие в топке печей, доставке дров, угля и воды; сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; помощь в стирке вещей; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений и др. Фактически, кроме определенных видов социально-бытовой помощи, пожилые люди лишены других видов социальной помощи.

Таким образом, положения Стандарта не могут быть реализованы в полном объеме по объективным причинам: положенные услуги либо не предоставляются в полном объеме либо их качество существенно страдает в силу нерационального и недифференцированного использования труда соцработников.

Предлагаемые изменения:

Необходимо кардинально менять систему надомного обслуживания инвалидов и престарелых лиц пенсионного возраста. Вместо одного соцработника, который по Стандарту должен оказывать весь спектр социальных услуг, будет эффективнее организовать работу специализированных бригад социальной помощи. В одну бригаду будут входить несколько категорий соцработников - специалистов узкого профиля, которые будут отвечать за оказание соответствующих видов социальных услуг – врач-геронтолог, психолог, экономист, юрист, повар и технический персонал.

Для координации и оперативного взаимодействия бригад социальной помощи рекомендуется создать единую диспетчерскую службу – горячую линию, куда получатели услуг могут звонить в экстренных случаях, в том числе для получения квалифицированной юридической помощи в случае совершения в отношении них противоправных деяний.

Работа специализированных бригад позволит достичь следующих качественных изменений:

1) Улучшение качества обслуживания пожилых людей с учетом их индивидуальных потребностей, в том числе в экстренных ситуациях.

2) Уменьшение личной зависимости получателя услуг от конкретного соцработника, а также профилактика и предупреждение противоправных деяний, совершаемых соцработниками.

3) Рациональное использование знаний, профессиональных навыков и личностных качеств соцработников, дифференцированный подход к нагрузке соцработника.

4) Возможность проведения регулярного мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг.

Система организации социальных услуг специализированными бригадами может также предусмотреть оказание платных социальных услуг пожилым людям и инвалидам, проживающим совместно с совершеннолетними детьми за их счет, так как уход за пожилыми людьми требует соответствующих навыков и знаний, которые не всегда удается обеспечить в домашней обстановке. За счет оказания платных услуг сверх гарантированных Законом, Уполномоченный орган может повысить долю своего самофинансирования, что с одной стороны убавит нагрузку на государственный бюджет, а с другой стороны позволит за счет привлекаемых средств увеличивать количество бригад социальной помощи и зарплату соцработников, делая эту сферу более привлекательной для специалистов.

2) Действующий Стандарт не охватывают всех реально нуждающихся в социальной помощи пожилых людей

Согласно Закону«О специальных социальных услугах», ССУ оказываются лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации ( ст.1 ), включая в силу «неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом , вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности» ( Ст.6, пункт 7 )

В свою очередь, Стандарт ограничивает категорию лиц преклонного возраста, которым могут быть оказаны ССУ (пункт 5(4)): «ССУ оказываются… 4) инвалидам и престарелым лицам, достигшим пенсионного возраста,…не способным самостоятельно себя обслуживать и нуждающихся по состоянию здоровья в оказании специальных социальных услуг в условиях ухода на дому, не имеющих трудоспособных совершеннолетних детей, обязанныхпо [Закону] содержать своих родителей и заботиться о них, или имеющих близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход (в силу преклонного возраста, имеют инвалидность первой, второй групп, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, или выехали на постоянное местожительство за пределы страны или проживают в другом населенном пункте).

Считаем, что в действующем Стандарте не охвачены пожилые люди, которые вынужденно проживают со своими совершеннолетними детьми, но страдают от жестокого обращения с их стороны, включая физическое, психологическое и экономическое насилие. На практике пожилые люди крайне редко обращаются в правоохранительные органы для защиты своих прав, мотивируя тем, что не хотят усугубить отношения с совместно проживающими детьми. Таким пожилым людям Стандартом отказано в предоставлении социальных услуг на дому в виду наличия трудоспособных детей, однако Стандартом не учитывается психологический и эмоциональный климат в семье. Также даже если пожилые люди будут проживать отдельно от своих совершеннолетних детей по причине конфликта, им все равно не будет полагаться социальное обслуживание на дому.

Предлагаемые изменения:

Внести дополнения в Стандарт в части объективных причин, по которым совершеннолетние дети не могут обеспечить постоянную помощь и уход своим нетрудоспособным родителям: «В исключительных случаях по решению уполномоченного органа и рекомендациям специальных общественных организаций по делам пожилых людей (например, Советов ветеранов) специальные социальные услуги могут предоставляться престарелым и инвалидам первой, второй группы, имеющие близких совершеннолетних трудоспособных родственников, совместное проживание с которыми по причине конфликтов невозможно».  Подобная норма позволит оградить пожилых людей от жестокого обращения со стороны детей и близких родственников, а также позволит им проживать отдельно от них, при этом получая качественный уход со стороны профессиональных соцработников.

III. Заключение:

Предлагаемые изменения в законодательство приведут к следующим положительным социальным последствиям:

1) Улучшение качества ухода за престарелыми людьми и предотвращение их социальной изоляции.

2) Повышение уровня жизни пожилого поколения и продолжительности жизни населения страны, и соответственно, численности населения.

3) Повышение правовой культуры пожилого населения: знание пожилым населением своих прав позволит им эффективнее защищать свои права и уменьшить риск стать жертвой противоправных деяний, в том числе бытового насилия.

Старость, рано или поздно, коснется нас и наших близких, и именно сейчас от нас самих зависит, в каких условиях мы будем жить в преклонном возрасте. Если не принимать действенные меры по совершенствованию законодательства в области защиты прав пожилых людей сегодня, то завтра мы будем в такой же практически полной зависимости от своих детей и внуков, как и современное поколение пожилых людей. И нам ничего не останется, кроме как надеяться на доброе отношение и порядочность со стороны своих родственников и общества.

Список литературы:

1. Демографический ежегодник Казахстана 2013, стр. 39

2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан 2007 года «О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан», Раздел 3

3. Таблица «Численность населения Республики Казахстан по полу и отдельным возрастным группам на начало 2013 года»

4. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)

5. Стандарт оказания ССУ в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1222) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.04.2014 г.)


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии