Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Обеспечение прав инвалидов в сфере труда

Магистрант Пекинского Университета политики и права

Фото : 12 мая 2014, 17:21

Сегодня можно стать свидетелями достигнутых успехов в борьбе против гендерной, религиозной, этнической и расовой дискриминации. Однако, один вид дискриминации остается все еще в тени, а именно - дискриминация инвалидов. С данной проблемой сталкиваются не только развивающиеся страны, но и развитые, где отсутствуют представители инвалидов в законодательном органе. Сложно найти статистику, раскрывающую информацию, сколько именно мест в законодательном органе выделено для инвалидов. Более того, сами общественные организации, представляющие интересы инвалидов, в большинстве случаев развиты очень слабо и менее спонсированы в сравнении с другими общественными организациями по правам человека.

В современном мире, где существуют такие вспомогательные технологии для инвалидов как инвалидные коляски, сурдотехнические средства (слуховые аппараты), тифлотехнические средства, протезно-ортопедические средства, синтезаторы речи и компьютерные программы, помогающие в этом, инвалиды могут быть полноценными членами общества и осуществлять свои права. Живым и, наверно, самым ярким примером является Стивен Хокинг, на кресло-коляску которого установили синтезатор речи, позволяющий ему общаться с окружающими.

Согласно Посланию Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года, одной из приоритетных задач является вовлечение граждан РК с ограниченными возможностями «в активную жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками».

Право на труд является одним из основных прав, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года и конституционным правом граждан Республики Казахстан в соответствии со статьей 24 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 год. На сегодняшний день становится ясно, что наилучшим способом реабилитации инвалидов является их трудоустройство, которое, соответственно, несет в себе социальную адаптацию, материальную независимость и самое важное - интеграцию в общество. Более того, в условиях развития экономики услуг, а также автоматизации и компьютеризации индустриального сектора, перечень видов работ для инвалидов значительно расширяется.

На пути получения достойной работы люди с ограниченными возможностями в нашей стране, к сожалению, встречают следующие трудности:

1) стереотипы, предубеждения и дискриминация в обществе;

2) низкое социальное положение;

3) увеличенный разрыв в условиях жизни между инвалидами и другими группами гражданам РК;

4) слабый уровень образования и преподавания для инвалидов;

5) неблагоприятные условия труда;

6) слабое развитие системы социальной защиты инвалидов.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующие трудовую деятельность инвалидов являются Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III (глава 24) и Закон о социальной защите инвалидов от 13 апреля 2005 года № 39-III. В соответствии с данными законами одним из путей обеспечения занятости инвалидов местными исполнительными органами является установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест ( п.1 статья 31 ).

Важно отметить, что наше государство поощряет трудоустройство инвалидов. Так, согласно Налоговому кодексу Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на 2-кратный размер произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50 процентов от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам ( п.2 статья 132 ).

Более того, организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РК корпоративного подоходного налога на 100 процентов. К организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся также организации, которые соответствуют следующим условиям:

1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 процента от общего числа работников;

2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, - не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Однако, несмотря на установление квот и поощрения государства в виде налоговых льгот, количество рабочих мест для инвалидов не увеличивается.

Мировая практика показывает, что установление вышеотмеченной системы квот не особо помогает повлиять на эффективность трудоустройства граждан. Принято делить данную систему на 3 категории: 1) система носит рекомендательных характер (абсолютна не эффективна); 2) система установлена, но нет соответствующих санкций; 3) система поддержана санкциями. Естественно, наибольший успех имеет последняя.

В соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II «нарушение должностным и юридическим лицами законодательства о социальной защите инвалидов, - влечет штраф на должностное лицо в размере от двадцати до сорока, на юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства, - в размере от семидесяти до двухсот, на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, - в размере от двухсот до четырехсот месячных расчетных показателей .

Исходя из нынешней ситуации рынка труда инвалидов в РК становится ясно, что наличие системы квот и соответствующих санкций не являются панацеей в сфере трудоустройства инвалидов и проблема занятости инвалидов остается актуальной.

Таким образом, для эффективности системы квот необходимы не только санкции, но и следующие условия:

1) Квоты должны быть ориентированы на всех работодателей, включая малый/средний/крупный бизнес частного сектора, а также на государственный сектор.

Более того, государственная служба как социальный институт, играющий важную роль в решении задач повышения уровня жизни населения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, должна на личном примере увеличить количество рабочих мест для инвалидов в своем штате. Так, например, в Бразилии созданы квоты, составляющие до 20% вакансий государственной службы для инвалидов.

2) Квоты должны обеспечивать не только предоставление (в качестве галочки) рабочего места, но и дальнейшее продвижение по службе.

Люди с ограниченными возможностями, являясь полноценными членами общества, должны иметь возможность подняться по карьерной лестнице. На Западе люди с ограниченными возможностями могут занимать ведущие позиции как в предпринимательской, так и в общественно-государственной деятельности. Например, бывший губернатор штата Нью-Йорк (2008-2011 гг.) Дэвид Пэтерсон был слепым. Профессор Университета Сиднея Эмиртус Рон МакКаллум - председатель Комитета ООН по правам людей с инвалидностью - тоже слепой.

3) Квота должны обеспечивать социальную интеграцию всех видов инвалидности. Очевидный факт, что необходимые условия для труда разнятся для разных категорий инвалидности.

4) Государство должно оказывать необходимую финансовую помощь работодателям инвалидов.

5) и наконец, санкции за нарушения данной системы квот должны быть достаточными, чтобы удержать от нарушения.

Трудоустройство инвалидов является одной из самых сложных задач, поставленных перед всеми государствами. Оно требует кооперации таких министерств как Министерство индустрии и новых технологий, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство образования и науки, Министерство транспорта и телекоммуникаций, Министерство труда и социальной защиты. Также требуется и поддержка частных предпринимателей и в целом всего общества. Ведь целью является не только предоставление рабочего места, но и создание благоприятных условий и психологического комфорта для осуществления трудовой деятельности инвалидами; укрепление ощущения своей причастности и значимости. Немало важную роль также играет международное сотрудничество в данной сфере. 2008 г. Казахстан подписал Конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенций станет ключевым элементом в области защиты прав инвалидов.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии