Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Необходимость ускоренной реализации комплексных мер по модернизации финансового сектора страны

Экономист

Фото : 12 мая 2014, 17:37

1. Ре-инжиниринг и ре-брендинг РФЦА и биржи – ускоренное создание зоны свободного финансового развития на основе лучшего мирового опыта путем заимствования и переноса передовых законов, судебной системы с надежными законодательными гарантиями защиты инвестиций, использования новой революционной теории стимулирующего налогообложения

2. Законодательное расширение видов финансовых услуг и доступа к ним

3. Законодательное изменение возможности на уровне предприятий самостоятельно привлекать финансирование и введение для этого соответствующих финансовых инструментов

4. Изменение роли государственной политики в этой сфере

ПОЧЕМУ?

Суть и основа ре-инжиниринга и ре-брендинга РФЦА:

1) полное заимствование и переносс передовой правовой базы развитых стран - законодательной, судебной, в том числе в сфере гарантий надежной защиты инвестиций и прав собственности;

2) максимальное ограничение государственного регулирования и вмешательства мешающее созданию и свободному развитию финансового рынка. Свобода ведет к развитию, зарегулированность и ограничения к застою. Необходимо убрать ненужные виды регулирования и ограничений как это делается сейчас для бизнеса. Только свободные рынки обеспечивают свободное движение капиталов, быструю переориентацию финансовых потоков, тем самым гарантируя более эффективное их вложение за счет принятия быстрых децентрализованных решений. Чем выше мобильность капиталов, тем более развит финансовый сектор вокруг которого собирается больше талантливых людей;

3) низкие налоги или использование новой революционной теории налогообложения для установления стимулирующего налогообложения (в этой связи Президентом страны было дано полное освобождение от корпоративного подоходного налога на 10 лет).

4) Обеспечения государством законности и порядка

Цель - приведение всей системы функционирования в соответствие с наиболее развитыми финансовыми центрами мира

АКТУАЛЬНОСТЬ:

· Ситуация в РФЦА и на бирже близка к коллапсу . Изменения приведут только к позитивным результатам. Поэтому приоритетом экономической политики должна стать глубина и скорость реформы;

· Не развитость финансового сектора : 119 месте в мире и для вхождения в 30 развитых стран необходимо соответствующее нахождение на 30 месте, а не 119-ом.

· Излишнее регулирование и централизация – наследие СССР и бич развития нашего финансового сектора, регионы не имеют права самостоятельно развивать что-либо – полное отсутствие местных бирж и рынков ценных бумаг т.к. всё диктуется из центра и к тому же отсюда огромная нагрузка на центральные органы мешающая регулированию.

· Основная нагрузка по финансированию экономики на государстве – от поддержки МСБ до финансирования научных исследований и инноваций

· Регулировать такой огромный сектор как фондовая биржапризваны простенькие законы - «О рынке ценных бумаг», несколько строчек в Гражданском Кодексе в котором даже нет четкого определения понятия инвестор

· Слабые законы и слабая финансовая инфраструктура – РФЦА, биржи, лизинг, страхование парадоксальным образом призваны обеспечить сильный экономический рост

· Отсутствие логики в функционировании биржи : развитые страны делали ставку на привлечение денег широких масс, у нас биржа – для привлечения средств от кучки «профессионалов» призванных работать на бирже и отсюда ее стагнация. Биржа не справляется со своей главной обязанностью - перераспределять посредством ценных бумаг денежные средства:

- между странами и территориями;

- между отраслями промышленности и секторами экономики;

- между отдельными предприятиями внутри одного сектора;

· Необходимость значительного повышения роли рыночного финансирования в увеличении объемов инвестиций в научные исследования и разработки, а также систему высшего образования.

· Отставание по показателям качества инфраструктуры , особенно в туристическом секторе

· Недостаток вливания капиталов для расширения технологических возможностей производственных предприятий препятствует более быстрому росту производительности труда, который является единственным важнейшим показателем экономического прогресса в стране.

· Низкая производительность труда на предприятиях , что препятствует получению более высоких прибылей, инвестированию в новые технологии, созданию рабочих мест и увеличению выплаты заработной плат и дивидендов. По уровню производительности и по степени стабильности национальной валюты мы отстаем даже от соседней Киргизии. Рост производительности предприятий также связан с развитием финансовых рынков, углублением финансового посредничества и улучшением доступа к финансам

· Низкая степень участия частного сектора в научных исследованиях и разработках в силу слабости финансового рынка

· Затрудненность повышения инновационных возможностей предприятий и стимулирования инновационных подходов для движения вверх по цепочке увеличения доли добавленной стоимости в продукции и экспорте на международных рынках вследствие недостаточности финансирования

· Наличие серьезных диспропорций в экономике и в развитии регионов – развитость одних отраслей и регионов и полная неразвитость других. Необходимость структурных преобразований

· Препятствие формированию развитого среднего класса вследствие ограничения доступа широких масс к основному доступному источнику увеличения доходов и уровня жизни – фондовой бирже

· Политические риски устойчивости государства вследствие зыбкого и непрочного финансового благополучия широких масс, которое может значительно колебаться даже от небольшой девальвации национальной валюты

· Шанс обратить на пользу сложившуюся политическую конъюнктуру

· Затруднение экономического рывка и достижения лидирующих позиций в регионе

· Не успешность отечественного опыта построения финансового сектора и отсутствие достаточного количества квалифицированных отечественных специалистов в этой сфере предполагает получение такого опыта лишь извне.

НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДЕФИЦИТА

Причина дефицита финансовых средств – ограниченное количество игроков.

На всем постсоветском пространстве в т.ч. и в нашей стране доминирующим видом финансирования является банковское, другие виды не развиты и не распространены:

· бизнес-ангельское финансирование почти не развито

· венчурных фондов очень мало и поэтому только около 5% проектов

получает финансирование

· инвестиционных компаний мизерное количество

· полностью отсутствуют фонды рискового финансирования, являющиеся в развитых странах основным источником финансирования инноваций

· вторичные рынки также отсутствуют

· кредиты от государства: у большинства стартаперов нет даже требуемых 10% собственных средств для получения гранта в Фонде «Даму», не говоря уже о получении кредита. В случае получения гранта его сумма также не покрывает всей потребности в финансовых средствах и недостающую часть найти бывает зачастую невозможно.

Получение банковского финансирования также связано с проблемами:

1. У начинающего бизнеса и у ученых, как правило, нет начального капитала и залогового имущества;

Банки относят начинающий бизнес – стартапы к сфере высокорискового инвестирования и крайне неохотно финансируют, к тому же необходимо иметь достаточное количество залогового имущества.

Поэтому необходимо развивать высокорисковое финансирование соответствующие законы

Вследствие этого бизнесу приходится развиваться в условиях крайнего дефицита денежных ресурсов.

ПРОБЛЕМЫ С САМСТОЯТЕЛЬНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ:

Установленные государством правила затрудняют доступ компаний к финансированию: государственный финансовый регулятор фактически запретил начинающему, малому и среднему бизнесу самостоятельно, без банков, привлекать финансирование от частных инвесторов (ст.91 ГК РК) и этим не только подверг весь МСБ дискриминации, но и «взвалил» всю нагрузку на государство «повесив» на него обязанность финансировать бизнес:

· всему малому и среднему бизнесу, кроме акционерных обществ, согласно Гражданского Кодекса и ст.1 и 17 Закона «О рынке ценных бумаг» запрещено выпускать

1) акции

2) конвертируемые облигации. в возможности их выпуска особенно остро нуждается начинающий бизнес

· финансирование на основе кредитных рейтингов и не зависящее от залогов отсутствует. Данный вид получения финансирования не доступен для МСБ из-за отсутствия самой рейтинговой системы оценки надежности компаний. Национальные рейтинговые агентства отсутствуют, услуги зарубежных очень дороги. Отсутствие рейтингов у МСБ делает их бизнес непонятным для инвесторов.

*Рейтинги необходимы в первую очередь для непрофессиональных инвесторов так как являются простой системой градаций, призванной облегчить для них оценку финансовой устойчивости компании и понимание инвестиционных характеристик, в том числе степени рискованности вложений

«вход» на биржу для МСБ «закрыт»: все субъекты МСБ не имеют рейтингов и потому не могут самостоятельно привлечь финансирование

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТОРОВ И КОМПАНИЙ:

В инвестиционную деятельность не вовлечены обширные слои общества со средними и невысокими доходами – потенциальные инвесторы

Тысячи инвесторов не могут выйти на компании и вложиться в них так как у компаний МСБ отсутствуют кредитные рейтинги и поэтому их нет ни на фондовом рынке ни на другой площадке.

Сотни тысяч небольших компаний – будущих лидеров не имеет массового доступа к капиталу миллионов мелких и средних инвесторов

НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДХОДЯЩИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ МСБ

1) Из законодательства убран и потому абсолютно не развит такой наиболее подходящий и крайние необходимый компаниям, особенно находящимся на ранней стадии развития, инструмент как конвертируемые облигации (КО), являющийся в развитых странах и особенно в США наиболее применяемым так как большинство сделок между инвесторами и стартапами осуществляется и закрывается именно на их основе. Отсутствует законодательная основа для их развития

Инвестору выгодно дать стартапу или действующему МСБ деньги и взамен получить КО (векселя) с возможностью в будущем купить акции со значительной скидкой т.е. облигационный займ конвертируется в будущие акции, которые в будущем могут стоить уже значительно дороже. Помимо этого конвертируемые облигации дают гарантию защиты своих инвестиций и возврата всей

Через выпуск облигаций компании не имеющие ни одного тенге могли бы выпуская КО свободно привлекать финансирование.

2) Отсутствие максимального уровня законодательной защиты финансовых инструментов и прав на сделки с ними и отсюда гарантий защиты инвестиций.

Государственная политика должна быть направлена на создание стимулов, политика самостоятельного привлечения госорганами отвечающими за развитие – заниматься привлечением инвестиций должны все  необходимость преобразования работы институтов отвечающих за развитие финансового сектора - казына капитал – они не должны сидеть и ждать когда к ним придут, а должны сами идти в предприятия, свободное и регулирование на основе создания стимулов

ЧТО ЭТО ДАСТ СТРАНЕ?

Развитый финансовый сектор позволит как локомотив потянуть все неразвитые сектора экономики, снять с государства бремя финансирования. От степени развитости финансового рынка зависит уровень экономической развитости государства, в том числе экономический рост и развитие инноваций.

Развитие рынка рискового финансирования откроет широкие возможности для компаний в плане привлечения финансирования.

Увеличение степени частного финансирования позволит избежать провала грандиозных проектов, финансируемых государством — зачастую еще и искусственно поддерживаемых на плаву

Развитие финансовых инструментов в т.ч. конвертируемых облигаций и векселей даст основу для сотрудничества между инвесторами и компаниями на ранней стадии развития. Конвертируемые облигации также имеют недостатки и поэтому разработка на базе конвертируемых облигаций с учетом их плюсов и минусов нового, возможно секьюритизированного, вида облигации гибридного типа, но лишенного недостатков предыдущей позволит еще больше улучшить условия финансирования.

Рынок рискового инвестирования не представляет угрозы для банковской системы. Ниша рынка рискового инвестирования - начинающие компании не имеющие залогового имуществав то время как банки предпочитают работать с уже состоявшимися компаниями


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии