Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

О профилактике некоторых видов правонарушений

Экономист

Фото : 12 мая 2014, 17:39

В соответствии с Концепцией правовой политики РК профилактика правонарушений определена одной из главных приоритетов правоохранительной деятельности.

Однако как показывает повседневная жизнь и анализ статистических данных о состоянии преступности криминогенная обстановка в стране имеет слабую тенденцию к улучшению.

Борьбу с хулиганством необходимо рассматривать вместе с административными проступками, такими как мелкое хулиганство, нанесение легкого вреда здоровью, бытовое насилие и т.д.

При проявлении принципиальности по таким делам, и последующего освещения в средствах массовой информации о примененных санкциях, можно ожидать минимизацию антиобщественных проявлений, поскольку максимальная санкция за нанесение легкого вреда здоровью – 45 суток ареста и штрафа на сумму свыше 500 тыс. тенге. Максимальная же санкция мелкого хулиганства достигает 10 суток ареста и штрафа на сумму свыше 18 тыс. тенге

Одновременно имеется ряд факторов, препятствующих эффективному применению вышеуказанных норм закона.

До момента декриминализации статьи 105 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) УК РК, органами внутренних дел выносились тысячи отказных материалов по данному виду преступления.

Процесс сбора материалов по адм. делам за умышленное нанесение легкого вреда здоровью и бытового насилия довольно сложный, требует определения виновной стороны, экспертного заключения, опроса свидетелей, истребования дополнительных документов и т.д.

Основная часть их после направления в суд на основании ч.1 ст.71-1 КоАП прекращается за примирением сторон, и тем самым теряется ее профилактическое воздействие на граждан.

Согласно подпункту 4) ч.1 ст.646 КоАП с удья, орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об адмправонарушении вправе возвратить протокола об адмправонарушении и других материалов дела в орган (должностному лицу), составившему протокол, в случаях составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами , неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Опираясь на данную статью, суды нередко возвращают адмдела на дооформление, которые впоследствии остаются без движения либо сроки давности привлечения к ответственности истекают.

Было бы разумным, если суды в первую очередь оценивали бы наличие признаков адмправонарушения, а на недостатки в деле реагировали бы частными постановлениями.

Сроки давности наложения адмвзыскания многих статей КоАП составляют лишь два месяца со дня совершения, что нередко приводит к прекращению адмдела из-за дефицита времени. В то же время, некоторые должностные лица используют срок давности для оказания содействия правонарушителю избежать адмответственности.

Предложение:

санкцию за мелкое хулиганство довести до предела санкции умышленного причинения легкого вреда здоровью;

объединить статьи побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью, изложив диспозицию в следующей редакции «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, предусмотренных УК РК»;

исключить из КоАП понятие примирение сторон;

подпункт 4) ч.1 ст.646 КоАП изложить в следующей редакции «судья, орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об адмправонарушении вправе возвратить протокола об адмправонарушении и других материалов дела в орган (должностному лицу), составившему протокол, в случаях составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела»;

сроки давности наложения адмвзыскания по статьям, рассматриваемым судом увеличить до 6 месяцев.

На сегодняшний день использование в противоправных целях различных видов оружия становится серьезной угрозой жизни и здоровью граждан.

Части первые статей 251, 252 УК РК относятся к категории преступлений средней тяжести, а части четвертые – небольшой тяжести. Как правило, за такие преступления мера пресечения в виде ареста избирается редко и назначается условное наказание.

В то же время, за хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств согласно части 1 статьи 255 УК РК предусматривается наказание в виде лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Предложение:

части 1 статей 251, 252 УК отнести к тяжким преступлениям;

внести в статью 150 УПК дополнение об обязательности применения меры пресечения в виде ареста за преступление с использованием оружия, кроме случаев превышения пределов необходимой обороны.

В соответствии п. в) ч.4 ст.259 УК РК незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ в отношении заведомо несовершеннолетнего наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества.

Даная норма на практике не работает, поскольку несовершеннолетнее лицо не может быть использовано в качестве статиста. Также слово «заведомо» лишает орган уголовного преследования доказать факт информированности подозреваемого о возрасте приобретателя наркотиков.

Предложение:

рассмотреть вопрос об использовании в качестве статистов лиц не достигших 18 лет или в п. в) ч.4 ст.259 УК исключить слово «заведомо».

Согласно статье 394-1 КоАП невыполнение иностранцами и лицами без гражданства принятых в отношении их решений о выдворении из пределов РК влечет штраф в размере от 100 до 500 МРП либо адмарест до 45 суток.

Данная статья дублирует статью 524 КоАП ( неисполнение судебных актов…) и является основанием узаконением пребывания иностранцев в РК.

В вопросах миграции недостаточно используются возможности ЕИС погранконтроля.

Предложение:

исключить статью 394-1 КоАП РК;

разработать специальную программу, которая путем анализа данных ЕИС будет сигнализировать о лицах, находящихся по частным и деловым визам (разрешениям) свыше установленного либо разумного срока.

Статистические данные свидетельствуют, что принимаемые профилактические меры по обеспечению дорожной безопасности неэффективны.

За многие проступки полагается лишение управлять автотранспортным средством на тот или иной срок. Однако институт лишения прав показал свою несостоятельность.

Согласно статье 34-1 КоАП в случае фиксации адмправонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами к адмответственности за адмправонарушения в области дорожного движения привлекаются собственники транспортных средств.

Собственник транспортного средства освобождается от ответственности за правонарушение, совершенное с участием этого транспортного средства, если в ходе проверки по его сообщению или заявлению будет установлено лицо, во владении которого оно находилось в момент фиксации правонарушения…

Собственник, выдумав нарушителя, может уйти от ответственности, поскольку поиск последнего сверхсложная процедура.

Превращают в неэффективный инструмент также и программы процессинговых центров, где имеется риск удаления фото из базы . На дорогах в основном используются стационарные фотофиксаторы.

Практика показывает использование гражданами чужих либо поддельных номерных знаков на автомашинах. Это дает им возможность уйти от ответственности при фиксации нарушения скоростного режима на фото.

Предложение:

ввести в КоАП вид ответственности начисление штрафа на автотранспортное средство без привлечения конкретного лица. После фиксации нарушения штраф должно будет обязано выплатить любое лицо, во владении которого находится транспорт. В случае накопления определенной суммы, в том числе из-за пеней, можно будет обратить объект нарушения в доход государства. Одновременно для повышения эффективности фотофиксаторов, следует срок погашения адмответственности увеличить до 3 лет;

перепрограммировать базу данных процессинговых центров, которая должна исключить удаления фотоснимков;

кроме стационарных «фотофиксаторов» необходимо устанавливать передвижные, в том числе на междугородних автодорогах;

перевести ответственность за использование гражданами чужих либо поддельных номерных знаков на автомашинах в уголовный проступок.

В соответствии с УИК РК лица, осужденные впервые к лишению свободы должны отбывать наказание отдельно от иных осужденных. Однако органы уголовно-исполнительной системы данные требования не соблюдают, ссылаясь на нехватку исправительных учреждений.

Действительно наличие в УК РК общего, строгого, особенного режимов не позволяет содержать отдельно впервые и ранее судимых. Вместе с тем, режим отбывания наказания не влияет на исправление осужденных.

Предложение:

исключить из УК понятие «строгий режим»;

строго запретить совместное содержание лиц впервые изолированных от общества граждан от отбывавших ранее наказание в виде лишение свободы либо арестованных;

включить в УК понятие профессиональный преступник, для которых также предусмотреть отдельное учреждение и строгий адмнадзор (электронные браслеты).

Чувство вседозволенности и отсутствие страха быть привлеченным к ответственности у определенной части граждан возникает вследствие неадекватной реакции к противоправным проявлениям со стороны должностных лиц.

Необходимо отметить, что некоторые санкций Закона «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) действеннее, чем за коррупционные преступления. Так, в большинстве случаев за преступления такого характера суды назначают условное наказание, тогда как, согласно Закону некоторые виды правонарушений влекут увольнение с должности.

На сегодня дисциплинарная ответственность работников госсектора предусмотрена в нескольких НПА. Несмотря на это, имеется масса возможностей избежать ответственности виновными работниками и их руководителями, что приводит к системным сбоям при реализации госзадач.

Действующее законодательство позволяет лицам, совершившим проступок (в том числе коррупционный), уволится по собственному желанию до или после выявления этих фактов, и без ограничения быть принятыми в другую госорганизацию. Впоследствии эти лица остаются безнаказанными, поскольку действующим законодательством порядок привлечения их к ответственности не определен.

Статьей 12 Закона предусмотрены правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них. Как правило, в значительной части дисциплинарных проступков должностных лиц, усматриваются признаки правонарушений, предусмотренных данной статьей. Однако зачастую должностными лицами, принимающими решение о наложении дисциплинарного взыскания, санкции указанной статьи Закона не применяются.

Кроме того, статья 12 Закона также имеет ряд существенных недостатков и противоречий, которые сказываются на эффективности борьбы с коррупцией. Не все должностные проступки, которые можно определить как правонарушение, создающее условие для коррупции, нашли отражение в вышеназванной статье, либо некоторые ее подпункты изложены неконкретным образом, что создает трудности при применении на практике.

К примеру, служебный подлог, совершенное без признаков преступления, можно признавать как коррупционное правонарушение. На практике лицо, привлекаемое к ответственности за коррупционное преступление, при прекращении уголовного дела, к коррупционной дисциплинарной ответственности не привлекается.

В соответствии с п.1 ст.13-1 Закона в случае совершения коррупционного правонарушения либо правонарушения, создающего условия для коррупции, лицом, уполномоченным на выполнение госфункций, либо приравненным к нему лицом дисциплинарное взыскание налагается не позднее 3 месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее 1 года со дня совершения проступка.

Согласно этой норме любое привлекаемое лицо может уйти от ответственности, поскольку до окончания процедуры наказания истекает срок давности привлечения.

Предложение:

предусмотреть ответственность виновных лиц, которые переведены в другой госорган;

при установлении коррупционного правонарушения давать заключения о наличии в действиях руководства ст.537 КоАП;

в личном листке госслужащего включить графы привлекался ли к коррупционной ответственности данное лицо, либо его подчиненный, кем выявлялось коррупционное правонарушение, самим данным лицом либо другим. Выявление другим лицом (органом) коррупционного правонарушения у подчиненного должно негативно отражаться при карьерном росте. Эти меры позволят включить в борьбу с коррупцией не только уполномоченные органы, но и руководство структурных и территориальных подразделений госорганов;

все выявленные правонарушения в государственном секторе рассматривать через призму статьи 12 Закона;

пересмотреть статью 12 Закона, определив четче виды правонарушений, создающие условие для коррупции;

дать органам, ведущим борьбу с коррупцией права на провокации;

срок давности наложения дисциплинарного взыскания установить 5 лет со дня совершения проступка;

исключить статью 13-1 Закона;

законодательно закрепить об обязательной проверке деятельности должностного лица, привлеченного к коррупционной ответственности по истечении определенного периода.

Проект «Безопасный город»

В настоящее время во многих городах страны установлены видеокамеры, подключенные к Центрам оперативного управления (ЦОУ). Но основная их часть не имеет профилактического воздействия.

На одного сотрудника ЦОУ приходится по несколько десятков камер, контроль направления видеокамер происходит в ручном режиме, при этом специальные программы моментальной фиксации противоправных деяний не используются, соответственно, вероятность допуска погрешностей высокая.

Предложение:

разработать программу моментальной фиксации любых противоправных деяний, результаты которой будут поступать оператору ЦОУ и патрульной службе;

камеры должны устанавливаться во всех участках города без исключения;

калькуляцию, закуп, установку видеокамер производить с участием общественности.

Реализация проекта позволит минимизировать все противоправные деяния, кроме бытовых.

Оппоненты могут высказаться о дороговизне данного проекта. Вместе с тем, если даже не учитывать социальный характер нововведения, оно может стать прибыльным. Так:

1) ежегодно на правоохранительные и судебные органы, уголовно-исполнительную систему, профилактику правонарушений и другие мероприятия расходуются сотни миллиардов тенге. Минимизация правонарушений позволить сэкономить на указанные расходы;

2) ущерб от преступных посягательств также измеряется сотнями миллиардов тенге, уменьшение которых также можно ожидать;

3) обсуживающая организация сети видеокамер на платной основе может оказывать услуги связи и охраны;

4) в силу инновационности проекта можно заработать огромные средства за рубежом.

Самое важное постоянное соблюдение требований закона в общественных местах приведет воспитанию у граждан нетерпимости к нарушениям прав и в быту.

Установится нормированный рабочий день у сотрудников правоохранительной и судебной систем, что скажется на эффективности, престижности работы, а также продолжительности их жизни.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии