Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

О некоторых вопросах развития бизнеса

Экономист

Фото : 12 мая 2014, 17:42

Основой развития предпринимательства является гарантия защиты прав собственности, в том числе от захвата или «торпедирования» бизнеса, уменьшения риска провала вложенных инвестиций.

Законодательство Казахстана предусматривает различные нормы, направленные на защиту прав и интересов собственника.

11 января 2011 года принят Закон « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности (рейдерству)». Несмотря на то, что данный закон предусматривает ответственность за посягательство на права учредителей, а также незаконные действия, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов физических и (или) юридических лиц, государства, на практике имеется масса возможностей захвата бизнеса, и в большей части законным способом.

Осуществляющего в рамках закона деятельность хозяйствующего субъекта можно деморализовать налоговыми и иными проверками, приватизированные либо используемые на возмездной основе государственные активы вернуть государству, отменить принятые нижестоящими должностными лицами решения, отозвать или прекратить лицензию, ограничить доступ к инфраструктуре и т.д.

В результате чего граждане не стимулированы вкладывать личные средства в обрабатывающую отрасль (исключением являются проекты, софинансируемых в рамках реализации различных программ и институтами развития, в которых риск провала ложится в основном на государство).

В некоторые сектора экономики и товарного рынка войти сложно, поскольку состоявшиеся игроки не желают появления конкурента.

Не должным образом защищает права граждан и система рассмотрения обращений, заявлений, жалоб. Государственные органы привязаны более к срокам рассмотрения обращений, нежели разрешению изложенных в нем доводов, а граждане стимулированы обращаться в высокие инстанции, что создает дополнительную служебную нагрузку на центральные аппараты. Отсутствует законодательная норма об особом порядке рассмотрения обращений о рейдерстве.

Не менее важной проблемой является отсутствие свободных финансовых средств на начало или расширение бизнеса. Основная часть населения использует доходы для обеспечения жизнедеятельности, и для серьезного занятия бизнесом не имеет свободных ресурсов, инструменты финансовых институтов для большинства труднодоступны.

Конкурентоспособность и спрос на товары является следующей серьезной проблемой, тормозящей развитие бизнеса . Для того чтобы установить конкурентную шкалу себестоимости товара (в регионе, континенте, мире), необходимо проводить сравнительную калькуляцию и анализ рынка сбыта с учетом базовых сценариев. Как правило, уполномоченные органы не ориентированы заниматься данным вопросом. О соответствующем государственном заказе на проведение таких исследований нет сведений.

Вопрос информационного обеспечения является одним из наиболее важных компонентов развития бизнеса. На сегодняшний день для субъектов бизнеса доступна любая необходимая информация.

В то же время, разбросанность информации на разных источниках создает для населения некоторые дополнительные трудности. Слабо ведется рекламирование таких источников, а при рекламировании не всегда используются инструменты эффективного восприятия гражданами, особенно это касается вопросов субсидирования.

Важно отметить, что государственная пропаганда более акцентирует на поддержку бизнеса, уделяя мало внимания на идеологию становления бизнесменом, удобства и удовлетворения зажиточного гражданина, как начинать тот или иной вид бизнеса .

Слабо используются инструменты , направленные на искоренение социального инфантилизма, лености, гордыни, уменьшение боязни неудачи, которые также являются серьезными рисками деловой активности.

Определенную сложность испытывает бизнес при налоговом и таможенном администрировании. Непрозрачна система доступа к государственным активам, в том числе государственным закупкам.

Легкомысленные отношения и непрофессиональный подход к составлению договоров, а также труднодоступность и длительность судопроизводства, исполнения судебных актов стимулирует контрагентов нарушению взаимных обязательств. Судебная практика не всегда применяется при составлении и заключении договора и не используется при совершенствовании типовых договоров.

Не должным образом развита деятельность рейтинговых агентств и их коммент-площадок – эффективного инструмента общественного контроля предпринимателей в вопросах соблюдения прав потребителей.

В связи с изложенным, предлагается:

1) внести в Предпринимательский кодекс норму, предусматривающую ответственность только должностных лиц за предоставление государственного имущества в частную собственность с нарушениями закона без возврата в государственную собственность, за исключением получения такого имущества путем угрозы жизни, здоровью и шантажа, дачи взятки уполномоченному лицу, а также нарушения инвестиционных обязательств.

В таком случае одновременно разработать законопроект об ужесточении наказания за незаконное предоставление в частную собственность государственного имущества, регрессной ответственности должностных лиц, оценки ущерба и определения виновных лиц, порядка взыскания суммы ущерба государству.

Расширить понятие «рейдерство», а также сферу действия законодательства о противодействии рейдерству, в том числе при оказании незаконного давления с целью устранения конкуренции.

Разработать новый Закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», согласно которому создать единую базу обращений граждан.

Принцип работы базы будет заключаться в том, что граждане будут обращаться без указания адресатов путем дополнительного заполнения коротких анкет, через эти анкеты будут определяться исполнители; обращения не будут поступать вышестоящим органам, последние с помощью разработанных программ будут получать соответствующие сигналы о некачественном рассмотрении либо в удаленном режиме будут следить за ходом рассмотрения обращения; сроки рассмотрения обращений должны быть «разумными» в основном «до разрешения доводов»; в базе будут выложены ответы на обращения и другие материалы; здесь же должны быть изложены жалобы на ответы и действия должностных лиц, с автоматическим извещением (сигналом) вышестоящие органы; в случае удовлетворения база должна включать возможность согласия заявителя на устный ответ и т.д.

В вышеназванном Законе предусмотреть норму, регламентирующую особый порядок рассмотрения заявлений о рейдерстве с включением антирейдерского алгоритма, а также критериев, по которым все действия государственных органов в отношении заявителя должны быть приостановлены незамедлительно и признаны недействительными.

В Предпринимательском кодексе перечислить все действия, ограничивающие предпринимательскую деятельность, куда включить слова «нарушение принципа равноправия». Данная мера позволит привлекать к ответственности должностных лиц в соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» (санкция освобождение либо увольнение) за неравномерное отношение к субъектам бизнеса. Например, за нарушение равноправия при составлении плана проверок или присвоение одним и тем же хозяйствующим субъектам разной категории по системе оценки рисков.

Законодательно обязать проверяющую сторону при проведении в неплановых проверок подтверждать подлинность и обоснованность поступившего обращения, пересечения интересов заявителя с деятельностью проверяемого.

Определить перечень нарушений, за которые приостанавливается субъект бизнеса, а также предусмотреть только приостановление деятельности, лицензии до устранения выявленных нарушений, без прекращения деятельности и отзыва лицензии.

Запретить органам финансовой полиции проводить какие-либо проверки по актам налоговых проверок до вынесения окончательного решения судом;

3) В рамках легализации имущества разрешить легализующим определенную сумму зарубежных сбережений создание новых банков второго уровня без права приема депозитов населения и открытия текущих счетов не учредителями банка. Обязать такие банки использовать определенную часть (10-20 процентов и т.д.) финансовых ресурсов кредитовать собственный бизнес либо другие банки. Ограничить государственные органы в аресте легализованных средств, дать право беспрепятственно перечислить за границу при осуществлении проверки со стороны государственных органов;

4) предусмотреть в бюджете расходы на государственный заказ по изучению рынка производства и сбыта конкретных видов товаров, определения их конкурентной шкалы.

Разработать программу «Бизнес для трудящихся», принцип работы которой будет заключаться в следующем.

Путем анализа таможенной статистики должны быть определены 50-60 видов товаров с большой долей импорта и высокой возможностью производить в стране. Также необходимо учесть спрос на данные виды товара в соседних странах. В данном случае надо исходить из позиции, что расходы на импортозамещение товара приносит больше пользы, чем его импортирование.

Произвести расчеты как снизить себестоимость товара с зарубежными (китайскими, российскими, узбекскими) аналогами. Например, снизить налоги, освободить от всех видов налогов, провести обучение, субсидировать энергию, транспортные расходы, обеспечить сырьем, бесплатно предоставить земельные участки, приобрести основные средства, построить объекты и инфраструктуру и т.д. Одновременно проанализировать, каким-образом можно наиболее удешевить компоненты объекта.

«Получатели бизнеса» обязаны работать только сами, не нанимать третьих лиц, вкладывать полученную прибыль в казахстанскую экономику, брать социальную ответственность за недееспособными родственниками, строго соблюдать порядок на предприятии и т.д. При соблюдении требований иметь право через определенное время на получение доли предприятия. Бизнес должен предоставляться наименее бедным слоям населения, на начальном этапе программы только одному человеку из каждой семьи, для чего должны быть использованы данные государственных органов, в том числе формуляры, позволяющие определять родственную связь.

Учитывая, что такой бизнес будет строить государство, запретить все проверки, освободить от всех видов отчета, кроме предоставления в статорганы количества произведенной продукции.

Для строительства объектов должны быть отведены отдельные территории (возможно присвоить статус специально-экономических зон при соответствии с требованиями ВТО). Лицам, стоящим в очереди на бизнес дать право строительства аналогичных объектов собственными силами на отведенных территориях.

Данный вид государственной помощи позволит учесть низкую грамотность и отсутствие возможности лиц, желающих начать бизнес, создать предпринимателей из безработных, увеличить количество зажиточных граждан, повысить доверие общества государству, стимулировать труд, повысить эффективность субсидирования, кооперации бизнеса, решить проблемы импортозамещения, в какой-то степени сдерживать инфляцию, через некоторое время снять социальную и иную нагрузку на государство, ставить в примеры «новых» предпринимателей и т.д.

При финансировании программы нужно исходить из позиции, что выпуск конкурентоспособных потребительских товаров может создать больше зажиточных граждан.

Для финансирования вышеуказанного вида бизнеса можно привлекать также средства меценатов и безвозмездной гуманитарной помощи.

Разработать проект Закона «О меценатстве», предусматривающий, кроме иных норм, присвоение званий «Гордость нации» разных степеней лицам, безвозмездно создавшим бизнес для граждан (определенному количеству лиц и который должен функционировать не менее определенного времени), предоставившим жилье, оплатившим обучение, лечение, а также за осуществление иных полезных для общества и государства действий.

Предусмотреть для обладателей таких званий право участия в государственных мероприятиях, особого рассмотрения их обращений и другие стимулирующие нормы.

Создать специальную организацию по меценатству, органа его управления, списка малоимущих и других граждан, которым необходимо оказывать помощь и т.д. Принятие такого закона может дополнительно снизить нагрузку на государство в улучшении благосостояния граждан;

6) интегрировать все сайты государственных учреждений, финансовых институтов, институтов развития, НПО по поддержке предпринимательства.

В разделе бизнес «электронного правительства» создать страницу обо всех видах государственного субсидирования (кредитования), размерах, получателях, порядке выдачи, провести соответствующую рекламную компанию данной страницы.

Принятый Закон «О разрешениях и уведомлениях» содержит все виды разрешений и уведомлений. В «электронном правительстве» либо на сайте НПП создать окно со списком всех разрешений и уведомлений с коммент-площадкой на каждый документ, чтобы население имело возможность через них оставлять отклики, которые окажут помощь в дальнейшей оптимизации разрешительной системы.

В рамках введения электронных счет-фактур разработать соответствующую программу (система управление рисками), которая должна стать защитной мерой для добросовестных налогоплательщиков.

Оснастить все таможенные посты стационарными инспекциионно-досмотровыми комплексами (рентген) с подключением к Центру оперативного управления Комитета таможенного контроля. Для устранения человеческого фактора разработать специальную программу, которая будет выявлять контрабанду путем сверок данных декларации и фактического груза. В рентабельности данной системы не должно быть сомнений, поскольку от контрабанды государство теряет больше.

Создать единый электронный портал «аукцион» (для судебных исполнителей, банков, конкурсных управляющих и т.д.), сроки торгов установить не менее двух месяцев.

Разработать новый Закон «государственных закупках». Государственные закупки проводить по бонусной системе. В таком случае должны быть определены 20-30 критериев, по которым будут присваиваться определенные баллы, в том числе стимулирующие отечественного производителя, качество исполнения обязательств, постоянства, соблюдения трудовых и социальных прав работника и т.д.

В едином государственный портале субъекты публично будут представлены с присужденными баллами. Каждый проект будет автоматически присваиваться субъекту с высоким баллом. Один и тот же субъект не будет иметь возможности получить другой проект одновременно, если его коэффициент не будет соответствовать установленным требованиям.

Текст соответствующих договоров выставлять с объявлением наименования конкурса, и считать подписанным в течение трех дней, если не поступил отказ от победителя. При этом срок исполнения обязательств по договору определять участнику конкурса, соблюдение которого положительно оценивать при присвоении баллов.

Законодательно закрепить определенный процент государственных закупок за субъектами малого и начинающего бизнеса (на примере развитых стран).


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии