Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Законодательное укрепление статуса социального работника в Республике Казахстан

PhD докторант

Фото : 12 мая 2014, 17:48

Достижение равновесия между экономическим развитием и социальной политикой должно стать основной формулой государственной политики, поскольку экономическая политика государства является основой неуклонного повышения жизненного уровня каждого человека, а социальное благополучие населения – гарант устойчивого экономического роста.

Значительную роль в данном процессе может сыграть концепция социального государства, согласно которой государство призвано обеспечивать социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно.

Как справедливо отмечает Т.Я. Хабриева, «государство социальной ответственности исключает, с одной стороны, популистские устремления политиков, а с другой, иждивенческие настроения и стереотипы поведения личности» [1, с.23-24].

Как известно, основа любого экономического развития - сокращение инфляции и рост занятости. Если на первое повлиять достаточно сложно, то второе при последовательном подходе можно реализовать последовательно и эффективно.

Ключевым звеном института занятости является гражданская инициатива, то есть стремление каждого человека к совершенствованию своих профессиональных, личностных и социальных качеств.

Проводя параллели системы социального обеспечения и экономической системы, отметим следующее.

Структура занятости населения служит индикатором социальной устойчивости государства, его нервной системой.

Развитие гражданской инициативы способствует предупреждению образования постоянного «подкласса» людей, из поколения в поколение живущих за счет социального обеспечения.

Ключевым аспектом социальной политики, тесно связанным со Стратегией занятости, а также являющимся ее незаменимым подспорьем является институт социальной работы в Казахстане.

Согласно Закону Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах»[2], социальная работа - предоставление специальных социальных услуг, для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации. В то же время социальный работник - работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям.

При этом в Законе приводится исчерпывающий перечень оснований , по которым лицо (семья) может быть признано (призвана) находящим (-ей)-ся в трудной жизненной ситуации. При этом данные основания составляют круг наиболее критических ситуаций, по которым государство обязано усилить свое присутствие и заботу.

Вместе с тем, в данном законе единственная статья – статья 16 – регулирует статус социального работника. Это в то время, когда данный институт во многих странах регулируется отдельным законом. Вызывает также недоумение предусмотренное законом право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Это в то время, когда технологии, в том числе и социальные, имеют тенденции меняться, а открытия в науке – открываются ежегодно!

Необходимо помнить, что в деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

Институт социального работника внедряется из тех соображений, что социальная помощь больше не должна ограничиваться финансовыми услугами нуждающимся. Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи , включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.

Таким образом, бедность необходимо рассматривать, прежде всего, как социальную «болезнь», которую призван «исцелить» социальный работник. Исходя из этого, необходимы масштабные меры поддержки данного института: от открытия Национального Центра подготовки и переподготовки социальных работников, вплоть до придания особых социальных гарантий и трудовых условий самим социальным работникам.

Обращаясь к зарубежному опыту, отметим, что в Германии развит целый комплекс профессий социальной работы: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работнике молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев[3].

Вместе с тем, социальная работа тесно связана с функционированием других социальных институтов - семьи, правосудия, здравоохранения, просвещения, труда - и совместно с ними помогает развитию процесса удовлетворения потребностей человека жить полноценной социальной жизнью. Специфика социальной работы состоит в том, что этот социальный институт, в первую очередь, позволяет человеку найти собственные неиспользованные ресурсы, воспользоваться ими, приложить собственные усилия для того, чтобы решить личностные проблемы и почувствовать себя полноценным членом общества, при этом позволяя задействовать возможности коллективной помощи, государственных и добровольных общественных организаций.

Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к лицам, нуждающимся в особой заботе и поддержке, недостаточный учет их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения.

Поэтому, на сегодняшний день налицо необходимость усиления мер по дальнейшему внедрению и реализации института социального работника, повышению его статуса и содействие развитию на высоком государственном уровне.

В этой связи предлагается:

1) ввести в Трудовой кодекс Республики Казахстан в раздел о регулировании труда отдельных категорий работников главу о регулировании труда социального работника, обеспечив социальному работнику необходимый статус и гарантии в сфере труда;

2) на законодательном уровне предусмотреть надлежащее социальное обеспечение социального работника и членов его семьи.

В завершении статьи обратимся к историческому опыту и национальному наследию Казахстана.

Так, во-первых, нам необходимо осознать имманентность института социального работника в Республике Казахстан. На территории Казахстана на протяжении многих веков господствовали социально ориентированные отношения, отношения взаимопомощи, крепки были семейные устои с присущими национальными традициями. Это наглядно доказывает о необходимости и в настоящее время на основе этих традиций усовершенствовать политику государства как социально ориентированную организацию политической власти. Таким образом, у нас эта модель заложена в крови, в нашем менталитете.

В противовес США, где с самого основания государства около 250 лет назад была взята за основу индивидуалистическая идеология. И только спустя два столетия они пришли к новому пониманию государству как социальному - после Нового курса Ф.Д.Рузвельта. Сейчас происходит переоценка и переработка рузвельтовской политики. Ясно лишь одно: Рузвельт верил в возможность сплочения классов вокруг национального государства с помощью лозунгов борьбы с привилегиями меньшинства и обслуживания правительством интересов большинства.

Таким образом, то, к чему американский народ пришел лишь два столетия спустя образования государства, наш народ сохранял эту модель на протяжении веков – модель социального государства. Это на сегодняшний день лучший позитивный опыт социальной модернизации.

Во-вторых, во главу угла казахстанской социальной политики необходимо ставить задачу укрепления и одновременно модернизации существовавших общественных устоев. А они у нас достаточно надежные, особенно благодаря их развитию в годы независимости. Не поляризация общества, а поиск путей снижения социальной напряженности, попытки хотя бы частичной гармонизации социально-классовых отношений - в этом смысл социальных преобразований.

В каждом государстве характер поддержки, оказываемой уязвимым слоям населения, несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, уровня экономического развития и многих других факторов. При рассмотрении социальной поддержки населения для нас важен следующий вывод: стремление к взаимопомощи имманентно присуще менталитету нашего народа, из века в век воплощавший на деле принцип взаимопомощи и поддержки членов общества через такие институты, как асар, жылу и т.д.

Список использованных источников:

1. Хабриева Т.Я. Государство и личность в диалектике правового развития и взаимодействия//Зангер №9, 2011.

2. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» №114-IV. Официальный сайт Министерства юстиции Республики Казахстан: www.minjust.kz

3. Развитие социальной работы в Германии. Источник: http://works.tarefer.ru/74/100001/index.html


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии