Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Борьба с коррупцией - главная стратегия страны

Бакалавр

Фото : 13 мая 2014, 10:37

Нет смысла менять законы, если они не будут исполняться должным образом. Законы у нас могут не исполняться и трактоваться по-разному благодаря коррупции. Поэтому в первую очередь необходимы реформы в законодательстве касающемся коррупционных преступлений. Помимо неработоспособности на деле законов, другие важные проблемы страны, погрязшей в коррупции - это плохая эффективность экономики, всех начинаний и реформ, негативная цепная реакция во все сферы жизни граждан страны.

Достаточно предоставить лишь пару примеров:

- коррупция при строительстве дорог (например, завышение стоимости работ, разворовывание материалов и оплата проверяющим чиновникам за утверждение) влечет за собой некачественное выполнение дорог, несоблюдение стандартов, которое в свою очередь влияет на заторы на дорогах (которые, опять-таки, в свою очередь, влияют на трату времени в пробках), преждевременный ремонт дорог и автомобилей водителей, которые влияют на неэффективное рабочее время (влияющее уже на экономику страны), экологию и аварии на дорогах и унесенные жизни сограждан. Не говоря уже о последствиях ям на дорогах и пробках в виде негативного психологического здоровья граждан, которое так или иначе выплескивается в конфликты на работе, личной жизни и т.д. Колоссальные средства уходят в карманы узкого круга лиц, вместо того, чтобы действительно помогать экономике или нуждающимся согражданам.

- коррупция в сфере образования, позволяет студентам не учиться, не сдавать экзамены, но получать диплом. Такой выпускник будет работать неэффективно или даже наносить вред своим коллегам, компании и согражданам зависящих от его деятельности. Достаточно представить медицинского работника который будет учиться на ошибках пациентов, который будет ставить неправильно диагноз, не вылечивать вовремя, выписывать ненужные и даже вредные медикаменты. Пациенты будут болеть больше и дольше, страдая будут иметь меньше трудовых дней, что негативно отразится на деятельности его компании-работодателя, что принесет меньше налогов. Близкие и родственники такого пациента будут излишне переживать, что создает лишнюю негативную атмосферу. Ранняя смертность пациента может оставить детей без отца или матери, принося трагедии в семьи. Опять-таки, принимая во внимание масштабы и многоступенчатые эффекты коррупции, она приносит громадные потери в экономике страны, здоровье граждан.

И это всего лишь пара из тысяч примеров. Эту цепочку негативных эффектов коррупции можно продолжать очень долго, но понятно, что коррупция влияет на все. А если учитывать, что в нашей стране она повсеместна, что цепочка эффектов очень длинная и что на каждом звене/этапе коррупция добавляется и усиливается, то масштабы проблемы просто ужасающие.

Победа над коррупцией позволит стране осуществить полноценное развитие всех сфер жизни граждан, поднятие экономики, создание демократического и социально стабильного общества, преодоление разрыва между богатыми и бедными.

Что было предпринято и планируется?

Различные программы по борьбе с коррупцией проводились и проводятся в Казахстане, но результаты оставляют желать лучшего.

Нельзя сказать, что ничего не было сделано для борьбы с коррупцией. Но сказать, что было сделано все возможное для ее искоренения, сказать тоже нельзя, а учитывая важность проблемы, любые инновационные программы, поддержка бизнеса, социальные программы и т.д. теряют эффективность многократно. Поэтому именно предотвращение коррупции должна стать задачей №1 для Казахстана.

Существует Отраслевая Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы (далее сокращенно «ОПпПК в РК»). Была разработана «Программа противодействия коррупции в органах внутренних дел Республики Казахстан на 2014-2015 годы», «Антикоррупционная стратегии по улучшению оказания услуг населению через ЦОН» и много еще других программ было создано за годы независимости Казахстане: на более высоком уровне была разработана и принята а борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы» (включая принятые региональные программы борьбы с коррупцией и планы мероприятий по их реализации), еще ранее была «Государственная программа борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы», аналогичные программы существуют с 1995 года. В 1998 году был принят закон «О борьбе с коррупцией», который дополнялся и менялся.

В 2008 г. РК ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, подписаны соглашения с правительствами различных стран по вопросам противодействия коррупции.

Согласно «ОПпПК в РК на 2011 - 2015 годы»:

- до 2016 года будут ратифицированы Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

- к 2015 году Казахстан вступит в Группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).

На протяжении почти 20 лет принимались разнообразные меры и программы, которые были законодательно подкреплены. Было много положительных изменений, в частности создание ЦОН-ов, создание и совершенствование Электронного Правительства, сокращение или упразднение требуемых документов при различных заявках.

Но результат, на лицо - проводятся косметические процедуры, но каких-либо достойных результатов по излечению общества от коррупции, к сожалению, нет. Коррупция по-прежнему повсеместна, об этом могут сказать простые люди и индексы известных международных организации, как:

1) Transparency International - Индекс восприятия коррупции (ИВК). По последним данным в 2013 году ИВК Казахстана ухудшился до 2.6 и РК теперь на 140 месте, на том же уровне как Уганда и Гондурас.

2) Freedom House поставила Казахстану за 2013 г. оценку 6.5 из 7 (7 - самая худшая). На протяжении 2002-2013 годов этот уровень остается стабильно плохим.

3) Heritage Foundation поставил Казахстан на 129 место в мире за 2013 г. с оценкой 25.7 из 100.

4) Всемирный Банк (World Bank): Показатели государственного управления - «контроль коррупции» (World Governance Indicators (WGI) - Control of Corruption) за 1996-2012 г. по Казахстану никаких значительных улучшений нет, для примера, в 2010 и 2011 годы показатель достиг уровня 1998 года. На 2012 г. он был низким около 20 пунктов из 100.

В итоге можно с уверенностью сказать, что мы не имеем серьезной борьбы с коррупцией и все усилия по улучшению законодательства, антикоррупционным программам являются неэффективными.

Законы есть, но они не действуют в должной мере. Стране нужны кардинальные изменения по борьбе с коррупцией.

Предложения по изменению законодательства.

Согласно законодательству РК антикоррупционной деятельностью занимаются все ведомства, но единый контролирующий и ответственный орган не обозначен:

Из закона РК «о борьбе с коррупцией»,

· «Борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица.»

· «Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной службы, финансовой и военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

Из указа «Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»:

· Комиссия при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией (далее - Комиссия) является консультативно-совещательным органом при Главе государства.

· Задачами Комиссии являются выработка и принятие согласованных мер, направленных на усиление борьбы с коррупцией и нарушениями государственными служащими правил служебной этики, повышение уровня ответственности государственных служащих.

т.е. вышеуказанная Комиссия не несет контролирующих функций.

ОПпПК в РК на 2011 - 2015 годы разрабатывало и реализовывает Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), но по моему личному мнению эта программа содержит много «воды» и очень мало подробно описанных и потенциально действенных мероприятий, предложений по борьбе с коррупцией.

Такого роды программы должны иметь приоритет и рассматриваться, и утверждаться публично.

По моему мнению, лучшим изменением в законодательстве будет:

1) Установка принципа публичного рассмотрения всех или большинства важных вопросов и предложений, касающихся борьбы с коррупцией.

2) Установка принципа категории проверок и наказания для всех видов должностей (подробнее далее).

3) Установка принципа выявляемой сложности и дополнительном возможно нанесенным ущербом , т.к. в коррупционном преступлении отсутствует привычное понятие потерпевшего/жертвы (которым является фактически само общество), то и раскрываемость и даже определение факта совершения коррупционного преступления крайне затруднительно. В соответствии с этим принципом, при выявлении коррупционного преступления, должна также рассматриваться потенциальность/длительность возможности совершения обвиняемым преступления, т.е. если чиновник работал уже несколько лет на должности и в сфере, связанной с коррупционным преступлением, то приговоренный по коррупционному преступлению должен караться в соответствии в возможным нанесенным ущербом. Сам материальный ущерб должен взыскиваться многократно полученной взятке, либо с полной конфискацией имущества.

4) Утверждение нового антикоррупционного органа - Главного Анти Коррупционного Агентства (или иначе, далее сокращенно «ГАКА»), напрямую подчиняющегося президенту (или парламенту, к рассмотрению), с большими правами по проверке любых органов, и особенно, и даже антикоррупционных подразделений других ведомств.

На базе этих двух изменений, ГАКА будет действительно разрабатывать публично, совместно со всеми заинтересованными гражданами антикоррупционную стратегию государства. Эта стратегия должна стать основной среди всех прочих инновационных, экономических и т.д. В этой стратегии должно быть законодательное закрепление тщательной обработки поданных предложений, обращений граждан в едином антикоррупционном ресурсе, их обязательное тщательное рассмотрение, поощрение таких граждан. Публичный и приоритетный государственный контроль за этими предложениями. Только тогда мы не пропустим хорошие идеи и все лучшее сможем внедрить.

В чем минусы текущего устройства антикоррупционных органов как внутренних подразделений различных министерств? Не секрет, что такие внутренние антикоррупционные органы не всегда будут «выносить сор из избы», для них важно держать планку раскрытия коррупционных преступлений - не много, чтобы не «испачкать» свое основное ведомство/министерство, и не мало, чтобы показывать результаты. В итоге, такие органы не будут действительно максимально эффективно заниматься борьбой с коррупцией, а только балансировать между двумя ограничениями. Более того поскольку такие органы подчиняются своим основным ведомствам/министерствам, они сами могут быть вовлечены в коррупционные схемы.

Идей и предложений по борьбе с коррупцией было много и все эти идеи не обрабатываются, т.к. нет единого органа, который бы все эти предложения отработал, выбрал подходящие, внедрил законодательно и функционально, контролировал и был ответственным в целом.

ГАКА будет центром борьбы с коррупцией и будет контролировать работу всех остальных ведомств, в т.ч. внутренних, занимающихся антикоррупционными нарушениями в своих сферах: прокуратуры, внутренних дел, таможни, налоговой, фин. полиции и т.д..

Основными задачами ГАКА будут:

- Внедрение в законодательство принципа публичности по всем проектам, вопросам борьбы с коррупцией, как было указано выше.

- Внедрение в законодательство принципа категорий для всех видов должностей. А именно разделение чиновников и прочих позиций согласно занимаемым должностям и принадлежности к определенным ведомствам по категориям, эти категории будут учитываться при контроле и вынесении наказания, чем выше категория - тем выше ответственность и соответственно контроль и наказание при коррупционном преступлении. Чем выше пост, тем выше контроль и наказание. Причем категории должны быть плавающие, т.е. если имеются подозрения, то категория и уровень проверки соответственно повышается. При вынесении наказания учитываться должны не только сумма взяток, нанесенный материальный ущерб, но также и вышеуказанная категория.

- Разработка, контроль и исполнение основной стратегии и программ других ведомств. Разработка общей для всех ведомств стратегии по устранению коррупции, причем поэтапно в каждом из ведомств, например, начать с финансовой полиции, затем дорожной полиции и т.д. Также для каждого из ведомств должна быть своя внутренняя стратегия и программа, согласованная и утвержденная с ГАКА.

Среди прочих внутренних приоритетных задач ГАКА:

- Создание веб-ресурса с открытым для всех доступом, со ссылками на антикоррупционное законодательство, индексы коррумпированности, исследования, контактами и другой полезной информацией. А также возможностью сообщить о нарушении и внести предложения по борьбе с коррупцией. И главное, с разделом по состоянию борьбы с коррупцией, т.е. постоянном статусе программ, с диаграммами, статистикой и т.д., где было бы видно для всех что делается и как продвигается. Дискуссии, комментарии, предложения, которые должны внимательно отслеживаться для оперативного внесения мер по борьбе с коррупцией.

- Создать единый колл-центр с одним коротким номером дозвона для всех коррупционных жалоб.

- Принять/ратифицировать международную конвенцию ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с коррупцией (OECD Anti-Bribery Convention), даже если Казахстан и не член ОЭСР, как это сделали другие страны, не входящие в ОЭСР.

- Включить в программу Болашак возможность обучаться за рубежом по специальности: борьба с коррупцией.

- Создать институт противодействия коррупции, который будет проводить как исследования, так и готовить специалистов именно в этой антикоррупционной сфере.

- Получение налоговых сведений и имуществе о мужах, женах и детях не всегда достаточно, в виду того что в Казахстане очень сильно развиты родственные связи. Поэтому для чиновников определенных высоких категорий, должен быть более глубокий контроль чиновников - например, до двоюродных братьев/сестер муж и жен, племянников и т.д.

- Своевременное рассмотрение сообщений о лазейках в законодательстве. Например, не секрет, что существуют подставные фирмы, которые организовывают схемы ухода от проверок, например, записывают фирмы, прибыли на малоизвестных пожилых лиц или смертельно больных и составляют завещания уже на самих коррупционеров.

- Повышение правовой культуры общества путем повышения интереса к коррупционным проблемам в виде проведения постоянных республиканских конкурсов на антикоррупционные идеи.

И т.д. предложения должны главным образом поступать от населения/заинтересованных граждан. Средства должны поступать от конфискаций коррупционеров, а также субсидироваться государством.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии