Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей»

Юрист

Фото : 13 мая 2014, 11:02

Все граждане Республики Казахстан являются потребителями пищевой продукции, и большинство людей сталкивались с такой проблемой, когда продавцы пытались реализовать продукцию ненадлежащего качества (испорченные продукты, сведения о составе не соответствует содержанию товара и т. д.). Государство тратит огромные средства для урегулирования этой ситуации, создает армию контролирующих органов (министерства, агентства, комитеты и т. д.), однако как мы видим в результате проблема остается актуальной. Методы которыми пытается государство урегулировать вышеуказанную проблему больше напоминает советскую систему управления, которая по моему мнению, показала свою историческую неэффективность.

Поэтому считаю необходимым урегулировать данную проблему рыночным методом. Производители пищевой продукции в первую очередь свой товары выпускают для потребителя, поэтому считаю, что потребитель должен контролировать производителя тогда эффекта будет больше. В настоящее время в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрены санкции за реализацию некачественных товаров, то есть в рамках этого закона штрафы граждане платят государству, хотя ущерб наносится потребителям, и контроль за качеством товаров также осуществляется государством. Однако такой вариант контроля не оправдал себя в связи с бесконечными переписками между инспекторами и гражданами. По моему мнению это тоже самое, что мой дом будет каждый день убирать государство. Считаю, что присутствие государства должно быть, но исключительно в тех случаях, когда имеется угроза национальной безопасности.

Кроме того, для обеспечения эффективности государственной политики в области товарных рынков, управление на этапе производства и на этапе переработки продукции необходимо сосредоточить в компетенции единого государственного органа.

Наверное, большинство людей со мной согласятся, что дом убирать эффективнее самому. На этом принципе построено моя инициатива по внесению поправок в законодательство.

В частности, предлагаю проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей».

Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) дополнить статьей 352-1 следующего содержания:

«Статья 352-1. Ответственность за реализацию потребителям ненадлежащего качества товара

По договору розничной купли-продажи за реализацию товара (пищевого продукта) ненадлежащего качества (порча, разложение, загрязнение, сведения о составе не соответствует содержанию о товаре и т. д.) подлежит уплате неустойка. Размер неустойки исчисляется, исходя из тридцати кратной стоимости (цены) товара ненадлежащего качества на момент совершения сделки. Эти правила применяются, если иной размер неустойки не установлен договором между сторонами.

Потребитель вправе по своему усмотрению предъявлять требование, как непосредственно к продавцу товара, так и изготовителю товара (пищевого продукта), которые несут солидарную ответственность, если продавец не докажет обратное.».

Обратите внимание, что данная неустойка применяется только по договору розничной купли-продажи, где стороной договора являются исключительно потребитель и продавец. Это не нарушает общую концепцию Гражданского Кодекса . В указанной статье правила по взысканию неустойки применяем только для пищевых продуктов. В этой связи в целях разграничения товаров по критериям в скобках указываем понятие «пищевые продукты».

Во-первых, данная поправка предоставляет возможность потребителям в случае продажи им ненадлежащего качества товара обратиться за защитой своих прав по выплате законной неустойки в суд. Во-вторых, автоматически решается проблема контроля качества товара. Нет необходимости государству содержать армию контролирующих органов. К примеру, если в настоящее время составление протокола и применение штрафа осуществляется инспектором, то по вышеуказанной статье его применять будет потребитель, только в другой рыночной форме.

Данная норма должна применяться в соответствии с пунктом 4 статьи 422 и статьи 427 ГК, где предусмотрена обязанность продавца передать покупателю товар соответствующего качества и возможность проверки качества товара потребителем.

При этом возникает необходимость корректировки Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» и Закон Республики Казахстан «О безопасности пищевой продукции».

Так, предлагаю пункт 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

«3-1) выплаты законной неустойки в порядке статьи 352-1 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, независимо от оговорки продавцом о недостатках товара (пищевого продукта);».

В целях исключения злоупотребления со стороны потребителей предлагаю в Законе Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О безопасности пищевой продукции» статью 29 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. В случае обнаружения признаков несоответствия пищевых продуктов требованиям, установленным настоящим законом, по заявлению заинтересованной стороны выписывается соответствующий акт экспертизы. При обнаружении явных признаков недоброкачественности пищевых продуктов (порча, разложение, загрязнение, превышение радиологических и токсикологических нормативов) по требованию заявителя акт экспертизы выписывается незамедлительно.». После данной поправки потребуется корректировка подзаконных актов (приказов уполномоченных органов) для упорядочения и систематизации процедур выдачи соответствующих актов экспертиз.

Теперь возникает другая проблема - перегруженность судов, если каждый потребитель начнет обращаться в суд по вышеуказанной статье. Однако данную проблему также можно устранить следующим способом. Как вы знаете, человек просто так с обрыва бросаться вниз не будет, заранее зная, что в случае падения ему грозит жизненная опасность. Соответственно продавец также не будет доводить до суда, если заранее знает, что данное требование бесспорное, за исключением случаев, когда со стороны потребителя имеется злоупотребление.

Кроме того, если требования бесспорны производители и продавцы будут всегда заинтересованы в реализации товаров надлежащего качества. Поэтому на таком принципе построена следующая инициатива поправок в Гражданский процессуальный кодекс и Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

В Гражданском процессуальном кодексе статью 140 дополнить подпунктом 12) следующего содержания:

«12) если заявлено требование о бесспорном взыскании законной неустойки в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.».

В Законе Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» статью 15 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. Потребитель имеет право в соответствии с подпунктом 3-1) пункта 1 настоящей статьи на бесспорное взыскание неустойки у продавца и (или) изготовителя товара (пищевого продукта).

Бесспорное требование по взысканию неустойки осуществляется в порядке приказного производства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.

5. Для вынесения судебного приказа потребителем предоставляются:

1) заявление;

2) документ, подтверждающий оплату за товар (пищевой продукт);

3) акт экспертизы либо иной установленный документ подтверждающий принадлежность товара (пищевого продукта) несоответствующим требованиям законодательства Республики Казахстан.

В случае возражения со стороны продавца и (или) изготовителя товара (пищевого продукта) против заявленного требования о взыскании неустойки бремя доказывания возлагается на продавца и (или) изготовителя.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара (пищевого продукта), не лишает его права на судебную защиту, в случае которой осуществляется в общеустановленном порядке.».

Вышеуказанная поправка четко определяет границы взаимоотношений между продавцом и покупателем в случае наступления спора о качестве товара. Продавец или производитель заранее знает, что в случае выпуска ненадлежащего качества товара им грозит неустойка. Это дисциплинирует их. Обязательность акта экспертизы исключает злоупотребление со стороны потребителя.

Таким образом по моему мнению вышеуказанная поправка позволит: уменьшить штат контролирующих государственных органов; сократить затраты государственного бюджета; искоренить коррупцию; улучшить качество выпускаемой пищевой продукции; исключить злоупотребление со стороны продавцов.

В завершении хочу отметить, что действующее законодательство Республики Казахстан принимается не для юристов с его сложными терминами, а для всех граждан, поэтому они должны быть простыми и понятными для всех. При этом предлагаю работу по корректировке отдельных отраслей законодательства провести единым блоком, понимая, что это является составной частью единого законодательства Республики Казахстан.


С уважением,

Женисов Адиль Женисович


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии