Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

О внесении изменений в законодательство о банкротстве с целью обеспечения дополнительных гарантий сохранности пенсионных накоплений

Юрист

Фото : 13 мая 2014, 11:12

Рынок ценных бумаг и пенсионная система Республики Казахстан тесно взаимосвязаны. В обоих секторах финансового рынка на сегодняшний день существует ряд проблемных вопросов, не позволяющих достигнуть максимальной точки эффективности функционирования данных секторов, способных удовлетворить потребности всех участников системы и оказать благотворное влияние на дальнейшее развитие и улучшение рынка ценных бумаг, пенсионной системы и, как следствие, экономики страны и благосостояния граждан.

Цель настоящей творческой работы: Изменение законодательства Республики Казахстан, направленное на улучшение ситуации на рынке ценных бумаг и в пенсионной системе Республики Казахстан.

Одним из проблемных вопросов рынка ценных бумаг и пенсионной системы Республики Казахстан является нестабильность финансового положения эмитентов рынка ценных бумаг и отсутствие в законодательстве о банкротстве положений, направленных на защиту пенсионного сектора.

До реформирования пенсионной системы Республики Казахстан, осуществленной в рамках исполнения поручения Президента Республики Казахстан, адресованного Правительству Республики Казахстан и Национальному Банку Республики Казахстан в январе 2012 года, в ежегодном послании народу Казахстана, основными инвесторами на рынке корпоративных облигаций были накопительные пенсионные фонды, инвестировавшие пенсионные активы в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа. При этом, ввиду ограниченного круга финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, инвестиционная политика накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществлявших инвестиционное управление пенсионными активами, являлась достаточно агрессивной. С целью получения наибольшей суммы инвестиционного дохода, пенсионные активы инвестировались в высоко рисковые ценные бумаги казахстанских эмитентов.

Между тем, многими эмитентами рынка ценных бумаг, финансовое положение которых ухудшилось, в силу разных причин, был допущен дефолт по выплате вознаграждения и/или погашения номинальной стоимости ценных бумаг, начата процедура ликвидации. Такое положение вещей привело к тому, что на момент передачи пенсионных активов и обязательств по договорам о пенсионном обеспечении в Акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» в инвестиционных портфелях накопительных пенсионных фондов присутствовала доля неликвидных ценных бумаг, возврат которых, на сегодняшний день представляется весьма сомнительным.

В период нахождения пенсионных активов в управлении накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществлявших инвестиционное управление пенсионными активами ими предпринимались меры, направленные на возврат пенсионных активов, инвестированных в ценные бумаги «проблемных» эмитентов, в том числе, находящихся в процессе ликвидации. Однако, данные меры, в большинстве случаев, не привели к запланированному результату в силу отсутствия в законодательстве эффективного механизма реализации.

Так, в соответствии с редакцией пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Республики Казахстан, действовавшей до внесения изменений в соответствии с Законом № 177-V [1] п ри ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь - удовлетворяются требования по уплате удержанных из заработной платы и (или) иного дохода алиментов, а также требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) во вторую очередь - производятся расчеты по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по уплате удержанных из заработной платы обязательных пенсионных взносов, по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов, а также вознаграждений по авторским договорам, за исключением случаев, когда часть сумм требований в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим вопросы банкротства, удовлетворяется в пятую очередь;

3) в третью очередь - удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банкрота, в пределах суммы обеспечения, за исключением требований кредиторов - держателей ипотечных облигаций, обеспеченных залогом прав требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая залог ипотечных свидетельств), а также государственных ценных бумаг Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан;

4) в четвертую очередь - погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

5) в пятую очередь - производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.

Пункт 2, этой же статьи предусматривал, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а согласно пункту 6 статьи 51 Гражданского кодекса Республики Казахстан претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, и требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений законодательства, задолженность эмитентов по пенсионным активам включалась в пятую (последнюю) очередь реестра требований кредиторов, что в соответствии со сложившей практикой равнозначно отнесению суммы задолженности к виду безнадежных с большой долей вероятности.

Внесение в законодательство изменений в соответствии с Законом № 177-V, а также принятие Закона № 176-V [2] не повлекло значимых изменений в существовавшем ранее порядке применяемом в конкурсном производстве. Так, в соответствии с пунктами 2-6 статьи 100 Закона № 176-V распределение имущественной массы осуществляется в следующем порядке:

«2. В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам; по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Погашение требований первой очереди осуществляется в порядке очередности, изложенной в настоящем пункте.

В случае недостаточности имущества для погашения требований кредиторов по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, оно распределяется между ними пропорционально суммам их требований, включенных в реестр. Положения настоящей части распространяются при погашении требований кредиторов по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам; по выплате вознаграждений по авторским договорам.

3. Во вторую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в случаях, предусмотренных статьей 104 настоящего Закона.

4. В третью очередь погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

5. В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами по гражданско-правовым и иным обязательствам, а также удовлетворяются требования кредиторов в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 104 настоящего Закона.

6. В пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по возмещению убытков и взысканию неустоек (штрафов, пени).».

Аналогичный порядок регулирования, был предусмотрен ранее и в новом законодательстве при применении реабилитационной процедуры.

Такое положение вещей представляется не совсем объективным, учитывая, что конечными потребителями услуг пенсионной системы являются вкладчики (получатели) и именно их интересы в данном случае наименее защищены. Кроме того, пенсионная система определено является социально значимой сферой в государственном устройстве, и должна быть максимально законодательно защищена.

Реформирование пенсионной системы и создание единого накопительного пенсионного фонда не повлекло системных изменений в отношении существовавшего ранее порядка инвестирования пенсионных активов, в соответствии с которым пенсионные активы продолжают оставаться доминирующим капиталом, инвестируемым в корпоративные облигации казахстанских эмитентов, что сохраняет актуальность затронутого вопроса.

В свою очередь, сложившаяся ситуация влечет негативные последствия в целом для всего рынка ценных бумаг Республики Казахстан, поскольку еще больше сужает круг потенциальных инвесторов и уменьшает вероятность его дальнейшего развития ввиду дефицита капитала для инвестирования.

Внесение изменений в законодательство Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве, в части повышения значимости пенсионного сектора и приоритета очередности в возврате задолженности по отношению к другим кредиторам, позволит улучшить существующую ситуацию и приведет к следующим позитивным последствиям:

1. защищенность социально значимой сферы государственного устройства;

2. повышение доверия вкладчиков (получателей) к пенсионной системе;

3. повышение активности и развитие рынка ценных бумаг;

4. улучшения экономики вследствие развития предпринимательской деятельности эмитентов.

[1]Закон Республики Казахстан от 07 марта 2014 года № 177-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения».

[2]Закона Республики Казахстан от 07 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии