Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Защитим права детей!

Юрист

Фото : 13 мая 2014, 11:14

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Обеспечение прав детей надлежащей защитой, является одной из важнейших задач государства. Алиментные платежи имеют большое социальное значение, от них напрямую зависит удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка. Поэтому взыскание выплат данной категории является приоритетным направлением деятельности судебных исполнителей и находится на особом контроле.

15 января 2014 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства. В ст. 136 УК РК исключено субъективное понятие «злостности» совершенных деяний за неисполнение обязательств по уплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, что в значительной мере позволит в дальнейшем привлечь должников к уголовной ответственности.

Также ужесточена санкция ст. 524 Кодекса об административных правонарушении и в настоящее время предусматривает за неисполнение требований судебных актов административное наказание от 5 суток ареста. (ранее от 1 суток), либо штраф от 10 МРП . Кроме того, с 1 февраля 2014 года должник, не имеющий официального места работы, алименты должен будет платить из среднемесячной заработной платы в стране.

Ужесточение норм законодательства с одной стороны позволяет принять действенные меры к должникам. Только в территориальном отделе города Костанай имеются 629 должников злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, сумма их задолженности составляет более 200 млн. тенге. На них не действуют никакие меры.

За 2013 год в административный суд направлено 54 материала о привлечении должников к административной ответственности. Судебными исполнителями выставлено 360 ограничений в виде запрета на выезд за пределы РК. Однако меры по выставлению запрета на выезд к должникам, лишенных родительских прав не действенны, так как последние фактически не пересекают границ РК. К общему сожалению, на сегодняшний день 80% должников лишенных родительских прав, имеют задолженности по алиментам, и только единицы, после вмешательства судебных исполнителей частично погашают задолженность.

Вместе с тем, на практике имеется ряд проблем, которые на мой взгляд требуют законодательных изменений.

Одной из основных проблем остается практика привлечения к уголовной ответственности, должника уклоняющегося от уплаты алиментов, по ст. 136 УК РК «Неисполнение обязательств по уплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», так как данная норма согласно требованиям ст.33 УПК РК отнесена к частному обвинению.

Тем, самым взыскатель остается с данной проблемой один на один, и бремя доказывания фактически ложится на заявителя, что заведомо сложно для лица, не имеющего юридического образования и не обладающего специальными познаниями в сфере доказывания при производстве по уголовному делу.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст.290-1 ч.2 УПК РК, ст.136 УК (часть первая) подсудна специализированному межрайонному суду по делам несовершеннолетних.

Согласно примечания, к вышеуказанной норме «если на территории соответствующей административно-территориальной единицы е образован специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних, отнесенные к его подсудности дела вправе рассматривать районный (городской) суд.

На практике при обращение о привлечении должника к уголовной ответственности, заявителю необходимо обращаться в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Костанайской области, расположенного в областном центре, взыскателю, нуждающемуся в материальной помощи, необходимо нести затраты, связанные с неоднократными приездами в областной центр, проживание и найме адвоката, данное обстоятельство фактически сводит к нулю институт привлечения к уголовной ответственности, неплательщиков алиментов. О какой защите ребенка мы можем говорить, при указанных обстоятельствах.

К примеру, в 2013 году по исполнительному производству, находящемуся в производстве территориального отдела г.Аркалык судебными исполнителями были предприняты все предусмотренные законодательством меры принудительного характера, направленные на исполнение должником обязательств по выплате алиментов, однако должник, для себя должных выводов не сделал, при этом, взыскателю было рекомендовано обратиться в суд, для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности в порядке ст. 136 УК РК . Взыскателю, для подачи заявления необходимо было приехать в межрайонный суд по делам несовершеннолетних, расположенный в г. Костанай, ( расстояние более 500км.)в связи с тем, что у заявителя не имеется средств на содержание ребенка, взыскатель отказалась подавать заявление и должник остался безнаказанным.

В данном случае, если законодательно отнести требование ст. 136 УК РК к публичному обвинению, заявитель правомочен направить заявление о привлечении должника к уголовной ответственности в органы осуществляющих уголовное преследование.

Результаты анализа показали, что за 6 месяцев 2012 года, 2013 год и 1 квартал текущего года, в Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Костанайской области поступило 66 жалоб частного обвинения о привлечения лица к уголовной ответственности по ст.136 УК РК, из указанного числа возбуждено 58 уголовных дел и лишь по 17 делам в отношении 17 лиц вынесены обвинительные приговора. По остальным приняты решения о прекращение производства в связи с неявкой частного обвинителя в судебное заседание без уважительных причин, в связи с отказом частного обвинителя от обвинения и примирением сторон.

Третьим проблемным вопросом, при привлечение к уголовной ответственности служит то, обстоятельство, что в случае признания виновным и последующего осуждения то или иного родителя, требования о судимости остаются в базе УКПССУ и в дальнейшем при поступление в учебное заведение, трудоустройстве на государственную службу и т.д., судимость родителя могут сказаться на дальнейшей судьбе ребенка. В устных беседах родители прямо заявляют, что именно данное обстоятельство не позволяет им подавать заявление для возбуждения уголовного дела.

Полагаю, что необходимо законодательно отработать данную проблему, путем внесения изменений в статью 77 УК РК.

Одним из актуальных вопросов остается местонахождения должника, объявленного по суду в розыск. К примеру, при обнаружении органами миграционной полиции должника, сотрудник ограничивается отбором объяснительной, предупреждения и обязательства о явке к судебному исполнителю и задержанием должника не более чем на 3 часа.

Однако должник, заполнив необходимые бланки, порою указав неверный адрес проживания, исчезает в неизвестном направлении. Судебный исполнитель вынужден совершать выход по указанному адресу, где устанавливает, что должник по данному адресу не проживает, и снова направляет в суд представление о розыске должника.

Таким образом, должник остается безнаказанным, в связи с чем, считаю необходимым расширить полномочия органов миграционной полиции по вопросу санкционирования судами ареста должника, находящегося в розыске до 3 суток, необходимого, для дальнейшего принудительного привода к судебному исполнителю и решения вопроса о направление материала в суд, для принятия мер принудительного характера и взыскания расходов потраченных государством, на розыск злостного неплательщика алиментов.

Вышеуказанное предложение носит дискуссионный характер и может вызвать сомнение целесообразности введение данной нормы, в части нарушения конституционных прав граждан, связанных с адм. арестом сроком на трое суток.

В связи с чем, предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях специальной нормой «Уклонение от содержания несовершеннолетних детей».

Ввести в Кодекс статью 79-7 КоАП РК изложив в следующей редакции «уклонение от содержания несовершеннолетних детей» влечет административный арест сроком до тридцати суток.

В действующем Кодексе имеется ст.79-6 «уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (супруги), санкция статьи предусматривает штраф в размере от ста до трехсот месячных показателей либо административным арестом до тридцати суток. На практике указанная норма фактически не работает.

Еще одной острой проблемой является взыскание алиментов на содержание детей содержащихся в государственных учреждениях с должников лишенных родительских прав.

Данная категория взыскания алиментов является наиболее проблематичной, так как должники в основной массе ведут паразитический образ жизни, злоупотребляют алкоголем, не имеют средств на содержание не только детей, но порою и себя. Проанализировав положение детей содержащихся в государственных учреждениях, можно сделать вывод, что у каждого ребенка имеется накопительный счет в банке.

Детям сиротам, инвалидам, и детям, чьи родители по решению суда признаны безвестно отсутствующими ежемесячно государством выплачиваются пособия. Однако дети, чьи родители лишены родительских прав, не имеют возможности на получение от государства каких- либо средств.

В данном случае страдают несовершеннолетние дети, получается при живых родителях, дети практически обречены на отсутствие средств, необходимых им для дальнейшего существования при достижении совершеннолетнего возраста, так как на сегодняшний день только единицы должников оплачивают алименты. В Костанайской области расположено 5 учреждений в которых проживает 775 детей (данные на 2013 г), оставшихся без попечения родителей, фактически алиментные обязательства исполняются лишь на 10 -15%.

Выходом в данной ситуации могло бы быть создание республиканского алиментного фонда для детей, содержащихся в детских домах, при этом детям государством выплачивались бы пособия, а впоследствии с должников, лишенных родительских прав в регрессном порядке взыскивались бы суммы задолженности в пользу государства.

Прим: ( В случае получения денежного приза вся сумму мною будет перечислена во вновь создаваемый фонд либо на счет детского дома).

Таким образом, при достижении совершеннолетнего возраста, воспитанники детских домов, имели бы первоначальную материальную базу, необходимую, для поступления в учебные учреждения, покупку жилья и т.д.

Предлагаемые внесение изменение и дополнение в действующее законодательство позволят на практике минимизировать проблему взыскания алиментов с лиц, уклоняющихся от исполнения требований судебных актов и способствовать реальной защиты прав детей.

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

При разработке законопроектов принимают участие работники центральных аппаратов министерств и ведомств, при этом практические работники в законотворческом процессе не участвуют, что в последующем при применение Закона на практике, вызывает нарекание, со стороны правоприменителей.

В связи с изложенным предлагаю, в рабочие группы Мажилиса Парламента Республики Казахстан приглашать специалистов районного, областного уровня, специализирующих в той или иной отрасли.

Данное предложение, на мой взгляд поможет, сбалансировать теорию и практику и будет способствовать повышению уровня применения законов.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии