Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Правовое усовершенствование деятельности органов прокуратуры

Ветеран органов прокуратуры

Фото : 13 мая 2014, 11:39

Уважаемые организаторы конкурса, Вами инициирован очень хороший пример налаживания обратной связи с представителями юридической и экономической общественности.

Целевая аудитория для конкурса выбрана Вами очень правильно, поскольку именно практикующие юристы и экономисты в силу специфики своей деятельности постоянно сталкиваются с отдельными недостатками правовой базы и зачастую вынуждены на собственном опыте вырабатывать единые подходы к применению коллизийных норм права. Об особой актуальности предложенного Вами формата работы свидетельствует последующее расширение состава участников конкурса.

Мною внимательно изучено содержание большинства конкурсных работ. Это был очень интересный и познавательный опыт.

Несмотря на чрезмерную эмоциональность некоторых авторов, отдельные предложения по изменению законодательства действительно давно назрели и требуют имплементации в действующую нормативную базу.

Авторы нескольких эссе затронули вопрос о статусе органов прокуратуры, причем мнения диаметрально разделились, от необходимости его усиления и, вплоть до реорганизации этого института.

В этой связи, как юрист с 30-летним прокурорским стажем полагаю возможным высказать свое видение по данной тематике.

Статус и полномочия прокуратуры, как высшего надзорного органа страны, определены в ст.83 Конституции Республики Казахстан.

Более детально функции прокуратуры прописаны в Законе Республики Казахстан «О прокуратуре», отдельные вопросы прохождения службы содержатся в Законе Республики Казахстан «О правоохранительной службе».

Кроме того, деятельность прокурора в рамках уголовного, гражданского, административного и исполнительного производства, в сферах контроля и надзора, правовой статистики и др. регламентируется еще целым рядом правовых актов различного уровня.

В рамках действующих полномочий, органами прокуратуры на системной основе проводится плодотворная работа по повышению уровня законности и правопорядка в обществе.

К примеру, по информации надзорного органа, только за прошлый год по результатам 28 тысяч прокурорских проверок в социально-экономической сфере были выявлены и устранены свыше 600 тысяч нарушений законности. Восстановлены нарушенные права 902 тысяч граждан, в том числе 233 588 несовершеннолетних. Погашена задолженность по зарплате на сумму 9,5 млрд. тенге, чем были защищены права 186 800 работников. От незаконного вмешательства госорганов защищена деятельность более 19 тысяч предпринимателей. Всего по актам прокурорского надзора в этой сфере к различным видам ответственности привлечено 78 тысяч правонарушителей.

В ходе досудебного уголовного производства прокурорами освобождено 2 462 незаконно задержанных лиц, за нарушение конституционных прав граждан в уголовном процессе возбуждено 132 уголовных дела в отношении сотрудников правоохранительных органов.

По протестам прокуроров приведены в соответствие с законом приговоры в отношении 1690 лиц, а также 1343 судебных акта. Удовлетворено 367 протестов на судебные акты по гражданским делам.

И это только малая часть результатов работы прокуроров. Мною отражены только показатели по защите прав конкретных граждан, без указания сведений о работе по защите интересов государства и др.

Прокурорами ежегодно защищаются права многих тысяч простых граждан, кому-то после вмешательства прокуратуры выдали задолженность по заработной плате, кого-то отгородили от незаконной проверки, освободили из ИВС либо СИЗО и т.д.

Вместе с тем, за этими сухими цифрами кроется огромная и кропотливая работа сотрудников прокуратуры, которая зачастую остается невидимой для общественности.

Напротив, большой резонанс приобретают отдельные факты, когда обратившиеся за помощью к прокурорам граждане, остаются недовольными полученным ответом.

При этом почему-то не учитывается то, что по объективным причинам невозможно удовлетворить все поступающие обращения, поскольку не все они являются обоснованными. Поэтому всегда будет большой процент недовольных заявителей.

Часть обращений поступает не по подведомственности, в связи с чем, прокуроры дают соответствующие разъяснения в какой орган, и в каком порядке необходимо обратиться для разрешения вопроса по существу. Хочу отметить, что даже по обращениям, по которым было отказано в удовлетворении, проводится соответствующая проверка с изучением всех доводов, запросом необходимых материалов и дел. Рассмотрение любой жалобы, даже в случае дачи разъяснения, требует изучения всех доводов и обстоятельств, следовательно, на это тратится время. Тогда как помимо рассмотрения обращений прокуроры должны участвовать в суде, изучать в установленные сроки процессуальные решения правоохранительных органов, проводить комплексные проверки, исполнять и другие функции.

В прошлом году за защитой к прокурорам обратились 278 698 физических и юридических лиц, из них были рассмотрены, как поступившие правильно, 217 305 обращений, разрешены по существу 145 575 заявлений. Признаны обоснованными и удовлетворены обращения 12 982 граждан. Отказано в удовлетворении 27 566 случаях, даны разъяснения по 105 027 обращениям.

Таким образом, благодаря прокурорам свыше 12 тысяч граждан в прошлом году восстановили свои права, а более 100 тысяч граждан получили направление для дальнейших действий в рамках установленных процедур. Из свыше 27 тысяч заявителей, обращения которых были отклонены, определенная часть также согласилась с приведенными прокурорами доводами.

С учетом изложенного, прокуратура отфильтровывает значительный объем обращений, которые обязательно поступили бы в другие государственные органы, в том числе и в судебные.

Нередко, отдельные граждане произносят фразу: «Я пожалуюсь прокурору». Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев, органы прокуратуры ассоциируются у населения с правозащитным, а не карательным органом.

Таким образом, в действующих условиях прокуратура востребована как правозащитный орган, который стоит на страже интересов наших граждан, а также законности и правопорядка.

С учетом изложенного, необходимо принимать меры к усилению ее функций, в том числе путем наделения Генерального Прокурора правом:

1) законодательной инициативы;

2) обращения в Конституционный Совет с представлением о проверке конституционности норм действующих законов или иных нормативных правовых актов.

Относительно наделения правом законодательной инициативы .

Закон «О прокуратуре» в качестве одного из направлений деятельности органов прокуратуры устанавливает ее участие в нормотворческой деятельности.

В связи с осуществлением надзора за исполнением действующих законов прокуратура обладает важной информацией о причинах и условиях ненадлежащего исполнения законов, перечнем нормативных актов, требующих изменения и дополнения, а также общественных отношений требующих дополнительного правового регулирования.

Значение этой информации для законотворческой деятельности очень велико.

В случае наделения прокуратуры правом законодательной инициативы, эту информацию можно эффективно использовать путем внесения соответствующего законопроекта Генеральным Прокурором на рассмотрение Мажилиса Парламента.

Однако в настоящее время, в связи с отсутствием у Генерального Прокурора права законодательной инициативы, он такой возможностью не обладает.

По вопросу наделения правом обращения в Конституционный Совет .

Полагаю целесообразным расширить круг субъектов обращения в Конституционный Совет о проверке конституционности действующего законодательства, наделив таким правом Генерального Прокурора.

В этом случае будет реализована конституционная норма, наделяющая Генерального Прокурора правом опротестовывать законы, противоречащие Конституции . В настоящее время, он не может воспользоваться этим правом, поскольку законодательство не предусматривает правового механизма реализации данного полномочия (указанный довод отмечен в послании Конституционного Совета от 23 июня 2008 года № 09-6/1).

Предлагаемые нововведения позволят стабилизировать нормотворческий процесс, минимизировать факты частого внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Полагаю, что такое правовое усовершенствование деятельности органов прокуратуры обеспечит более полную реализацию требований пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан и позволит довести до логического завершения предоставленные органам прокуратуры полномочия.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии