Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Создание совершенной модели взаимодействия гражданина и государства - единственный реальный путь развития государства

Юрист

Фото : 13 мая 2014, 12:03

Цель работы: создание корректной информационной модели взаимодействия гражданина, других субъектов и Государства и определение возможности применения информационного моделирования для развития отечественного Законодательства.

Привлечение внимания к научно обоснованным математическим моделям права и их использование при Законотворчестве.

Задачи работы:

Введение в определение исходных декларативных принципов для моделирования правовых систем.

Раскрытие особенностей моделирования взаимодействия субъектов и раскрытие возможных базовых информационных дефектов на уровне информационных потоков.

Создание и внедрение на территории РК единой системы стандартов обеспечивающей прозрачный и эффективный обмен информацией между государством и негосударственными субъектами и их внедрение.

На основании внедрения данной работы на территории РК будет создана «ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ» с функций архива, оптимизированная для работы внешних информационных систем и структур электронного правительства, с системой единой регистрации принятых управленческих и иных решений, обеспечивающая удобный и своевременный доступ к жизненно важной, стандартизированной информации граждан РК и обеспечивающая высокую защиту от коррупционных факторов.

Частный вывод:

Коррупция - частное следствие дефектов информационного взаимодействия субъектов и нарушения обратной связи между частными субъектами и гражданами и Государством обусловлена нарушением нормального режима принятия государственных решений и регистрации лиц их принявших и их уход от неотвратимого наказания.

Введение

Законодательство - это набор правил для взаимодействия двух типов субъектов. Государства и его институтов с одной стороны и граждан, апатридов и других лиц с другой.

Система взаимоотношений проходит в крайне неблагоприятных с информационной точки зрения условиях.

С одной стороны выступает сложный многоуровневый государственный аппарат с постоянно меняющимися в режиме реального времени подразделениями, функциями и правилами.

С другой стороны «теоретически» выступает некий идеальный гражданин: имеющий высшее образование, умеющий прекрасно формулировать и артикулировать свои запросы, разбирающийся в хитросплетениях государственного аппарата, владеющий основами гражданского, уголовного и административного права, цитирующий наизусть конституцию.

Именно на такого среднестатистического гражданина ориентирован государственный аппарат в формулировании своих запросов к целевой аудитории, что вызывает дополнительные сложности.

Вследствие этого в активный процесс взаимодействия с государством требуется вводить вспомогательный аппарат: адвокатуру, юристов, консультантов и т.д.

На это также накладываются внешние обстоятельства: бурное развитие современных информационных технологий и появление централизованных информационных систем.

Переписка с государством ранее занимавшая месяцы, за счет почтовой пересылки, в наше время занимает секунды, появилась возможность структурировать и обрабатывать сложные базы данных, появилась возможность автоматической обработки запросов без участия человека.

Информационный поток нарастает, государство за ним не успевает. Вмешательство государства требуется только в результате конфликта интересов субъектов для определения правил разрешения конфликтов в рамках общественного договора.

Следует отметить, что в настоящее время фактически интерес (сфера контроля) государства проистекает исключительно из контроля общественных (публичных) интересов.

Наблюдая за эволюцией государственных институтов можно сделать определенные выводы и отметить тенденции.

Государственные функции упрощаются, централизуются, налаживаются обратные связи с гражданами, унификации информационных систем введена единая система цифровая система учета граждан и юридических лиц (ИНН, БИН).

Процесс этот крайне неравномерный, хотя определенные вопросы фактически «кристаллизовались» в РК. Это касается в частности «важных», финансовых вопросов связанных с проверками частных предпринимателей и юридических лиц. От простой регистрации проверок в КПСИ Генеральной прокуратуры РК, система уже переходит к прямой регистрации обращений с присвоением обращений для проведения проверки четырнадцатизначного кода и выдачей электронного талона обращения.

Аналогичным образом развивается система государственных услуг. Концентрация всех видов государственных услуг происходит в ЦОНАХ и формируется единый центр государственных услуг в Электронном правительстве.

Дискретная модель взаимодействия государства и гражданина.

С точки зрения информационной, идеальным и оправданным для обеспечения максимального взаимодействия создание единой и единственной процедуры взаимодействия между Гражданином/юридическим лицом и государством в лице конкретного чиновника или группы чиновников.

На уровне информационного моделирования это выглядит так:

Гражданин (ИНН) или юридическое лицо (БИН) обращается в государственный орган, либо к представителю государства, идентифицируя себя, обращение регистрируется в едином реестре, в реестре фиксируется время и место обращения, определяются сроки ответа на обращение, ответ государственного органа, в лице его представителя (чиновника), чей государственный регистрационный номер указывается в ответе на обращение и фиксируется в электронном реестре - архиве электронного правительства, которому гражданин, идентифицировав свою личность, может получить доступ в любое время.

Для простоты и автоматизации данного процесса каждому участвующему в процессе субъекту требуется присвоить отдельный цифробуквенный код, для корректной и эффективной работы автоматических электронных баз данных.

Информационная модель коррупции

Коррупция - как информационная модель является частным случаем нарушения нормального информационного обмена Государства и включает в себя два основных информационных механизма:

1 Непредставление достоверной информации гражданам и юридическим лицам.

2 Уход от наказания недобросовестных лиц, принявших доказанное незаконное решение, в том числе путем «Системы умолчания» о фактически принятых решениях, устных управленческих решений и т.д..

В случае создания централизованного вневедомственного механизма контроля информационных потоков проблема борьбы с коррупцией может быть автоматизирована и объективизирована.

Переписка государственного органа и гражданина в случае несогласия с ответом ведется в рамках отдельной ветки, письмам, ответам в рамках переписки присваиваются отдельные производные от основного обращения номера.

Современное развитие электронных технологий предполагает автоматизацию и рассмотрения до 90% от общего числа запросов путем автоматического обращения к базам данных.

Следовательно, задачей №1 корректного информационного обмена является создание единого Государственного процессингового центра управляющего информационными потоками и обеспечивающего взаимодействие гражданина и государства и закрепление в нормах Законодательства единого государственного механизма обеспечивающего корректный обмен бумажной и электронной информацией.

Это продиктовано как необходимостью унификации, кодификации, так и необходимостью и возможностью предоставления каждому гражданину РК простой и эффективной процедуры взаимодействия с государством.

Данный процесс следует внедрить и передать в отдельную существующую структуру, а также придать ему информационную функцию единого государственного электронного архива.

План изменений в действующее Законодательство.

Исходные данные:

Возможно ли это, на текущем уровне развития Законодательства и Государственных институтов? Ответ положительный. В настоящее время государство эмпирически уже подошло к модели создания единой информационной системы.

При генеральной прокуратуре РК существует специализированный орган: Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан , занимающийся правовой статистикой правоохранительных органов и другими функциями.

ЗРК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» уже содержит все необходимые нормы для создания единой системы регистрации обращений, статья 15 пункт 12.

В настоящее время требуется расширить его полномочия, передав функцию ведения единого государственного реестра обращений, доступ и контроль из существующих баз электронного правительства и государственного архива РК:

1 Регулирование и координация взаимодействия всех государственных органов РК и граждан.

2 Создание и ведение единого реестра обращений граждан в государственные органы и ответов на них с присвоением им единого индивидуального кода обращения.

3 Создание системы обратной связи по обращениям и оценок качества рассмотрения обращений, с привязкой к индивидуальным кодам чиновников и реестра ответов государственных органов.

4 Создание рейтинга чиновников на основании обратной связи граждан.

5 Ведение обращений и ответов единого электронного государственного архива.

6 Разработка и утверждение проектов уставов, положений, правил документирования и иных документов используемых при рассмотрении обращений граждан.

7 Ведение реестра обращений и ответов на них с функциями электронной базы электронного государственного архива, с правом выдачи копий, подписанных электронной подписью.

Данные нормы также требуется включить в качестве отдельного приложения в следующие нормативные акты: «О Типовых правилах документирования и управления документацией в государственных организациях Республики Казахстан» утвержденный Приказом Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 29 апреля 2003 года № 33. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июня 2003 года № 2331.

В проект постановления Правительства РК «Об утверждении стандартов государственных услуг Генеральной прокуратуры Республики Казахстан» внести следующие изменения:

 

Дополнить законопроект следующим пунктом:

Утвердить государственную услугу «Информационное сопровождение и мониторинг обращений и заявлений граждан в государственные органы и государственные предприятия РК».

Приложение:

Государственная услуга «Информационное сопровождение и мониторинг обращений и заявлений граждан в государственные органы и государственные предприятия РК» предназначена для мониторинга и сопровождения взаимодействия граждан РК и государственных организаций и учреждений Республики Казахстан, для обеспечения целей соблюдения Конституционных прав граждан РК и мониторинга деятельности государственных институтов и противодействия коррупции РК.

понятия и термины:

официальный документ - официальный документ на бумажном/электронном носителе, исходящий из суда, органов прокуратуры, органов следствия и дознания, центральных государственных органов, загранучреждений Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов районов в городе, городов районного значения, поселков, сел, сельских округов;

услуга: единый составной код присваиваемый обращению гражданина либо официальному документу:

обращению в государственные органы и организации.

Ответу государственных органов и организаций.

Переписке государственных органов и организаций.

Кроме тог, следует обязать Генеральную прокуратуру РК создать Единый государственный реестр обращений граждан и юридических лиц с введением и регистрацией единой системы регистрации входящих и исходящих документов РК.

Ведение единого государственного реестра поручить КПСИ Генеральной прокуратуры РК

Следует поэтапно внедрить следующую классификацию с присвоением отдельных цифробуквенных кодов:

Информационные коды обращений :

1 Четыре основных группы обращений:

1.1 Информационные запросы.

Письменный запрос в произвольной форме с целью получения информации, не предусмотренной перечнем государственных услуг.

1.2 Государственные услуги.

Получение информации либо иных документов о совершении государством определенных действий в рамках отдельных государственных процедур, выдачей документов, справок и подтверждений.

1.3 Обращения в правоохранительные органы.

1.3.1. Обращение в правоохранительные/надзорные органы с сообщением о правонарушении, преступлении либо уголовном проступке передается в профильные правоохранительные органы.

В порядке предусмотренном действующим административным, уголовно-процессуальным законодательством все существенные решения отражаются в базе данных.

1.3.2 Отдельная категория обращение в правоохранительные органы с обращением о длящихся правонарушениях, подпадающих в сферу профилактики/мониторинга ситуации, в случае совершения преступления в отношении субъекта, ранее обратившегося за помощью государства данный факт, фиксируется в отдельной ветке первичного обращения.

1.3.2 Обращение в государственный орган с требованием о проведении проверки в отношении гражданина/юридического лица, либо чиновника.

1.3.3 Система служебной и секретной информации.

1.4 Государственно-частное партнерство - имущественное взаимодействие граждан/юридических лиц и государства.

1.4.1 Проведение государственных закупок, конкурсов и тендеров в рамках существующих планов закупок.

1.4.2 Принятие государством документов влияющих на права и обязанности граждан.

1.4.2.1 Изменение в Законодательство

1.4.2.2 Принятие подзаконных актов влияющих на права граждан.

1.4.2. Регистрация обращений заявлений и гражданско-правовых сделок.

1.5 Обращения в суд.

Обращение в суд передаются в суды по подсудности.

2 Единая система регистрации центральных и территориальных государственных органов РК.

2 Административно территориальное деление государственных органов с указанием присвоенного им цифробуквенного кода и указанием кода чиновника принявшего решение, используется текущая система кодов либо разрабатывается новая.

Пример:

Казахстан 0, Область Карагандинская (Код 07). Городское подразделение КАРАГАНДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ АКИМАТ (07-01)

Отдел архитектуры и благоустройства (Код 07-01-12) Специалист отдела архитектуры и благоустройства 07-01-12-4156D(условный единый номер должностного лица принявшего решение (ИНН)

Первичное, повторное либо аналогичное обращение нескольких граждан: 123R (условный номер)

Заключение

Представленная для рассмотрения модель усовершенствования системы информационного взаимодействия позволит стандартизировать систему взаимодействия граждан и государства принесет значительный экономический эффект за счет оптимизации деятельности, снижения стоимости обслуживания государственных органов и даст мультипликационный эффект для экономики РК. Ограниченный объем работы не позволяет развернуть отдельные этапы и сопроводить работу математическим доказательным аппаратом.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии