Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Необходима систематизация и унификация законодательства Казахстана

Доктор юридических наук

Фото : 13 мая 2014, 12:42

Для любого цивилизованного государства одними из важнейших являются вопросы, связанные с систематизацией действующего законодательства. Для Казахстана, как и для других постсоветских государств, основным источником права являются нормативные правовые акты. Как известно, наиболее распространенными формами систематизации законодательства являются консолидация и кодификация.

1. В настоящее время в Казахстане разработана и утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 ). Но вместе с тем, нельзя сказать, что у нас в стране существует логически выверенная, последовательная и сбалансированная правовая политика, т.к. отсутствует элементарный порядок в нормотворческой деятельности. Это проявляется, во-первых, в необходимости повышения качества и эффективности законопроектов. Не секрет, что у нас до сих пор процветает процесс лоббирования тех или иных законов, ради удовлетворения определенных корпоративных и иных интересов, удовлетворения амбиций некоторых личностей, во внимание принимается не столько качество законопроекта, сколько весомость лица - субъекта права законодательной инициативы.

Полагаю, при осуществлении законопроектной работы нужно придерживаться двух правил правометрии: системности и соответствия. Под системностью в законодательстве следует понимать обеспечение структурированности и незыблемости принципов построения законодательства. Ведь каждая отрасль законодательства имеет свою структуру и строится на собственных основополагающих началах или принципах. Прежде чем принять тот или иной нормативный правовой акт надо четко знать его место в системе законодательства, т.е. по отношению к какому акту он будет вышестоящим, а к какому нижестоящим, и в какие необходимо будет внести изменения и дополнения в связи с принятием этого правового акта. Иначе говоря, необходимо знать: как тот или иной законопроект влияет на системное единство всего законодательства? Отсюда сразу будет видно, в какой форме он должен быть принят: кодекса, закона или подзаконного акта, в зависимости от его роли и значения в регулировании общественных отношений.

Когда речь идет о соответствии, то имеется в виду, что изменения в законодательстве должны отвечать, прежде всего, Конституции РК и действующим кодексам. У нас же нередко, «благодаря» принятию некоторых нормативных правовых актов вносятся изменения в кодексы и даже в Конституцию.

2. В связи с вступлением Казахстана в ЕАЭС (наряду с Россией и Белоруссией), актуальным становится вопрос об унификации действующего законодательства, т.е. в каких формах (Модельный закон или Основы законодательства) будет обеспечиваться единообразное правовое регулирование в едином экономическом пространстве. Унификация законодательства, связанная со вступлением Казахстана в ЕАЭС предполагает и принятие определенных общих правил в законодательной сфере. Основные вопросы регулирования общественных отношений должны быть заложены в Общих (основополагающих) законодательных актах ЕАЭС, а особенности регулирования содержаться в национальном законодательстве. В качестве примера можно обратиться к Европейскому Союзу. Право Европейского Союза обладает оригинальной системой. Система права Европейского Союза включает в себя две группы актов – акты первичного права и акты вторичного права. К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права. Вторичное право Европейского Союза делится на несколько категорий. Первая категория актов вторичного права – это нормативные акты, к ним относятся регламенты, директивы, рамочные решения. Вторая категория – это индивидуальные акты, к ним относятся решения (кроме общих решений ЕОУС). Третья категория – это рекомендательные акты, к которым относятся рекомендации (кроме рекомендаций ЕОУС) и заключения. Следующей категорией актов вторичного права являются акты о координации Общей внешней политики и политики безопасности, а также Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

Полагаю, необходимо изучить имеющийся опыт правового регулирования в Европейском Союзе и на его анализе разработать единую законодательную базу ЕАЭС, отвечающую интересам развития государств ее членов, в частности Казахстана.

3. Ужесточить принятие кодексов. Вызывает интерес вопрос, почему в РК растет количество кодексов? В настоящее время в Казахстане уже принято 16 кодексов. На основании подп.2-1) п.2 ст.4 Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213-1 «О нормативных правовых актах» кодекс имеет более высокую ступень в иерархии нормативных правовых актов по сравнению с обычными законами. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Появление этого правила повлекло за собой увеличение числа кодексов. Но оправдано ли это? Ни для кого не секрет, что многие из Кодексов, регулирующих общественные отношения, перечисленные в ст. 3-1 Закона РК «О нормативных правовых актах» таковыми по сути не являются. Во-первых, кодекс принимается с целью регулирования однородных важнейших общественных отношений. Любой кодекс должен иметь предмет, методы правового регулирования, а также общую и особенную части. У нас же во многих кодексах можно выделить только предмет правового регулирования. Во-вторых, - это бесконечное внесение изменений и дополнений в кодексы, например, в Гражданский кодекс РК. Если некоторые из них на самом деле устраняют определенные неточности, которые были допущены еще на стадии принятия ГК, то большинство положений наполнены просто элементарным непониманием сущности гражданского права.

Полагаю, необходимо оставить четыре кодекса ГК , ГПК , а также УК и УПК , т.к. все остальное законодательство крутится вокруг этих «четырех китов». Остальные кодексы можно смело перевести в категорию законов. Нельзя забывать, что наряду с кодификацией существует консолидация как способ систематизации законодательства.

4. Одними из актуальных, являются вопросы юридического образования. В соответствии с разделом 5 Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года «обществу и государству нужны юридические кадры новой формации, патриотично настроенные и ориентированные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Именно такой подход должен лежать в основе системы юридического образования».

Опыт работы в вузе показывает, что состояние юридического образования в стране сегодня оставляет желать лучшего, а вернее, довольно плачевное. Настало время от количества юристов переходить в их качество. Профессия юрист должна стать элитной, высшее юридическое образование должны получать избранные. Необходимо поднять престиж этой профессии, качество преподавания в юридических вузах страны, сократить количество Вузов, готовящих юристов. Не секрет, что сегодня Вузы, где есть юрфак за счет него и выживают. Необходимо готовить юристов более узкой квалификации, например, публично-правовой; гражданско-правовой; уголовно-правовой; юристов для нефтегазовой отрасли; для сельского хозяйства; семейно-правовой и т.д. Они как медики, должны иметь узкую специализацию и после окончания Вуза давать клятву, что будут служить людям, живущим в этой стране, своему народу, Родине.

Я не могу судить о подготовке всех специальностей, но скажу, что причин для изменения системы обучения студентов- юристов несколько:

1) Наличие необдуманных учебных программ по основным правовым дисциплинам. Сокращено количество часов, выделяемых для изучения фундаментальных (базовых) основных предметов. Например, как можно за 30 часов лекций преподнести студентам базовый и в тоже время сложнейший предмет, изучаемый во всех юридических вузах мира и на всех юридических факультетах «Гражданское право» (общая и особенная части)? Как можно начинать изучение предмета с практических (семинарских) занятий, если студент не прослушал еще ни одной лекции, и не имеет представления о предмете изучения? Часто специальные курсы изучаются раньше общих, что ведет к тому, что студент плохо усваивает эти предметы и не может понять их специфику в силу того, что нет того фундамента (освоенных базовых предметов) на который можно наложить этот спецкурс.

2) Введение в Вузах профилирующих и промежуточных, а также других форм тестирования для студентов на сегодня практически не имеют положительных результатов и никак не сказываются на качестве их знаний. Повсеместное введение кредитной технологии обучения в юридических вузах, не дало планируемого результата, и даже наоборот ухудшило качество подготовки специалистов-юристов. Старую классическую систему образования мы «похоронили», а новую систему не создали. Не секрет, что навязанная нам система кредитной технологии обучения у нас плохо приживается и не дает соответствующих результатов, т.к. эта система очень тесно связана со школьным (средним) образованием. Во многих странах мира, где введена эта система обучения в вузах, школьники обучаются 12 лет в школе, где последние 2 года (абитур) они выбирают и изучают предметы, необходимые для их будущей профессии. Все это время уделяется специальной подготовке по профилирующим предметам для поступления в соответствующие вузы. Например, в одной из гимназий Германии — это всего 3 направления: гуманитарное, естественно-географическое и химико-биологическое. Школьник выбирает одно из направлений и, естественно, в Вуз приходит подготовленный абитуриент для дальнейшего обучения в ВУЗе. Он знает, зачем он пришел учиться и чего хочет добиться в жизни. А у нас что получается? Приходит вчерашний школьник, который имеет минимальный проходной бал (после сдачи ЕНТ) для поступления на платное отделение ВУЗа, сдает документы, оплачивает обучение, но никто не знает: умеет ли он грамотно писать, читать и выражать свои мысли вообще? Таким образом, контингент студентов, получающих платное образование, формируется довольно просто: право его получить имеет каждый, кто способен оплатить соответствующие образовательные услуги.

3) Отсюда следует два вывода: первый - будущих юристов надо готовить не по «поточному способу» как это было раньше и есть сейчас, а особо. Абитуриентов в юридические вузы надо принимать «поштучно», экзаменовать их непосредственно в вузах, сочетая тестирование с собеседованием, выполнением небольших письменных работ, т.е. с индивидуальной проверкой их общей готовности быть студентом -юристом . И второй вывод – разработать правила допуска к профессиональной юридической деятельности.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии