Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

К вопросу о понятии и роли офшорных зон

Аспирант

Фото : 13 мая 2014, 12:43

За последние десятилетия произошли большие изменения на международном финансовом рынке.

Важнейшей тенденцией современного мира, является глобализация всех экономических и политических процессов, противостоять которой единолично сейчас не в силах ни одно национальное государство, в том числе и Казахстан.

Увеличение числа офшорных финансовых центров характеризуется увеличением потоков товаров, услуг, капиталов, информации, рабочей силы через национальные границы, что приводит к взаимопроникновению, как отдельных рынков, так и экономики в целом. Офшоризация — процесс планетарного масштаба с участием субъектов, действующих на общемировой сцене.

Положительный или отрицательный вектор изменений будет в национальной экономике Республики Казахстан под воздействием офшорных механизмов зависит от уровня развития экономической системы и позиции страны в мировом хозяйстве.

Соответственно вопрос функционирования офшорных финансовых центров и борьба с финансовыми правонарушениями, возникающими при применении услуг офшорных финансовых центров, актуальны как никогда.

Тема, которая была затронута выше, привлекает широкое внимание общественности. Однако, на данный момент, отсутствуют какие-либо фундаментальные научно-правовые исследования в данной области. Также следует отметить, что та дискуссия, которая затрагивает применение офшорного финансового механизма, только начинает набирать обороты. Именно этим можно объяснить наличие столь малого количества нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с офшорным механизмом.

Наибольший интерес вызывают европейские налоговые гавани, т.к. считается, что именно в Европе стали возникать первые современные офшорные механизмы. Причиной возникновения таких механизмов можно назвать Первую мировую войну и предшествующие годы Второй мировой войне, когда правительства воюющих стран резко повысили налоги, чтобы оплачивать военные расходы, и поэтому возникла опасность чрезмерно высокого налогообложения и конфискации накопленных капиталов. В этой связи стоит упомянуть закон Швейцарской Конфедерации «О банковской деятельности» 1934 г., квалифицирующим нарушение конфиденциальности как уголовное преступление. В частности, за нарушение конфиденциальности предусматривается тюремное заключение сроком до 6 месяцев и штраф до 50.000 швейцарских франков. Ст. 28 Гражданского кодекса Швейцарии возлагает полное возмещение ущерба на любое лицо за разглашение тайны вкладов. Все это создало предпосылки для массового притока капитала в Швейцарию. Стоит упомянуть и Люксембург, который специализируется с 1929 г. на определенных типах офшорных компаний, и является сегодня одной из самых больших налоговых гаваней мира [1].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что офшорные механизмы создают сами государства, издавая собственные внутригосударственные законодательные акты, регулирующие снижение налогообложения для иностранных инвесторов. Такой шаг осуществляется для привлечения финансовых потоков в национальную экономику. Многие государства рассматривают такое привлечение капиталов стабильным источником доходов. Следует также отметить, что существует множество островных государств, которые не обладают конкурентными преимуществами, и для которых предоставление таких услуг является единственным источником доходов и процветания собственной экономики. Иными словами, процесс образования офшорных финансовых зон регулируется национальным законодательством страны, в которой она создается.

К сказанному необходимо добавить, что практически не существует единого международного аппарата, который осуществлял бы контроль за офшорными юрисдикциями. Отчасти эта функция возлагается на Международный Валютный Фонд (МВФ) и центральные банки различных стран, в задачу которых входит осуществление контроля за денежными потоками, пресечение незаконных денежных операций. А борьбой с отмыванием незаконно полученных денег занимается специализированная международная организация Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) ( англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в задачу которой также входит противодействие отмыванию денег , неправомерному уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны меры, призванные положить конец практике создания целым рядом государств так называемых «налоговых гаваней».

В обычной деловой практике слово «офшор» можно встретить сравнительно редко. В литературе даются различные характеристики офшорных зон. Они квалифицируются как «специфические, существующие наряду с другими видами свободные экономические зоны», «вид СЭЗ», «особый класс среди свободных экономических зон», «форма свободных экономических зон», относящаяся к «числу сервисных зон», имеющих специфические особенности свободных экономических зон, член «мирового семейства свободных экономических зон» [2].

Соответственно, для выяснения специфики офшорных зон надо понять, что понимается под свободными экономическими зонами. Согласно VII Киотской Конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур, можно сформулировать следующее общее определение: под свободными экономическими зонами понимается часть национальной территории (иногда выделенной из общего таможенного пространства государства), имеющей расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей [3].

В настоящее время существует несколько точек зрения, согласно которым можно говорить об офшорных зонах, как с положительной стороны, так и с отрицательной стороны. Рассмотрим два наиболее типичных варианта.

Негативное отношение в обществе к такому явлению как «офшор» связано, чаще всего, с утечкой капитала. Однако, анализ причин «бегства» капитала показывает, что наиболее общие причины – это отсталость экономики, узкая база для накоплений и инвестирования. В этой связи, очевидно, что не офшорные зоны и зарегистрированные в них компании являются причиной «бегства» капитала, они скорее являются следствием. Поэтому у нас в Казахстане необходимо создать условия для того, чтобы капиталовложения осуществлялись на нашей земле, например, сделать больше налоговых льгот для тех, кто инвестирует на Родине, и это будет намного выгоднее. Иначе складывается такая ситуация: когда капитал утекает из Казахстана - он оседает в иностранных банках, и затем Казахстан, производя заимствования извне, т.е. в иностранных банках, фактически заимствует деньги, заработанные у себя же.

Посмотрим, какие преимущества приносит применение офшорного механизма для тех, кто их создает и для тех, кто занимается практической деятельностью с применением таких услуг.

Английское слово Offshore (в дословном переводе – вне берега) в самом общем смысле трактуется как зарубежный бизнес, пользующийся льготами и преференциями в странах регистрации (при соблюдении ряда условий). Такой бизнес возможен только на конкретных территориях, где финансовые операции компаний-нерезидентов и физических лиц осуществляются в иностранной валюте. При этом для зарегистрированных в таких центрах компаний создается льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогообложения. Как правило, такие зоны размещены в небольших (часто островных) государствах, на бывших колониальных территориях. Если в государстве существуют офшорные зоны и офшорный бизнес разрешен на законодательном уровне, то такие территории принято называть офшорными юрисдикциями. Офшорная юрисдикция может вырасти в офшорный финансовый центр всей страны или ее части, где на правительственном уровне предпринимаются попытки привлечь иностранный бизнес путем проведения специальной политики, которая включает в себя гарантированные низкие ставки налогов и коммерческую тайну [4].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, то государство, которое создает кластер по офшорным услугам, получает значительные выгоды. К таким выгодам можно отнести: приток инвестиционного капитала; пополнение бюджета за счет услуг, оказываемых компаниям, зарегистрированным в их юрисдикции; создание и увеличение рабочих мест; вовлеченность государства в международный финансовой круговорот. Поэтому есть предложение, чтобы разработать целый ряд законов, которые создадут такие зоны в ряде регионов Казахстана, в зависимости от экономической направленности каждого региона. Например, можно обязать на законодательной основе дочерние компании иностранных нефтедобывающих компаний регистрироваться в таких зонах и создать для них выгодные условия, тем самым можно будет осуществить инвестирование регионов и увеличить бюджетные поступления в виде налогов.

А теперь рассмотрим, почему всё-таки регистрируют компании за рубежом. Что касается юридических лиц, которые регистрируются в таких юрисдикциях, то здесь перечень выгод может быть намного больше. В частности, очень часто за счет учреждения офшорной компании можно достичь операционной экономии. Учреждая за рубежом подобное предприятие, можно сократить затраты на продвижение на внешний рынок и сбыт своей продукции. При помощи офшорного звена можно оптимизировать такие затраты, как маркетинг, снабжение, учет и др.

Информационный эффект – следующий мотив введения в структуру бизнеса офшорного звена. Многим компаниям свойственно пересматривать свои долгосрочные планы, анализируя внутреннее состояние, внешние рынки и конкуренцию. Рынок и конкурентные преимущества компаний изменяются очень быстро. Поэтому может быть принято решение о выделении какого-либо звена компании в отдельную структуру и перемещение её в офшор, как с целью достижения операционной экономии, так и с целью достижения экономической безопасности (удаленность от конкурентов, конфиденциальность учреждения). При этом предприятие получает дополнительные возможности в получении информации как о состоянии рынка вообще, так и о сегменте, в котором данная структура работает. Одновременно могут появиться возможности влиять как на рынок, так и на принятие конкурентами бизнес-решений.

Низкие процентные ставки по налогам – также являются одним из основных мотивов учреждения многих офшорных компаний. Выведение контролируемых активов и (или) прибылей за рубеж с целью снижения налогообложения, зачастую является основным мотивом учреждения офшорной компании.

Выигрыш от привлечения заемных средств – четвертый из основных мотивов, побуждающий предпринимателей изменять структуру управляемого ими бизнеса, создавая офшорные компании. Для большинства коммерческих организаций выход на мировой рынок капитала возможен только через офшорные финансовые компании. Иностранному инвестору проще и спокойнее работать через иностранное юридическое лицо. Причины тому – непрозрачность экономики, отсутствие стабильных гарантий собственности.

Выше были рассмотрены те преимущества, которые теоретически можно получить при использовании офшорных механизмов. Однако, это только одна сторона медали. Рассмотрим проблему с другой стороны, выясним, что на самом деле происходит в тех странах, где компании и частные лица пользуются услугами офшоров.

Согласно подсчетам экспертов, более 20 трлн долл. США могут хранить богатые граждане на офшорных счетах [5].

Например, оригинальные сведения могут сообщать иногда и политические деятели, выступление депутата Европарламента Теодора Столожана на утверждении бюджета ЕС на 2014 – 2020 гг., который прямо заявил, что государства-члены Европейского союза несут убытки в сотни млрд евро, из-за того, что многие компании уклоняются от налогов, используя услуги офшорных зон. Иными словами, многие государства недополучают колоссальные суммы в виде налогов, что тормозит их экономическое и социальное развитие. И это же касается Казахстана, когда происходит утечка капитала на иностранные банковские счета.

Так как ЕС выступает единой таможенной территорией, то на территории ЕС действует принцип свободы передвижения товаров, то есть экспорт и импорт, в пределах ЕС, освобождены от всех таможенных сборов. Следовательно, при такой, казалось бы, удобной системе торговли товарами внутри страны оставалась необходимость уплачивать импортный НДС, что сопряжено с соответствующими процедурами сбора, а значит, существенно замедляло передвижение товаров. Для упрощения подобных процедур и была введена единая система НДС.

В соответствии с единой системой взимания НДС, общим принципом налогообложения товаров является то, что налогообложению подлежит добавленная стоимость, которая потребляется на территории страны. Другими словами, сделки, осуществляемые на территории стран ЕС налогообязанным лицом, подлежат обложению НДС по месту возникновения оборота.

В случае внутрисоюзного оборота товаров, так же как и при экспорте, ставка НДС будет равняться 0%, так как по общему правилу НДС должен уплатить конечный потребитель товаров. При продаже товаров в пределах одной страны НДС уплачивается независимо от наличия регистрации на НДС. Но в случае, если компания, покупающая товар, имеет НДС-номер, она будет иметь право налогового вычета, если же она не зарегистрирована на НДС – права вычета не имеет, так как не считается плательщиком европейского НДС [6].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на лицо возможность применения офшорного механизма в рамках Европейского Союза. Это дает возможность создавать компании в пределах Европейского Союза нерезидентам ЕС и использовать себе во благо такие преимущества, но также пользоваться преимуществами тех юрисдикций, в которых создаются компании, и тем самым значительно экономить на налоговых выплатах. И здесь можно сделать вывод, что и у нас можно будет создать выгодные условия для прекращения оттока денег, используя выше описанный опыт.

В настоящее время развернулась полномасштабная кампания по борьбе с офшорными зонами, или хотя бы с тем, чтобы такие юрисдикции становились более прозрачными. Проводимая в настоящее время кампания стала одной из самых полномасштабных. В частности, соответствующие инициативы были осуществлены в 2013 г. Например, в адрес многих офшорных юрисдикций Европейского Союза институтами ЕС направлен призыв о присоединении к Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной помощи по налогообложению. В случае присоединения будет происходить автоматический обмен информацией между участниками. Он поможет избежать незаконную отмывку финансовых средств. Он также позволит проводить налоговые проверки без предварительного уведомления об этом [11].

Для решения таких проблем необходим комплексный подход и тесное взаимодействие всех государств, несмотря на те разногласия, которые происходят в настоящее время.

Список литературы

1. Шексон Николас. Люди, обокравшие мир: правда и вымысел о современных офшорных зонах. М.: Коммерсантъ, 2012. 382 с.

2. Кабир Л.С. Организация офшорного бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2002. 141 с.

3. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. 467 с.

4. Туник И.Ю. Офшоры: пособие по увеличению прибыли. М.: Питер, 2008. 234 с.

5. Деловые Виргинские острова// Интернет-издание offshore.su, 8 апреля 2013 г. № 804329. Режим доступа: http://polpred.com/?cnt=201&fulltext=on#news .

6. Утиралова Екатерина. Европейский НДС: запутанно или удобно?// издание «Юрист & Закон» (правовые системы ЛИГА ЗАКОН). 13.07.2010 г. № 12.

7. Доклад ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с легализацией денежных средств, полученных преступных путем): Отмывание денег с использованием карусельной схемы уклонения от НДС. Париж: Секретариат ФАТФ. от 23 февраля 2007 г. 35 с.

8. НДС в Европе: изменения правил взимания с 2010 г., порядок уплаты и отчетность, Режим доступа: http://www.legal-bridge.ru/presscenter/publications/Detail.php?ID=2860 .

9. Council Directive 2008/8/EC of 12 February 2008 amending Directive 2006/112/EC as regards the place of supply of services, Official Journal of the European Union, L 44, 20.2.2008, pp. 11–22.

10. Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax, Official Journal of the European Union L 347, 11.12.2006, pp. 1–118.

11. Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой области, Страсбург, 25 января 1988 г. Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/127.htm .


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии