Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Изменение системы государственного управления в Республики Казахстан

Бакалавр

Фото : 13 мая 2014, 12:46

В Республики Казахстан на мой взгляд требуется полностью изменить систему государственного управления:

На сегодняшний день структура государственного управления в Республики Казахстан представлена следующим образом:

1. республиканский уровень - министерства и агентства, территориальные управления министерств в областях РГП и пр.;

2. областной уровень - акимат области, управления

3. районный уровень - акиматы районов, отделы

4. аппараты акимов поселков/сел, органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления на сегодняшний день не функционируют.

На республиканском уровне исполнительной власти функционирует 17 министерств и 7 агентств. К сожалению получить информацию о численном составе министерств и ведомств не представляется возможным.

Анализ на примере местных исполнительных органов районного и областного уровня.

И так, численность государственных служащих областного уровня, составляет примерно 450-550 служащих, районного уровня 170-180 служащих.

Учитывая, что в основном услугодателем по стандартам государственных услуг являются районные службы, то выходит, что один государственный служащий района обслуживает по 400-450 жителей района.

Фактическая ситуация разложена в следующем виде:

1) Численность аппаратов акима поселков/сел в среднем составляет по 5-7 человек. Последние изменения в законодательстве наделили их большими полномочиями, при этом не определен механизм их реализации, а малочисленность аппарата не позволяет их полностью реализовать. Принятие решении сосредоточено на районном уровне.

2) МИО районов состоящие из 8-9 отделов отвечающих за реализацию государственной политики в разных отраслях, при этом каждый отдел состоит в среднем из 4-5 человек. Фактический получается следующая ситуация:

· отдел жилищного и коммунального хозяйства района отвечает за питьевое водоснабжение, за систематизацию вывоза мусора по всему району, за газификацию, за жилищный фонд, за электросети и подстанции, за безнадзорных животных и бродячих кошек и собак и другое. Это в составе 4-5 человек за заработную платную плату в размере - 40000 - 50000 тенге.

· Отдел финансов района - в составе 3-4 человек: за исполнение бюджета района, за управление коммунальной собственностью в которое входить учет всего коммунального имущества, свод и мониторинг исполнение планов развития государственных коммунальных предприятий, ведение реестра по коммунальной собственности, сдача в имущественный наем и доверительное управление объектов коммунальной собственности, приватизация, бесхозяйные объекты и.т.д.

· Отдел земельных отношений в составе 3-4 человек - выдача государственных актов, подготовка проектов постановления акимата района о предоставлении земель, контроль и мониторинг за целевым использованием земель, землеустроительные работы, изъятие земель и.т.д.

Можно продолжать этот анализ и далее, но мы видим одно, что 27 компетенций местного исполнительного органа районного уровня предусмотренных Законом РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республики Казахстан» реализуется минимальным количеством человеческих ресурсов и за мизерную заработную плату.

Вся работа при этом сопровождается необходимостью подготовки ответов на огромное количество запросов с местных исполнительных органов области и центральных органов о предоставлении той или иной информации, мониторинга и свода, статистики и мероприятий. Сегодняшняя система государственного управления как перевернутая пирамида! Это приводить к тому что населению, непосредственно жителям, со своими проблемами идти практический некуда, поселковый акимат нечего не решает, ежедневные проблемы граждан регистрация недвижимости, переоформление государственных актов, получение различного рода разрешений и согласований, элементарная консультация по бюджетным кредитам и субсидиям, реализация государственных программ все это сосредоточена на районном уровне! Это порождает недовольство населения, их проблемы практический решаются годами, им негде просто получить толковую консультацию, и качественную услугу. Это приводит к следующим результатам:

1. Население не может получить качественную государственную услугу так как, работники акиматов района физический не могут охватить заявление и обращения граждан. Любой житель региона за каждой незначительной бумагой вынужден ехать в районный центр.

2. Мизерная заработная плата и объем работы делает работу государственных служащих районного уровня не привлекательной и не перспективной. Служащие не дорожат своей должностью, не проявляют инициативу им просто не до этого. Это влечет за собой колоссальную текучесть кадров, отток населения в города.

3. Государственные служащие которые по 10-12 часов находятся на работе не имеют возможности дать должное воспитание своим детям, что в будущем отразиться не менее большой проблемой.

4. Отток служащих не имеющих возможности самореализации из районов в города отрицательно отражается на культурном наследии народа. Так как основной колорит культурного наследия все равно сосредоточен в сельской местности.

 

На мой взгляд решение проблемы:

 

1. Первый шаг сделан - аппаратам акима поселков/сел присвоен статус самостоятельного юридического лица, переданы большие полномочия, но этого мало. Надо максимально передать функции районных акиматов в аппараты поселков/аулов, что бы населения получала государственную услугу непосредственно в своем аппарате поселков/аулов и не было вынуждено ехать в райцентры. Поселковый акимат должен стать именно представителем государственной власти на своей территории. Произвести масштабную децентрализацию всех уровней государственного управления. С центра в область, с области в район, с района в аппараты поселков/аулов.

Вместе с функциями передать штатные единицы, оставив минимум в министерствах и ведомствах, в областных и районных акиматах. При этом уровень заработной платы во избежание экономической нагрузки оставить прежним, так как работа с конкретными полномочиями и за такую заработную плату будет привлекательной.

Учитывая что на сегодняшний день есть электронный документооборот который даст возможность создавать централизованный учет и базу данных с условием своевременного и надлежащего их внедрения информации работниками аппаратов поселков/аулов - максимально оказание многих государственных услуг закрепить именно за аппаратами поселков/аулов.

2. Изменение в государственной службе.

Государственная служба - в правильном понимание этого статуса - это не просто работа, а образ жизни, где важно все - одежда, поведение, морально-духовный облик, манеры, семейные отношение т.е. это большая ответственность перед обществом. На государственной службе в нашей Республики состоят почти 30-35 % населения, и я не хочу обсуждать соответствует ли наши государственные служащие идеальному образу данного статуса. Я хочу остановиться на некоторых проблемах службы:

На сегодняшний день в нашей стране нет не единого органа защищающего право государственных служащих. Госслужащему никуда идти и не к кому обратиться по защите своих прав. По специфики работы не всегда можно прибегнуть к судебной защите. Что об этом говорит, как бы не хотели этого признавать но ментальность есть и она будет всегда. И с ней не возможно не считаться.

Поэтому считаю необходимым конкретно и четко возложить на Агентство государственной службы именно функции по защите прав государственных служащих. Приведу примерные проблемы службы:

1. Бесконечные проверки со стороны контролирующих органов. Достаточно просто запросить информацию в государственных органов по количеству проверок в год и вы увидите, что во многих госорганах особенно которые проводят государственные закупки проверка находиться по 1200-1300 дней ( так как одновременно проверяют 3-4 органа). В зданиях имеются специальные кабинеты «для проверяющих». Вот примерное наименование контролирующих органов - счетный комитет, комитеты финансового контроля, ревизионные комиссии, департаменты по качеству образование и оказания медуслуг (в сфере здравоохранения и образование), органы прокуратуры, органы финансовой полиции, органы юстиции, инспекции по охране труда и.т.д. Темы контроля - по исполнению стратегических планов, тематические проверки, по законности проведенных государственных закупок, по оценке эффективности нескольких направлений и каждое направление проверяется по отдельности, по оказанию государственных услуг, по обращению граждан и юридических лиц, по надлежащему выполнению поручений вышестоящих органов, по надлежащему принятию и выполнению нормативно-правовых актов и.т.д. Это отрицательно сказывается на качестве работы, ни коем образом не хочу говорить лишнего в отношении этих органов это тоже их работа, сложность заключается в том что каждому контролирующему необходимо предоставить массу бумаг, информаций, материалов. Без этого их работа не будет сделана надлежащим образом. Т.е. 2-3 работника как минимум на 20 дней оторвано от работы.

Агентству по государственной службе необходимо дать полномочия по координации и хоть какой-то систематизации этих проверок. Пусть они будут комплексными один раз в два года или в год на один месяц с представителями всех служб. Но так больше продолжать нельзя.

2. Закон РК «О государственной службе» не предусматривает критерии по которым служащий подлежит сокращению. Нет конкретных определений, кроме защищенных категорий граждан как беременные, одиночки и и.т.д., по каким признаком служащего нельзя сокращать, допустим не подлежит сокращению: служащий предпенсионного возраста 3 года до пенсии, преимущественно владеющие государственным языком, имеющие стаж работы не менее 20 лет и другое. На практике сокращаются не угодные. Данный вопрос требует регулирования на законодательном уровне.

3. Порядок прохождения аттестации служащего с первым этапом всё ясно -тестирование, а второй собеседование - не имеется конкретных параметров проведения собеседование, а то что есть носит рекомендательный характер, хочешь придерживайся, хочешь нет. На практике хочешь избавиться задай 100 вопросов и на 3 он наверняка не ответить, проголосуйте единогласно и увольте как не прошедшего аттестацию.

4. Система премирование. Премию можно получить только путем экономии с допустимых специфик. Но почему надо обязательно экономить, планировать больше чем положено, почему нельзя в плановом порядке предусмотреть в плане финансирования статью расходов как премирование, допустим 20 процентов от общего фонда заработной платы. Получается госслужащий теоретический не может заслужить премию, а лишь только в случае экономии.

5. Карьерный рост служащего. Необходимо в обязательном порядке в вести продвижения по карьерной лестнице. Специалист, ведущий, главный, начальник отдела, заместитель руководителя в каждой должности не менее 1-2 лет. Тогда мы сможем воспитать более качественных руководителей которые на момент своего назначения более или менее будут знать и понимать специфику работы госоргана.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии