Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Налог на добавленную стоимость, или Налог на Труд?

Экономист

Фото : 13 мая 2014, 13:04

Что такое облагаемый оборот каждый плательщик налога на добавленную стоимость (далее – НДС) хоть во сне, хоть после него расскажет с точностью не менее 100% от текста Налогового кодекса. Поэтому повторяться не буду. В настоящем эссе я хочу предложить несколько иной взгляд на природу НДС и высказать предложения о его дальнейшей судьбе.

Итак, если совсем просто, НДС определяется довольно незатейливо, а именно: какую стоимость создали сверх того, что было на момент начала производства (обобщим в этом понятии все: и собственно непосредственно производство, и торговлю, и транспорт, и строительство и т.д.), это и есть добавленная стоимость, это и есть объект налогообложения.

А что добавилось в процессе производства? Конечно ТРУД, и только ТРУД. У Карла Маркса на эту тему много и подробно написано.

Следовательно, суть налога в том, что потребитель, в конечном итоге каждый из нас, выплачивает в бюджет вознаграждение за то, что предмет труда в процессе сознательной деятельности человека, т.е. непосредственно в процессе ТРУДА, был каким-то образом преобразован в некое благо, которое потребляет каждый из нас, предварительно оплатив производителю некоторое количество денежных знаков.

Правда, неожиданно? Платить за право трудиться это как-то даже странно. Очень странно оплачивать свое конституционное право – право на ТРУД. Тем более, что, по сути дела, такое право трудящийся гражданин уже уплатил посредством индивидуального подоходного налога. Понятно и логично финансировать различные ветви государственной власти за счет уже созданного прибавочного продукта. Но финансировать их деятельность за счет оплаты права на ТРУД – не совсем, вернее, совсем непонятно.

История возникновения НДС известна. Понятны посылы французов: внутренний рынок забит товарами французского производства, имеются все признаки перепроизводства, вполне вероятна опасность очередного кризиса капитализма. Надо как-то стимулировать либо сокращение отечественного производства, либо стимулировать экспорт. Вот и придумали НДС. А у нас разве имеется избыток товаров отечественного производства? Нет, совсем нет. Тогда в чем смысл НДС, кроме того что он является одним из важнейших источников поступлений в республиканский бюджет?

Далее, признавая факт того, что НДС является НАЛОГОМ на ТРУД, приходим к очередному парадоксальному выводу: чем выше профессионализм работников-производителей, тем для потребителя невыгоднее приобретать их товар. Действительно:

чем выше профессионализм, тем, в общем случае, выше стоимость труда,

следовательно, выше добавленная стоимость,

следовательно, при всех прочих равных условиях, массовое потребление будет стремиться к потреблению более дешевого продукта,

следовательно, развитие профессионального мастерства наш рынок будет просто тормозить.

Аналогично с внедрением современных технологий, которые однозначно предполагают наличие высококвалифицированных специалистов, и заработная плата которых значительно выше среднестатистической.

Полагаю, что возникновение или исключение каждого отдельного налога следует рассматривать через призму историко-экономической ситуации государства. В условиях, откровенно говоря, слабого развития непосредственно отечественного производства практически всех социально-значимых товаров и засилья экспортной продукции, искусственное завышение стоимости отечественного производства для конечного потребителя, т.е. для физических лиц, экономически обоснованно ли?

Таким образом, в тактическом плане НДС выполняет свою функцию в части формирования республиканского бюджета, а вот в стратегическом плане все очень неоднозначно, но очевидно одно: налог никак не стимулирует повышение квалификации работников традиционных профессий, а также не стимулирует внедрение современных технологий, предполагающих привлечение высокооплачиваемых профессионалов.

Предложения

Исключить налог на добавленную стоимость из Налогового кодекса.

В целях недопущения снижения объема поступлений в бюджет – рассмотреть возможность изменения исчисления корпоративного и индивидуального подоходных налогов.

Ожидаемые результаты

Создание логичной, а следовательно, понятной налоговой системы в Республике Казахстан.

Сократится штат методологов, которые пишут правила, методики и прочие разъясняющие материалы по исчислению указанного налога, сократится работа у работников министерства юстиции, которые регистрируют изменения и дополнения в правила (методики и прочее). Как известно, сэкономить, значит – заработать.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии