Евразийская интеграция создаст единый емкий рынок

Zakon.kz Zakon.kz
Для нашей страны данный момент имеет особую значимость с учетом того, что Казахстан обладает ограниченным внутренним рынком в 17 млн. человек.
Создание Евразийского экономического союза, в основе которого заложены сугубо торгово-экономические отношения, свидетельствует об интеграционных процессах, набирающих силу в Казахстане, России и Беларуси. Стало реальностью, что эффективно действующая единая таможенная территория позволила существенно увеличить емкость внутреннего рынка, при том, что объем общего рынка стран Таможенного союза составляет 2 трлн. долл. США, человеческих ресурсов – порядка 170 млн. человек, территория – 20 млн. кв. м., общий производственный потенциал – 600 млрд. долл.

Для нашей страны данный момент имеет особую значимость с учетом того, что Казахстан обладает ограниченным внутренним рынком в 17 млн. человек. На 1 кв. км страны в среднем приходится лишь 6 казахстанцев. Другим фактором является крайне неравномерное расселение населения страны по регионам. В связи с этим зачастую складывается ситуация, когда завод находится за сотни километров от потенциального рынка сбыта своей продукции.

Вместе с тем, евразийская интеграция создает единый емкий рынок, который открывает для отечественных бизнесменов, обладающих конкретным товарным предложением, большие перспективы для сбыта своей продукции.

Касаясь перспектив расширения рынка евразийской тройки, нельзя оставить без внимания тот факт, что с 2014 года с введением электронных форматов закупок государства ЕЭП предоставят казахстанскому бизнесу национальный режим к государственным закупкам. А это значит то, что казахстанские предприятия смогут участвовать в государственных и муниципальных закупках России и Беларуси наравне с российскими и белорусскими поставщиками. 

Тогда как объем рынка госзакупок стран-партнеров по ЕЭП составляет ежегодно порядка 198 млрд. долл. США. Для сравнения рынок госзакупок Казахстана составляет порядка 7,5 млрд. долл. США. Рынок стран партнеров превышает отечественный рынок в 26 раз, предоставляя очевидный потенциал для развития отечественных товаропроизводителей и, в целом, бизнеса. Разница в обороте денежных средств на этом рынке позволяет Казахстану надеяться на развитие в сфере госзакупок в 2014 году.

Таким образом, предприятия стран Таможенного союза с 1 января 2014 года получили реальную возможность участия в государственных закупках в Казахстане на основе национального режима. В свою очередь налажен и обратный процесс – рынок госзакупок этих двух стран открыт для представителей деловых кругов Казахстана. Соглашение об этом было подписано еще в 2011 году, кроме этого Россия и Белоруссия пользуются преимуществами взаимного недискриминационного доступа уже два года – с 1 января 2012 года. Казахстан не был готов к подобной инициативе и взял для себя переходный период, который должен был стать отсрочкой с целью подготовки к нововведению. Теперь, когда срок переходного периода истек, Казахстан присоединился к соглашению о госзакупках. И с 1 января 2014 года казахстанские организации получили возможность участвовать в госзакупках стран Таможенного союза. Это предусмотрено Соглашением о государственных (муниципальных) закупках между странами Таможенного союза от декабря 2010 года. Таким образом, национальный режим государственных закупок стал действовать для всех трех государств Таможенного союза – Беларуси, России, Казахстана.

Нововведения выгодны Казахстану в силу достаточной ограниченности внутреннего рынка. По итогам 2012 года он составил всего 7,5 млрд долларов США, что является лишь малой частью рынка госзакупок стран-партнеров по Таможенному союзу. Кроме этого необходимо учитывать, что казахстанские компании смогут получить доступ на рынки госзакупок Беларуси и России. Также отечественные предприятия, как российские и беларусские, получают равные условия участия в госзакупках на территориях России и Беларуси. 

При этом повышается уровень конкуренции при проведении процедур государственных закупок, что соответственно, приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств и стимулированию развития отечественной промышленности. Также будет обеспечена прозрачность госзакупок. И, как следствие, это будет способствовать снижению коррупции в этой сфере.

Таким образом, открываются новые возможности для экспорта продукции казахстанских предприятий в Россию и Беларусь, что в целом будет способствовать наращиванию экспортного потенциала республики.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления