Горячие новости
Читайте также

Рационализация монопольного сектора

Фото : 6 июня 2014, 11:05

Правительством одобрен новый проект Программы тарифной политики в сфере естественных монополий на 2014-2020 годы, в основе которой заложен принцип прогнозируемости тарифов, создающий условия для привлечения внебюджетных инвестиций в сектор коммунальных услуг.

Напомним, что в текущем году Глава государства поручил Национальному банку и Правительству до 1 мая проработать комплекс мер по снижению инфляции от 3-4% коридора в среднесрочной перспективе. В прошлом году экспертами Совета по экономической политике был определен предельный «потолок» роста тарифов и уровень его содержания в общем показателе инфляции - не более 1,2%. Данный показатель должен адаптироваться к конкретным тарифам и инвестициям субъектов естественных монополий (СЕМ), «серфинг» которых на бурной волне тарифного роста явно не способствует макроэкономической стабильности.

Речь идет о реальном вкладе каждой отрасли естественных монополий в снижение ресурсоемкости производства, сокращение сверхнормативных потерь и эффективность деятельности в целом. Но эти ключевые параметры, как заоблачные высоты, «маячат» перед отраслью не одно десятилетие, оставаясь непокоренными вершинами для тех предприятий, которые пытаются угнаться за стремительным течением времени на «старой дрезине» технических мощностей, принципах и системах управления, предопределяющих высокую затратность хозяйственной деятельности монополий.

Между тем судить со стороны куда проще, чем решать системные проблемы этой сферы, связанные с низкой рентабельностью производства, высоким уровнем износа мощностей, а главное - малопривлекательностью для частных инвестиций. В целях изменения данной ситуации Агентство по регулированию естественных монополий РК предлагает для СЕМ комплекс мер, направленных на обеспечение прогнозируемости тарифов, совершенствование методологии тарифообразования, упрощение регулирования, а также повышение прозрачности и контроля над деятельностью монополистов.

Прогнозируемые тарифы

Естественные монополии - это отрасли, обеспечивающие бесперебойную работу инфраструктуры крупных и малых городов страны, включая сельские населенные пункты. Стабильность тех или иных предприятий коммунального сектора во многом определяется емкостью рынка услуг, в пределах которых они функционируют, уровнем технической, фондовой и прочей оснащенности. И если капитализированные предприятия СЕМ крупных городов имеют больше возможностей для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие, то субъекты монополий с государственной формой собственности остаются в этом плане «полем чудес», где посеяв «если», пожнешь «кабы»…

Поясняя суть новой тарифной политики, председатель АРЕМа Мурат Оспанов отметил, что в числе важных нововведений данной программы - установление долгосрочных параметров регулирования, что создает преимущества для всех сторон рынка коммунальных услуг. В частности, для потребителей это хорошо тем, что они получают прогнозируемые тарифы, исключающие какие-либо резкие скачки в течение 5 лет кряду. Регулируемым сферам деятельности это дает дополнительные бонусы в плане инвестиционной привлекательности их отраслей и расширения перспектив для ускоренной модернизации предприятий. Что касается преимуществ инвесторов, то для них существенным здесь является наличие полной тарифной картины на пятилетку, что исключает ситуацию, аналогичную с покупкой «кота в мешке».

С 2015 года все СЕМ будут переведены на систему долгосрочных тарифов. При этом монополистам будет предоставлено право самостоятельного распоряжения доходами, полученными в результате снижения затрат и повышения эффективности производства в течение действия установленных тарифов.

- В целом прогнозируемость тарифов обеспечит привлечение частных инвестиций в сферу водоснабжения и теплоснабжения, где наиболее остро стоит проблема капиталовложений в модернизацию производства, - отмечает глава АРЕМа.

Наряду с другими мерами новой тарифной политикой предусматриваются и принципы регулирования затратной части деятельности монополий, связанных с сокращением расходов по заработной плате персонала, по электроэнергии, топливу, ремонту и амортизации основных средств, доля которых сегодня в структуре затрат предприятий монопольного сектора составляет порядка 80%.

41 

Саморегулирующийся сектор

В настоящее время при утверждении тарифов преимущественно применяется затратный метод, который, по сути, перекладывает суммарные расходы предприятий СЕМ на плечи потребителей. Возможно, это практика продолжилась бы и далее, если бы не рациональный концепт казахстанской экономической политики, ориентированной на конечный результат.

Напомним, что новая бюджетная политика страны предполагает концентрацию бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, что обуславливает сокращение финансирования проектов, не способствующих реальному экономическому росту государства.

Как отмечали ранее депутаты Парламента РК, сегодня в своих отчетах по тем или иным проектам работники ведомств зачастую оперируют цифрами, мол, реализовано столько-то проектов, создано столько-то рабочих мест. Такая форма отчетности не содержит никаких пояснений о том, что при этом выиграла или потеряла экономика. Поэтому отныне эффективность использования бюджетных средств будет оцениваться не по степени их освоения, как это происходило ранее, а по результату, отраженному в стратегическом документе госоргана. В этом случае понятие «освоение» вряд ли можно будет путать с физиологическим термином «усвоение», а тем более с юридическим - «присвоение»…

Исходя из этого, на законодательном уровне предусмотрены стимулирующие меры для монополистов вплоть до самостоятельного использования ими сэкономленных средств.

- Сегодня все РЭКи переведены на метод сравнительного анализа - бенчмаркинга. Внедряется этот принцип и в сфере тарифообразования на воду. На основе расширения стимулирующих методов регулирования до 2020 года будет осуществлен поэтапный переход СЕМ на саморегулирование, когда монополист будет действовать по установленным правилам, а регулятор - контролировать их соблюдение, - говорит Мурат Оспанов.

На сегодня более 300 мелких субъектов естественных монополий из числа региональных предприятий уже перешли на уведомительный метод работы, при котором предприятия, поддерживающие жизнедеятельность коммунальной инфраструктуры небольших поселков и аулов, при согласии жителей сами могут повышать тарифы в рамках инфляции.

В целом, как полагают эксперты, стимулирующие меры АРЕМа для монопольного сектора способствуют не только прозрачности тарифообразования, снижению коррупционных и прочих рисков, но и открывают эффективно работающим предприятиям доступ к главному источнику и стимулу развития - внебюджетному финансированию.

Структурный формат

Системные подходы АРЕМа в сфере реформирования тарифной политики не выглядели бы столь внушительными, если бы эти меры не предполагали такую конструктивность, как объединение мелких разрозненных субъектов естественных монополий в более крупные структуры. Обсуждение этой темы состоялось накануне заседания Правительства на коллегии АРЕМа при участии представителей Национальной палаты предпринимателей РК, гражданского сектора, МИНТ, МЭБП, МРР и других ведомств, а также руководителей региональных управлений коммунальной сферы.

Необходимость в создании компании, объединяющей весь коммунальный сектор, продиктована тем, что наличие множества мелких субъектов монополий, действующих в сфере энергетики и водоснабжения, в конечном счете приводит к росту инфляции в отдельно взятом регионе страны.

- Деятельность этих участников рынка, как правило, основана на освоении средств, поступающих от «тарифной эквилибристики», что, безусловно, не оставляет места такому понятию, как конкурентоспособность отечественной продукции, - отмечает заместитель главы АРЕМа Аманжол Алпысбаев.

Сложность этого процесса состоит в том, что монополии действуют на разных рынках услуг. При этом в водоснабжении - одна специфика сложностей, в теплоснабжении и электроснабжении - другая. Кроме того, предприятия этих сфер сегодня имеют разную форму собственности. И если среди региональных электросетевых компаний больше предприятий с частным капиталом, то в теплоснабжении и в водоснабжении преобладают хозяйства с государственной собственностью, деятельность которых зачастую убыточна.

Согласно данным исследования, проведенного экспертами АРЕМа, экономическая деятельность 82 горводоканалов признана нерентабельной. В 35 малых городах и населенных пунктах страны прибыль местных монополий оказалась равной нулю.

- Для управленцев водоканалов свойственна инертность в плане привлечения инвестиций за счет выпуска ценных бумаг или других способов управления активами. Банки отказывают такой категории монополистов в кредитовании, поскольку видят в этом заведомые риски, - говорит Аманжол Алпысбаев.

В сущности, на сегодня стабильную динамику развития и реализацию инвестиционных проектов демонстрируют лишь монополии крупных городов, в то время как остальные мелкие предприятия продолжают движение по горизонтали низкой рентабельности производства, вероятно, полагаясь в плане модернизации на помощь государства.

- Но государство это видит и просит управлять тарифной сметой. Отсюда и необходимость в укрупнении субъектов монополий, - поясняет глава АРЕМа.

Логика этой меры состоит в том, что если в 14 регионах страны состоится консолидация продаваемых объемов, тарифов и инвестиций водоканалов с разным уровнем доходов, то это даст мощный стимул для рационального управления активами и в целом для достижения стабильной деятельности этого сектора на основе долгосрочных тарифных ставок.

Досжан НУРГАЛИЕВ


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии