Ответ на депутатский запрос Премьер-министра РК от 19 мая 2014 года № 20-11/2255

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

На№ ДЗ-104 от 23 апреля 2014 года

 

Уважаемые депутаты!

 

На Ваш запрос относительно установления черты бедности сообщаем следующее.

Измерение бедности в Казахстане, так же как и в большинстве других стран, осуществляется на основе величины прожиточного минимума (далее - ПМ).

Население с доходами ниже ПМ относится к малообеспеченному. Реализация социальных приоритетов Правительства на фоне экономического роста привела к устойчивому снижению уровня бедности.

По данным Агентства по статистике, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в 2013 году снизилась до 2,9 % в сравнении с 12,1 % в 2008 году.

Малообеспеченному населению предоставляется адресная социальная помощь и поддержка. Порогом оказания адресной социальной помощи является черта бедности, определяемая Правительством в зависимости от реальных финансово-экономических возможностей.

В настоящее время она составляет 40 % от прожиточного минимума или 048 тенге.

В динамике величина черты бедности увеличивается вместе с ростом величины ПМ, определяемой с учетом роста цен на основные виды продуктов питания.

За последние пять лет ПМ вырос в 1,4 раза, составив по итогам Ю13 года 17789 тенге. Соответственно, черта бедности за этот же период увеличилась на 44 %, с 4946 до 7116 тенге.

В соответствии с поручениями Главы государства по усилению адресности социальной поддержки и предупреждению иждивенчества, 1равительство принимает меры по дальнейшему совершенствованию механизма оказания адресной социальной помощи.

В рамках модернизации системы социальной помощи будет изменена идеология оказания адресной помощи.

С учетом различий в составе потенциальных получателей социальной помощи и необходимости усиления трудовой мотивации предусматривается:

а) оказание безусловной адресной социальной помощи нетрудоспособной части малообеспеченного населения (дети, инвалиды, лица пожилого возраста) с увеличением порога ее оказания;

б) переход от безусловной формы адресной поддержки к принципам «взаимных обязательств» для трудоспособной части малообеспеченного населения.

На контрактной основе социальные выплаты будут назначаться при условии обязательного участия получателя в активных программах занятости.

В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года пороговый уровень оказания адресной социальной помощи на принципах «взаимных обязательств» предусматривается поэтапно повысить до 60 % от ПМ к 2015 году и 100 % от ПМ - к 2020 году.

В текущем году в пилотном режиме переход на пороговый уровень оказания социальной помощи до 60 % от ПМ отрабатывается в трех областях (Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской) для лиц, заключивших социальный контракт на условиях обязательного участия в активных мерах содействия занятости.

На основе усиления трудовой мотивации и активизации трудового потенциала малообеспеченных граждан создаются условия для их самообеспечения и выхода из бедности.

 

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

23.04.2014 г. оглашен

 

Депутатский запрос от 23 апреля 2014 года № ДЗ-104
«Об упразднении Правил определения черты бедности»

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Приказом министра труда и социальной защиты населения черта бедности на 2 квартал 2014 года определена в размере 40 процентов от прожиточного минимума.

Правила определения черты бедности были утверждены в апреле 2000 года. В них предусмотрено, что черта бедности устанавливается на основе прожиточного минимума, исходя из принципа поэтапного повышения до величины прожиточного минимума. В период с 2000-го по 2001-й год черта бедности была установлена в размере 38 процентов от прожиточного минимума. В 2002 году этот размер был увеличен на 2 процента - до 40 процентов. И с тех пор он не меняется на протяжении уже более 12 лет!

Вопреки принципам, заложенным в самих Правилах определения черты бедности, никакого поэтапного повышения не происходит. Фактически, тем самым мы признаем, что за двенадцать лет в стране не произошло никаких социально-экономических улучшений, что не соответствует действительности.

В абсолютном исчислении черта бедности, как и прожиточный минимум, растут крайне медленно, не отражая реальной стоимости жизни. При расчете этих показателей не была учтена «шоковая» девальвация тенге, которая привела к снижению покупательной способности национальной валюты. Результатом стал такой парадокс, как снижение показателей.

Так, если в первом квартале нынешнего года до девальвации черта бедности составляла 131 доллар, то во втором квартале она уменьшилась до 109 долларов. Аналогично уменьшился и прожиточный минимум. Очевидно, что это противоречит реальной ситуации, в которой живет население страны, импортирующей большую часть продуктов питания и товаров первой необходимости.

Согласно Правилам, черта бедности определяется ежеквартально в процентах от прожиточного минимума Министерством труда и социальной защиты населения в зависимости от экономических возможностей. В то же время никаких дополнительных объективных критериев для этого не предусмотрено.

Фракция «Народные коммунисты» полагает недопустимым произвольное толкование такого важнейшего социального показателя, как черта бедности.

В этой связи просим сообщить:

На основании, каких критериев, и какой оценки экономических возможностей страны черта бедности на второй квартал 2014 года установлена в размере 40% от прожиточного минимума?

Почему данный показатель «заморожен», и не производится его поэтапное повышение на протяжении 12 лет?

Коммунисты считают необходимым упразднить действующие Правила определения черты бедности, как морально устаревшие, и разработать новый документ, соответствующий международным стандартам.

Ответ прошу предоставить в письменном виде в установленные законом сроки.

 

С уважением,

члены фракции «Народные коммунисты»

А.Конуров

Ж.Ахметбеков

Г.Баймаханова

Т.Кенжин

В.Косарев

Т.Омурзаков

Б.Сорокин

Исп. Рабатов М. 746750

9 июня 2014, 14:28
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript