О применении законодательства о государственных закупках

 

Ертаева Роза Мырзакуловна,

Судья Акмолинского областного суда

 

В связи с принятием нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 5 от 14 декабря 2012 года «О применении судами законодательства о государственных закупках» практика применения специализированным межрайонным экономическим судом Акмолинской области законодательства о государственных закупках стабилизировалась.

Апелляционной судебной коллегией по гражданским и административным делам ежегодно проводится обобщение по государственным закупкам, целью которого является изучение сложившейся судебной практики, правильности применения судами норм материального права, регулирующих правоотношения в указанной сфере и выяснение проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении споров анализируемой категории, выработка рекомендаций для формирования единообразной судебной практики.

Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года регулирует общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Ввиду значимости вопроса признания поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в целом для дальнейшей предпринимательской деятельности этого поставщика, для дальнейшей трудовой деятельности его работников, законодателем разрешение данного вопроса отнесено к компетенции судов. Именно в судебном порядке подлежит установлению недобросовестность поставщика.

При рассмотрении исков о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок суды обращают внимание на основания признания недобросовестным участником государственных закупок и соблюдение заказчиком пресекательного срока (не позднее 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения) для обращения в суд, установленного пунктом 4 статьи 11 Закона.

В случае нарушения заказчиками пресекательного срока для обращения в суд с иском суды отказывают в признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

В случае выявления нарушения законности суды выносят частные определения в адрес организаций. Так, в 2012 году вынесено 24 частных определений по делам в сфере государственных закупок, а за девять месяцев 2013 года вынесено 81 частных определений.

Вот несколько примеров из судебной практики.

Например, истец ГУ «А» обратилось с исковым заявлением к ИП Д о признании недобросовестным участником государственных закупок в связи с уклонением от заключения договора.

Требования истца мотивированы тем, что на основании решения об утверждении итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений 17 февраля 2013 года посредством электронных закупок по приобретению клавиатур на сумму 51852 тенге, победителем признан ИП «Д».

27 февраля 2013 года ответчику направлен подписанный проект договора о государственных закупках товаров.

Согласно п.9 ст. 31 Закона заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений подписывает и направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, проект договора о государственных закупках. Проект договора о государственных закупках должен быть подписан потенциальным поставщиком, предложившим наименьшее ценовое предложение и представлен заказчику в течение семи рабочих дней со дня представления ему организатором государственных закупок подписанного проекта договора о государственных закупках.

Суд установил соблюдение данной нормы Закона истцом.

Вместе с тем, сам факт соблюдения истцом требований п.9 ст. 31 Закона, а именно направление проекта договора потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, не может являться основанием для признания потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Из смысла п.9 ст.31 Закона следует, что проект договора, прежде всего, должен быть получен потенциальным поставщиком.

Истец не представил суду доказательства вручения ответчику проекта договора, в связи с чем, решением суда в удовлетворении иска отказано.

По другому делу суд удовлетворил иск ГУ «П» о признании ТОО «А» недобросовестным участником государственных закупок в связи с уклонением от заключения договора.

Из материалов дела следует, что 9 июля 2013 года были подведены итоги государственных закупок по приобретению услуг по капитальному ремонту кабинетов, где победителем признано ТОО «А». Суд установил соблюдение истцом ст.31 Закона, проект договора был направлен ответчику 12 июля 2013 года, и вручена ТОО «А» 24 июля 2013 года.

Суд, исходя из положений п.9 ст.31 Закона сделал вывод о том, что проект договора ТОО «А» должно было подписать и представить заказчику подписанный договор по 2 августа 2013 года.

Между тем, ТОО «А» направило подписанный проект договора лишь 8 августа 2013 года, то есть по истечении установленного законом срока. Таким образом, несоблюдение установленного законом семидневного срока свидетельствует об уклонении ответчика от подписания договора о государственных закупках.

ГУ «У» обратилось с иском в суд к ИП «Ш» о признании недобросовестным участником государственных закупок, взыскании неустойки и штрафа мотивируя тем, что ответчик, заключив с истцом договор государственных закупок услуг по поставке принтеров, нарушил срок поставки данных принтеров на 14 дней. В ходе рассмотрения дела ответчик полностью уплатил неустойку и штраф.

Решением суда в удовлетворении иска о признании недобросовестным участником государственных закупок, взыскании неустойки и штрафа отказано.

Из материалов дела усматривается, что между сторонами заключен договор о государственных закупках о поставке товара в срок до 15 ноября 2012 года. Однако товар поставлен только 29 ноября 2012 года, то есть с нарушением срока.

Таким образом, суд установил факт ненадлежащего исполнения обязательств со стороны ИП «Ш».

Отказывая в удовлетворении указанного иска, суд исходил из того, что негативные последствия (ущерб) у истца за несвоевременную поставку ответчиком товара в количестве 14 дней по делу отсутствует, истцом соответствующих доказательств о возникновении ущерба не представлено. Товар истцом принят без претензий по качеству, ответчиком была уплачена предусмотренная законодательством и договором неустойка.

В силу п.2 ст.96 Бюджетного кодекса, заключение государственным учреждением гражданско-правовых сделок на приобретение товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственных закупок, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Более того, такой договор в силу требований п.5 ст.96 Бюджетного кодекса подлежит обязательной регистрации в территориальных подразделениях центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и вступает в силу после нее.

Статьей 4 Закона предусмотрен перечень государственных закупок, осуществляемых без применения норм Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.1 ст.158 ГК договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенные без проведения процедур государственных закупок, в случае, когда их проведение предусматривает применение норм Закона, являются недействительными.

Таким образом, при проведении государственных закупок следует строго соблюдать нормы действующего законодательства, несоблюдение которых влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Законом Республики Казахстан от 14 января 2014 года № 161-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок», внесены ряд изменений и дополнений в Закон «О государственных закупках».

Изменения затронули как понятийный аппарат, так и процедурные вопросы организации и проведения государственных закупок.

Так, срок предъявления иска в суд о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок увеличился до 30 календарных дней.

Законом исключены такие понятия как местное содержание, принцип поддержки отечественного предпринимателя, введены понятия как: единый организатор государственных закупок, база данных цен на товары, работы, услуги; лучшая техническая спецификация и т.д.

Изменены основания признания потенциального поставщика не соответствующим квалификационным требованиям.

Уполномоченный орган при выявлений нарушений вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными вступивших в силу договоров о государственных закупках, заключенных с нарушением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, за исключением договоров о государственных закупках, по которым обязательства исполнены в полном объеме и надлежащим образом.

Количество основании по которым государственные закупки способом конкурса считаются не состоявшимися увеличилось с 3 до 8.

Государственные закупки способом конкурса считаются не состоявшимися при наступлении одного из следующих случаев:

1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;

2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;

3) к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;

4) к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик;

5) отсутствия представленных конкурсных ценовых предложений участников конкурса;

6) представления менее двух конкурсных ценовых предложений участников конкурса;

7) после отклонения конкурсных ценовых предложений участников конкурса в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 26-1 настоящего Закона, оценке и сопоставлению подлежит менее двух конкурсных ценовых предложений участников конкурса;

8) победитель конкурса уклонился от заключения договора о государственных закупках. (ранее было всего 3 случаи)

Предусмотрено право потенциального поставщика донести недостающие документы, в течение 3-х рабочих дней.

Установлен минимальный срок исполнения договора о закупках - 15 календарных дней.

9 июня 2014, 16:02
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript