Механизм, сохраняющий стабильность

10 июня 2014, 13:25
Фото:

Шанхайская организация сотрудничества считается одним из авторитетных и перспективных межгосударственных объединений. Направляя свои усилия на укрепление доверия и добрососедства между странами-участницами, содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической и др. областях, ШОС является механизмом, сохраняющим стабильность в регионе. Какие направления организации на сегодняшний день являются приоритетными и почему, мы попросили рассказать Айдара Амребаева, руководителя Центра первого президента РК ИМЭП при Фонде первого президента Республики Казахстан - Лидера Нации.

- В последнее время усилилась частота разноуровневых встреч в рамках ШОС. С чем, на ваш взгляд, связана подобная активность?

- Если вы имеете в виду различные форматы двусторонних и многосторонних встреч с участием государств - членов ШОС, то действительно пространство стран Шанхайской организации сотрудничества сегодня находится в эпицентре современных международных отношений. Как вы знаете, здесь инициируются и реализуются разно-образные проекты сотрудничества. Ряд стран становится непосредственными участниками трансформации мирового порядка, становясь субъектами «прямого действия», формирующими новые принципы отношений между государствами.

С участием государств - членов ШОС проектируются различные форматы взаимодействия. Это и проект Евразийской экономической интеграции, и проект Экономического пояса Великого шелкового пути, и инициатива президента Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Кстати говоря, последний форум, прошедший в Шанхае в мае, стал одной из знаковых международных площадок для диалога по широкому кругу вопросов после разразившегося в Восточной Европе «украинского кризиса». Начало председательствования Китая в СВМДА ознаменовалось рядом новых подходов к принципам международного порядка.

Как известно, лидеры двух стран ШОС - Китая и России - в совместном заявлении огласили эти принципы. В заявлении отмечается, что «стороны подчеркивают необходимость уважать историческое наследие стран, их культурные традиции и самостоятельно выбранный общественно-политический строй, систему ценностей и пути развития; противостоять вмешательству во внутренние дела других государств, отказаться от языка односторонних санкций, от организации помощи, финансирования или поощрения деятельности, направленной на изменение конституционного строя другого государства или его вовлечение в какое-либо многостороннее объединение или союз».

Думаю, что вызовы международной стабильности, вызванные событиями в Сирии, на Украине, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, непосредственно затрагивающие интересы стран ШОС, заметно активизировали внимание и повысили ожидания от организации. Россия столкнулась с явлением санкций со стороны Запада. Ряд стран также оказался вовлечен в процесс нарастающего нового противостояния Запада и Востока. Думается, в этом плане государствам - членам ШОС есть над чем задуматься и есть что обсуждать.

- Какие вопросы планируется обсудить на предстоящем июньском IX форуме ШОС в Бишкеке?

- Согласно регламенту после заседаний глав государств ШОС в той же стране проводится всестороннее обсуждение в аналитических кругах злободневных вопросов развития, подводятся итоги принятых решений, делаются наметки по проектам будущего развития организации. Вместе с тем, я думаю, объектом нашего пристального внимания также станут и актуальные проблемы, связанные с позиционированием наших стран в отношении быстро меняющейся международной реальности, особенно в отношении тех вызовов, которые переживает наш регион.

Очевидно, среди важных вопросов, которые будут обсуждаться на аналитическом форуме, станут вопросы экономического сотрудничества.

Как известно, «экономическая корзина» ШОС значительно отстает от вопросов безопасности, которые всегда были приоритетом организации. С моей точки зрения, настала пора всерьез заняться проблемой налаживания эффективного экономического взаимодействия между нашими странами. Тем более что корни многих вопросов, связанных с обеспечением безопасности, лежат в плоскости социально-экономического развития.

Считаю, что экспертам необходимо очень внимательно отнестись к вопросу соотносимости и взаимной синергии экономических проектов для Центральной Азии. Сентябрьский вояж председателя КНР Си Цзиньпина в наш регион с конкретными контрактами по налаживанию транспортно-логистической инфраструктуры в регионе, сети трубопроводов, автомобильных и железных дорог стал хорошим заделом для реализации китайской инициативы по налаживанию Экономического пояса Великого шелкового пути.

Одновременно с этим мы видим конкретные шаги России по экономической реинтеграции постсоветской Центральной Азии. Думается, эти два проекта нуждаются в том, чтобы совместить форматы экономического сотрудничества на благо наших народов. Нужно снимать имеющиеся противоречия между ними. Полагаю, что взгляд на Таможенный союз как «антикитайский проект России» должен быть преодолен с учетом новых геоэкономических реалий.

- Какие, на ваш взгляд, меры необходимо предпринять, чтобы придать дополнительный импульс реализуемым в рамках ШОС проектам?

- Для того чтобы экономическое и политическое сотрудничество в рамках ШОС стало более динамичным, необходимо наполнить проекты прагматичным содержанием. Очень важно, например, идти на снижение средних таможенных тарифов в рамках евразийского экономического пространства, интегрировать интересы центральноазиатских стран, сближать наши социальные стандарты. Казахстан должен использовать в своих интересах синергию активного продвижения в наш регион двух крупных игроков: России и Китая. Другой важной темой обсуждения, очевидно, станет и проблема «афганского фактора» для Центральной Азии.

Вывод войск коалиции из Афганистана, результаты выборов президента в этой стране, закрытие центра транзитных перевозок в Бишкеке, открытие штаб-квартиры НАТО в Ташкенте - все эти события требуют своего экспертного анализа как с точки зрения отдельных стран, так и интересов Шанхайской организации сотрудничества в целом. Вообще, чтобы ШОС не потеряла динамику и авторитет своего международного позиционирования, необходимо достаточно активно реагировать на современные вызовы и формировать актуальную повестку дня как внутри организации, так и притягательную для наших внешних партнеров. Требует, наконец, прорыва проблема расширения ШОС. Поэтому нам есть что обсудить на предстоящем форуме.

- С какими подводными камнями приходится сталкиваться Казахстану в рамках ШОС? Какие необходимо предпринять шаги Астане, чтобы минимизировать риски?

- Казахстан всегда придерживался линии на динамичное и инициативное участие нашей страны в международном сотрудничестве в целом и в рамках ШОС в частности. Думаю, что эта стратегия должна быть продолжена. Очень хорошо, что наши внешнеполитические инициативы взаимно скоординированы. Я говорю о взаимодействии, например, двух форматов - ШОС и СВМДА. Ведь последний форум - это ноу-хау нашей страны. Эта инициатива призвана способствовать разрешению клубка разнообразных международных проблем в Азии и в определенной степени включает в себя такого «весомого игрока», как ШОС. Это показали результаты состоявшегося саммита глав государств СВМДА в Шанхае, где произошло подписание соответствующего соглашения между секретариатами ШОС и СВМДА.

Для сбалансированного и авторитетного участия стран Центральной Азии в современных международных отношениях необходимо объединить наши усилия, преодолев межстрановые противоречия по целому ряду вопросов, среди которых водно-энергетические, транспортно-коммуникационные разногласия. Несмотря на это, мы должны стремиться к конструктивному и взаимовыгодному их разрешению, выступая «единым центральноазиатским фронтом» по актуальным вопросам сегодняшнего дня. Поэтому как никогда актуальна идея центральноазиатской интеграции, вновь озвученная президентом Казахстана на недавнем Астанинском форуме Азиатского банка. Нам нельзя идти на поводу некоторых внешних сил, которые действуют в регионе в соответствии со стратегией «разделяй и властвуй». Должна быть выработана стратегия скоординированного действия. В этом отношении радует сближение позиций ключевых стран региона - Казахстана и Узбекистана, активизация «тюркского формата» взаимодействия. Нам необходимо включить все возможности концентрации внешнеполитических усилий с целью усиления нашего потенциала влияния и наращивания экономической мощи. Полагаю, что именно на это нацелена утвержденная недавно концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы. Площадка аналитического форума ШОС предоставляет широкие возможности для выработки скоординированных между экспертами наших стран позиций, и мы надеемся в этой связи быть услышанными лицами, принимающими политические решения на высшем уровне.

- В мае главы Казахстана, России и Беларуси подписали договор о создании ЕАЭС. Как отразится на Казахстане параллельное участие в ШОС и ЕАЭС, принимая во внимание наличие торгово-экономической составляющей в двух объединениях?

- Участие нашей страны в проекте евразийской экономической интеграции преследует стратегическую интеграционную цель нормативного закрепления существующих связей и отвечает сложившейся геополитике в Евразии. Это объективная данность. Мы должны стремиться «выжать максимальные» дивиденды для нашей страны из ее участия в этом проекте, при этом сохраняя и укрепляя наш политический суверенитет и расширяя возможности сотрудничества по другим векторам. Именно поэтому наш президент последовательно отстаивает стратегию только на экономическую интеграцию с северным соседом и открытый к сотрудничеству с другими центрами влияния формат взаимодействия. Таким образом, аполитичность Евразийского экономического союза и открытость этого проекта для других стран, в том числе и для нашего великого соседа Китая, это два столпа отношения Казахстана к этому проекту.

Исторически наш предок Абылай хан заложил основы этой стратегии выживания для нашей страны, и мы должны сохранить эту преемственность. Что касается параллельного участия Казахстана в ЕАЭС и торгово-экономических отношениях в рамках ШОС, то одно другое не исключает, а, напротив, позволяет сохранять баланс. Думаю, что участие Китая в ШОС очень важно с точки зрения сохранения такого баланса. На форуме ШОС в Бишкеке предполагается обсуждение подходов к разработке стратегии развития ШОС, в ней я полагаю необходимым предусмотреть механизмы баланса интересов России и Китая в Центральной Азии, проекта евразийской экономической интеграции и китайского проекта экономического пояса Великого Шелкового пути.

Разработка сгармонизированной теоретической экономической конструкции взаимодействия позволит нам, так сказать «младшим партнерам» Центральной Азии, при нахождении общей формулы интеграции наших интересов совершить «прорыв», который будет на пользу всем народам, участвующим в Шанхайской организации сотрудничества.

- Какие меры предпринимаются в рамках ШОС в связи с ситуацией в ИРА? Ведь в этом году Афганистан обретает нового главу государства и отказывается от размещения американских военнослужащих на своей территории…

- На протяжении долгих лет Афганистан представлялся в качестве «головной боли» региональных международных отношений, находясь в эпицентре геополитики мировых центров силы. Проблемы в этой стране рассматривались исключительно с точки зрения геополитического позиционирования ведущих внешних игроков. Сегодня наконец появляется шанс для внутриафганского консенсуса и исключения деструктивного внешнего влияния. Об этом много говорили и международные эксперты, и сами афганцы. Необходимо прекратить рассматривать Афганистан сквозь призму геополитики, пора заниматься мирным социально-экономическим возрождением этой многострадальной страны.

Восстановление ИРА должно строиться на двух основных принципах: во-первых, на широких международных гарантиях прежде всего со стороны стран-соседей, политического суверенитета и невмешательства во внутренние дела Афганистана, и во-вторых, на целенаправленном международном содействии экономическому развитию страны. Мне кажется, в рамках Шанхайской организации сотрудничества сейчас вызревает конструктивное отношение к афганской проблеме.

Ряд стран в двустороннем формате оказывает необходимую поддержку восстановлению мирной жизни в Афганистане. Это и китайские инвестиции, и узбекские инфраструктурные проекты, и гуманитарная помощь нашей страны в плане подготовки гражданских служащих в вузах Казахстана и поставок продовольствия. Считаю, что ШОС должно сконцентрироваться именно на этом направлении поддержки Афганистана.

Олег Сидоров


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?