Выступление заместителя Генерального прокурора на заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, посвященного вопросам безопасности дорожного движения (г.Астана, 10 июня 2014 года)

10 июня 2014, 17:44
Фото:

С 2010 года количество дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них увеличилось в два раза.

Каждый год в авариях погибает свыше 3 тыс. человек.

На 100 тысяч казахстанцев приходится 18 погибших в ДТП.

Целый ряд государств достигли показателя в 3-5 погибших, то есть, в несколько раз лучше, чем у нас.

Именно эти цифры заставляют говорить в первую очередь не о проделанной работе, а о том, чего сделано не было.

Как и прежде, основной причиной является безответственное отношение отдельных водителей.

Для некоторых сограждан нарушение правил является обычной практикой.

Они умышленно рискуют собственной безопасностью, сложно ожидать от них заботы о других участниках дорожного движения.

Отрадно, что граждане в последнее время стали активнее помогать в установлении и наказании нарушителей.

Размещенные в соцсетях видеоролики хамского поведения на дороге уже позволили привлечь ряд лиц к установленной законами ответственности.

Конечно, если говорить о перспективах совместной борьбы за «безопасную дорогу», реализована лишь незначительная часть потенциала.

Видео грубейших нарушений, которое возмущенные граждане выкладывают в Интернете, на системной основе не отрабатывается.

Хотя неотвратимость наказания во многих случаях можно без труда обеспечить, подняв записи камер полиции, и, найдя попавших в кадр свидетелей.

Зачастую и сами граждане, только что клеймившие позором посторонних нарушителей, молчаливо взирают на то, как их близкие и друзья совершают даже более тяжкие проступки.

К примеру, органами прокуратуры проведен рейд в отношении лиц, ранее лишенных водительских прав.

Лишь за 3 недели выявлено 134 лица, которые продолжали спокойно пользоваться транспортным средством, а 15 из них делали это еще и в нетрезвом виде.

Зная о том, что эти граждане лишены водительских прав, их близкие и друзья преспокойно ездили в качестве их пассажиров.

Справедливости ради нужно сказать, что в данном случае причина - не только и не столько в том, что их не пытаются остановить те граждане, кто об этом знает.

Парадоксально, но факт. За самые грубые нарушения лицо на несколько лет лишается водительских прав.

При этом за управление автомобилем уже будучи лишенным водительских прав этот же водитель будет всего лишь оштрафован на 10 МРП.

То, что такая мера наказания вряд ли является серьезным сдерживающим фактором, понятно и без вышеприведенных примеров.

Важно отметить и то, как были выявлены эти нарушители.

Зная их адреса проживания и работы, а также госномера машин, прокуроры вместе с инспекторами просто ждали их по маршруту каждодневного следования и те, не замедлили там появиться.

Ужесточение наказания и точечный контроль за этой категорией, на наш взгляд, значительно охладили бы пыл желающих сесть за руль без прав.

Нацеленность на устранение первопричин является наиболее перспективным средством улучшения ситуации не только в данном случае.

Предлагаю обратить внимание на место и время совершения ДТП с летальным исходом.

Большая их часть происходит за пределами населенных пунктов.

Так, в прошлом году 1853 человека или 61% погибли в результате именно таких ДТП.

Почти половина из них (43,6%) погибло в результате столкновения транспортных средств, что говорит о несоответствии технических параметров дорог интенсивности движения.

Существующие дороги в большинстве своем создавались в 60-70 годы, а количество автотранспорта с тех пор возросло в несколько раз (с 2,67 млн. единиц в 2007 году до 4,2 млн.в 2014 году).

К примеру, автодорога Астана - Темиртау, построенная в 1967 году, рассчитана на интенсивность движения не более 3 тыс. автомобилей в сутки.

Сейчас же на данном участке фиксируется в среднем 7,5 тыс. машин.

Трасса постоянно перегружена, что приводит к авариям с тяжкими последствиями.

Не соответствует интенсивности движения и автодорога Уральск - Атырау, на участке с 9-го по 63-й км которой лишь за последние шесть лет погибло 46 лиц.

Аналогичная ситуация и на многих других дорогах страны.

При этом темпы строительства новых автодорог и качество вновь построенных, к сожалению, не обеспечивают заметного уменьшения серьезных ДТП.

Качество построенных дорог вызывает серьезные нарекания.

Министерство транспорта и коммуникаций докладывает только о протяженности построенных или отремонтированных дорог. Между тем, очевидно, что чем шире дорога, тем больше возможности для маневра и меньше шансов совершить аварии.

Однако соответствующими критериями в сфере дорожного строительства обычно никто не оперирует.

В ходе строительства и ремонта далеко не всегда применяются передовые технологии и инновационные решения.

Восстановлениестарых полотен может запросто ограничиться примитивным ямочным ремонтом.

Более того по-прежнему нередки случаи применения некондиционных материалов, что заведомо сокращает срок нормальной службы автодорог.

К примеру, в Костанайской области требованиям не соответствовали такие основные составляющие, как песок и щебень.

В результате применения дешевых и некачественных материалов у подрядчиков вдруг возникает экономия, появляется возможность уводить деньги в теневой оборот.

Так, при строительстве Северного автообходаг.Актобе «экономия» на материалах составила 67 млн. тенге.

А отдельные подрядчики транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай» поддерживали регулярные взаимоотношения с «лжепредприятиями».

Нельзя не отметить пассивность дорожной полиции. Меры, принимаемые ею по наиболее аварийным участкам, не могут быть признаны достаточными.

На участке от 71 до 73 км автотрассы «Алматы-Оскемен», отделяющем г.Капшагай от военного городка, в 2013 году погибло 6 пешеходов.

Однако и по сей день там нет освещения, светофоров и ограждений, защищающих пешеходов от дорожного потока.

В Мангистауской области самый аварийный - участок со 114 по 145 км автодороги Жетыбай - Жанаозен. За 2 последних года - 35 ДТП, 22 погибших и 74 раненых.

Необходимые на этом участке знаки «Сужение дороги» и «Ограничение скорости до 90 км в час» установлены лишь в октябре прошлого года.

Подобные нарушения характерны для всех регионов, о чем наглядно говорит карта аварийности Комитета по правовой статистике и специальным учетам.

Полагаем, что здесь недостаточно используется потенциал предписаний, которые органы дорожной полиции уполномочены вносить для устранения причин и условий, способствующих нарушениям правил дорожного движения.

Не хотелось бы, чтобы зафиксированные по итогам прошлого года 97% удовлетворяемости предписаний, внесенных по вопросам дорожного движения, повлекли самоуспокоение.

Тем более, что достоверность этих данных вызывает серьезные сомнения.

Так, в акиматТурксибского района города Алматы были внесены предписания о демонтаже 31 самовольно возведенного «лежачего полицейского».

Акимат сообщил об исполнении, в отчете это было отражено.

Однако на самом деле ни одна из 31 конструкции с дорог удалена не была.

Примером тому может служить Тимирязевский отдел дорожной полиции Северо-Казахстанской области, все 11 предписаний которого остались без ответа.

Самой распространенной причиной ДТП, повлекшей наибольшее количество смертей, согласно статистике является превышение скорости.

На тех же междугородних трассах только за два последних года по этой причине погибло 1 355 лиц.

Меры по ужесточению ответственности и установление скоростемеров изменили ситуацию лишь отчасти.

Водители резко снижают скорость перед радарами и, проехав их, сразу же вновь нарушают скоростной режим.

За рубежом, например, во Франции, Бельгии и Италии, против таких водителей применяется метод Автодории.

Принцип чрезвычайно прост. На участке дороги с заранее измеренным расстоянием с интервалом в несколько десятков километров ставятся детекторы, которые невозможно объехать.

Камеры фиксируют номер и время проезда автомобиля. Центральный компьютер по данным с детекторов высчитывает среднюю скорость его движения на всем участке дороги.

В Европе водители предпочитают соблюдать установленную скорость, чем потом выжидать часы перед очередным детектором на выезде с каждого контрольного участка.

Думаю, у нас произошло бы то же самое.

Если говорить о населенных пунктах, то и здесь превышение скорости является основной причиной ДТП со смертельным исходом.

В прошлом году их доля составила 39%.

Несмотря на это, проблема обеспечения неотвратимости наказания за нарушение скоростного режима продолжает оставаться значимой.

Особенно это касается средств автоматической фото-видео-фиксации.

Так, по пятистам пятидесяти пяти тысячам нарушений прошлого года, зафиксированных скоростемерами, штрафы оплачены только на 49%.

С фактами превышеня скорости, выявленными инспекторами, ситуация несколько лучше, но тоже далека от идеальной.

Из наложенных 3 миллиардов 22 миллионов тенге штрафов уплачены лишь 1 миллиард 827 миллионов, или 60,5%.

По-прежнему остро стоит и проблема большого количества случаев наезда на пешеходов в населенных пунктах.

В прошлом году из 1 184 погибших в городах и селах 56,5% (597 человек) погибли именно в результате наезда автомобилей.

Вина водителей установлена в 78,9% (471), пешеходов - 21,1% (126) случаев.

Анализ этих происшествий показывает, что большинство из них связано с отсутствием безопасных условий для пешеходного движения.

Прежде всего, это относится к оборудованию пешеходных переходов: их освещению, оснащению светофорами, дорожными знаками, разметкой, ограждением проезжей части.

Органами исполнительной власти этому вопросу уделяется недостаточное внимание.

К примеру, в Алматинской области, где за два года погибло 380 пешеходов и более 1 тыс. пострадали, барьерное пешеходное ограждение установлено лишь на кольцевой развязке областного центра.

Такая ситуация наблюдается практически повсеместно.

На этом фоне становится понятным, почему ни один из, предусмотренных Отраслевой программой обеспечения безопасности дорожного движения (2012 - 2014 годы) надземных пешеходных переходов эскалаторного типа так и не построен.

Отдельно хотелось бы остановиться на безопасности пассажирских перевозок.

Половина автобусного парка не соответствует предъявляемым требованиям, нарушается порядок проведения предсменного медосмотра, режим труда и отдыха водителей.

Рынок пассажирских перевозок во многих случаях носит неорганизованный, стихийный характер, а автобусами иногда управляют такие люди, которые просто водителями то быть не должны.

Достаточно вспомнить, что в Алматы более пяти месяцев одним из маршрутных пассажирских автобусов управлял гражданин Узбекистана, не имевший водительских прав.

Не без влияния всех этих негативных факторов в прошлом году в ходе пассажирских перевозок погибло 72 человека.

Как и с превышением скорости, большое значение в обеспечении безопасности пассажирских перевозок имеет качество государственного и общественного контроля.

28 апреля на углу улиц Жансугурова и Жандосова в Алматы в результате гонок между двумя пассажирскими автобусами маршрута №106 произошло столкновение пяти автотраснпортных средств, в котором лишь чудом удалось избежать человеческих жертв.

Пока водители автобусов безнаказанно устраивают ралли-рейды с полным салоном людей, ситуацию иначе как неудовлетворительной не охарактеризуешь.

Причем необеспечение неотвратимости наказания в сфере дорожного движения наблюдается даже по уголовно наказуемым деяниям.

В 2013 году прокурорами выявлено 28 укрытых преступлений, отменено 230 незаконных постановлений о приостановлении уголовных дел, из которых по 23-м имелись подозреваемые.

Так, 29 марта прошлого года в п.КомсомолИлийского района Алматинской области водитель КАМАЗа И. совершил наезд на пешехода, который скончался на месте.

Хотя все участники ДТП известны, уголовное дело было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Возможность прекращения подобных дел за примирением сторон также не способствует достижению неотвратимости наказания.

Из находившихся в прошлом году в производстве полиции 3025 уголовных дел по статье ст.296 УК РК (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами), осуждено всего лишь 317 лиц.

1221 дело прекращено по нереабилитирующим основаниям на стадии следствия либо дознания, 337 - в судебном заседании.

Таким образом, когда возбуждались уголовные дела, лишь каждый 10-тый водитель подвергся уголовному наказанию.

В половине случаев дела прекращены по причине примирения сторон.

В проект нового Уголовного кодекса включена норма, исключающая прекращение производства за примирением в случае смерти потерпевшего.

Это, на наш взгляд, позволит правоохранительной системе более адекватно реагировать по отношению к виновникам ДТП с летальным исходом.

Вопиющие нарушения отмечены в процедурах привлечения к административной ответственности.

Что говорить о менее тяжких правонарушениях, когда даже при положительных анализах на алкоголь дела в отношении водителей в суд не доходят или, как бы случайно, направляются с нарушением сроков.

В результате только за 2013 год 495 лиц, управлявших автомобилем в состоянии опьянения, освобождены судом от отвественности за истечением срока давности.

Кроме того, 748 административных дел, которые из суда были возвращены надооформление, туда так и не вернулись.

В Восточно-Казахстанской области ранее лишенный прав водитель М., будучи пьянымдопустил опрокидывание машины,в результате чего погиб пассажир.

Уголовное делопрекращено за примирением сторон; к административной ответственности этот горе-водитель также не привлечен.

К сожалению, при имеющемся состоянии производства по делам о нарушении правил дорожного движения такие факты становятся возможны.

Отсутствие элементарного порядка, дисциплины и строгости приводит к тому, что даже судебное постановление еще далеко не гарантия того, что виновный будет реально наказан.

В прошлом году в сфере дорожного движения совершены 1 млн. 875 тыс. административных правонарушений; по ним наложено штрафов на сумму 16 млрд. 594 млн. тенге. Из них взыскано лишь 59 % (9 млрд. 837 млн. тенге).

Таким образом, главной угрозой тому, чтобы меры по ужесточению штрафов реализовали свой потенциал, является в первую очередь именно слабая взыскиваемость.

Среди ее основных причин:

- недобросовестность нарушителей;

- недоработки сотрудников по взысканию штрафов;

- мошенническое использование подложных квитанций об оплате штрафов.

Нарушения порядка направления административных материалов на принудительное исполнение выявлены прокурорами практически всех регионов.

Только в Алматы на исполнение своевременно не направлено 24,5 тыс. материалов на сумму более 120 млн. тенге.

Всего по республике подобных фактов более 58 тыс., сумма штрафов по ним 397 млн. тенге.

Установлено много случаев предъявления поддельных квитанций.

21 апреля т.г. Управлением собственной безопасности ДВД Западно-Казахстанской области возбуждено уголовное дело в отношении инспектора группы административной практики УВД г.Уральска.

На протяжении года он вводил в базу данных ложные сведения об оплате административных штрафов и незаконно возвращал водительские удостоверения их владельцам.

В момент возбуждения уголовного дела сумма незаконно снятых с исполнения штрафов составила более 740 тыс. тенге.

Органами уголовного преследования работа по выявлению лиц, подделавших квитанции, активизирована, однако при надлежащем контроле за уплатой штрафов, такой подлог просто терял бы смысл.

В частности, при элементарной сверке с казначейством такие факты были бы выявлены незамедлительно, а желающих в дополнение к адмштрафу гарантированно получить еще и уголовную статью вряд ли нашлось бы много.

Системные сбои есть и в процедуре выдачи водительских прав.

Установлены случаи выдачи удостоверений лицам, состоящим на специальных учетах психоневрологических и наркологических диспансеров.

Так, в Северо-Казахстанской области получил права и устроился водителем маршрутного такси человек, стоявший на учете с параноидальной шизофренией, аффективно-бредовый синдром и склонный к суициду.

В июле прошлого года он совершил самоубийство через повешение.

Факты выдачи водительских удостоверений лицам, состоящим на учетах в органах здравоохранения, выявлены повсеместно.

Ранее внесенное предложение об интегрировании баз данных органов внутренних дел и учреждений здравоохранения в рамках проекта СИО ПСО пока не реализовано.

Здесь нужны и нормативно-правовые изменения, поскольку данные о нахождении гражданина на учетах в связи с заболеваниями составляют врачебную тайну.

Практически все остальные инициативы были реализованы с принятием Закона «О дорожном движении»

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 6 Закона «О дорожном движении» среди основных направлений государственной политики в сфере дорожного первым указано обеспечение безопасности и доступности дорожного движения, комфортности и сервиса для его участников.

Соответственно, на это в первую очередь должны быть направлены усилия сотрудников полиции.

Кроме того, необходимо повышать авторитет, а также укреплять доверие к сотрудникам со стороны участников дорожного движения.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?