Анализ уголовного законодательства в части применения норм, охраняющих общественный порядок, в странах дальнего зарубежья (В.Е. Батюкова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Уголовного права Московского университета МВД России)

12 июня 2014, 13:53
Фото:

В.Е. Батюкова,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры Уголовного права Московского университета МВД России

Автор полагает, что без сравнительного анализа уголовно-правовых норм, содержащихся в уголовном законодательстве зарубежных государств, трудно выработать подходы к совершенствованию российского уголовного закона.

Ключевые слова: Уголовный кодекс Испании, российское уголовное законодательство, общественное спокойствие, тяжкие преступления.

V.E. BATYUKOVA,

candidate of legal sciences, associate professor, associate professor

of the chair of Criminal law of Moscow university of the MIA of Russia

ANALYSIS OF THE CRIMINAL LEGISLATION IN THE PART

OF APPLICATION OF NORMS, GUARDING PUBLIC ORDER,

IN THE COUNTRIES OF THE FAR ABROAD

The author believes that, without a comparative analysis of the criminal law provisions contained in the criminal legislation of foreign states, it is difficult to develop approaches to the improvement of Russian criminal law.

Key words: Criminal code of Spain, Russian criminal legislation, public safety, serious crimes.

Уголовный кодекс Испании

 Новый Уголовный кодекс Испании (далее - УК Испании) был одобрен Генеральными кортесами - парламентом страны, подписан королем Хуаном-Карлосом и опубликован в «Официальном бюллетене Испании» 24 ноября 1995 г. В соответствии с Конституцией новый УК Испании вступил в силу 24 мая 1996 г.

В соответствии с Уголовным кодексом Испании раздел XXII Книги II (Особенная часть по УК РФ) посвящен преступлениям, посягающим на общественный порядок. Глава I «Мятеж» посвящена преступлениям, которые созвучны статье 212 УК РФ. Поскольку при совершении массовых беспорядков по российскому уголовному законодательству основным объектом является общественная безопасность, а не общественный порядок, мы не будем рассматривать эти преступления, которые входят в главу I УК Испании.

Глава III «О публичных беспорядках» содержит статью 557 следующего содержания: «Тот, кто, действуя в группе, с целью совершения посягательства против общественного спокойствия, нарушит общественный порядок, причинив телесные повреждения людям, причинив ущерб собственности, создав препятствия на общественных дорогах или подступах к ним с опасностью для лиц, передвигающихся по ним, захватив сооружения или здания, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до трех лет, независимо от наказания, которое может быть назначено по другим статьям настоящего Кодекса»[1]. Согласно статье 33 УК Испании, это преступление относится к категории менее тяжких преступлений. Данный состав преступления содержит признаки хулиганства, действовавшего в Российской Федерации до 2003 г., которое определялось как действия, которые направлены на нарушение общественного порядка и общественного спокойствия, сопряженные с применением насилия, уничтожением или повреждением собственности.

Статья 558 УК Испании устанавливает уголовную ответственность за тяжкое нарушение общественного порядка: «Тот, кто тяжко нарушит общественный порядок на заседании, проводимом Судьей или членом Суда, во время публичных мероприятий, проводимых должностными лицами или объединениями, на избирательном участке, в государственном учреждении или предприятии, в учебном заведении или по ходу проведения культурных или спортивных представлений, наказывается арестом на срок от семи до двадцати четырех выходных дней или штрафом на сумму от трех до двенадцати месячных заработных плат»[2]. Данное преступление относится к категории менее тяжких преступлений.

Статья 559 УК Испании содержит запрет тяжкого нарушения общественного порядка с целью воспрепятствовать какому-либо лицу осуществить свои гражданские права. За совершение указанного преступления испанским законодателем предусмотрено наказание в виде штрафа на сумму от трех до двенадцати месячных заработных плат и (специальным) лишением пассивного избирательного права на срок от двух до шести лет. Согласно статье 33 УК Испании, это преступление относится к категории тяжких.

Статья 560 УК Испании раздела «Преступления против общественного порядка» предусматривает уголовную ответственность за причинение ущерба путем прерывания, создания препятствий или разрушения линии или установки телекоммуникаций или почты. За совершение указанного противоправного деяния предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок от одного до пяти лет. Часть 2 этой статьи предусматривает причинение ущерба железнодорожным путям или движению на железной дороге любым способом. Часть 3 предусматривает ответственность за причинение ущерба трубопроводу, или водо-, газо-, электропроводам в населенном пункте, когда прерывается или тяжко нарушается снабжение или обслуживание. Согласно статье 33 УК Испании, это преступление относится к категории тяжкого. В российском уголовном законодательстве это преступление соответствует некоторым признакам, предусмотренным статьей 215-3 УК РФ. Соответственно норма, предусмотренная частью 1 статьи 215-3, относится к категории преступлений средней тяжести, а нормы, содержащиеся в частях 2 и 3, - к категории тяжких преступлений.

Статья 561 УК Испании содержит следующий запрет: «Тот, кто с умыслом совершит посягательство на общественное спокойствие даст ложное сообщение о существовании взрывных и других устройств, которые могут произвести такой же эффект, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до одного года или штрафом на сумму от шести до восемнадцати месячных заработных плат, учитывая степень производственного беспокойства или нарушения порядка»[3]. В некоторой части эта норма соответствует статье 207 УК РФ.

Как видно из приведенного перечня норм, направленных на охрану общественного порядка, Уголовный кодекс Испании содержит достаточно широкий их перечень. Эти преступления носят разнородный характер, но во всех, на наш взгляд, присутствуют признаки прежней редакции хулиганства, предусмотренного статьей 213 УК РФ. Кроме этого, в Особенной части (книга вторая кодекса, включающая в себя нормы об ответственности за преступления) УК Испании содержатся нормы, которые в той или иной степени отражают рассматриваемые нами мотивы преступлений.

Раздел III «Телесные повреждения» содержит статью 154 следующего содержания: «Те, кто дерутся между собой, нападая друг на друга, вызывая беспорядки и используя способы и орудия, которыми можно причинить вред жизни или здоровью человека…»[4] Глава II «Угрозы» раздела VI «Преступления против свободы личности» содержит статью 170: «Если угрозы причинения вреда были направлены на запугивание жителей определенного населенного пункта, этнической группы или какой-либо группы людей и были достаточно опасны в случае их осуществления…»[5] Отдел 2 «О преступлениях против свободы совести, религиозных чувств и уважения к умершим» главы IV «О преступлениях, связанных с осуществлением основных прав и публичных свобод и обязанностью исполнения социальных работ» раздела XXI «Преступления против Конституции» содержит статью 523: «Тот, кто насилием, угрозами, организацией беспорядков или оскорблением действием создаст препятствия или будет мешать, или прервет действие, торжественный акт, церемонию или манифестацию какой-либо религиозной конфессии, зарегистрированной в Министерстве юстиции и внутренних дел…»[6] Других преступлений, где содержатся хулиганские мотивы или мотивы, указанные в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ, Уголовный кодекс Испании не предусматривает.

В Книге I УК Испании (Общая часть по УК РФ) содержится статья 23, определяющая обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. В качестве такого обстоятельства испанский законодатель в пункте 4 предусматривает совершение преступления по мотивам расизма, антисемитизма или другим, касающимся этнического или национального происхождения, принадлежности к меньшинствам, сексуальной ориентации, идеологии, религии или убеждений потерпевшего.

Уголовный кодекс Швейцарии (далее - УК Швейцарии)

Общественный порядок в Швейцарии охраняется посредством раздела двенадцатого «Преступления и проступки против общественного спокойствия», который содержит разнообразный перечень уголовно-правовых норм.

Статья 258 УК Швейцарии содержит следующий состав преступления: «Кто запугивает население, используя угрозу или извращая факты об имеющейся якобы опасности для жизни, здоровья или собственности, наказывается каторжной тюрьмой на срок до трех лет или тюремным заключением»[7].

Статья 259 «Публичный призыв к совершению преступлений или к насильственной деятельности» предусматривает ответственность за публичные призывы к совершению преступления или проступка, применяя насилие в отношении людей или вещей.

 При этом статья 260 УК Швейцарии «Нарушение общественного порядка, сопряженное с насильственными действиями группы лиц» имеет некоторое сходство с прежней редакцией статьи 213 УК РФ, поскольку предусматривает ответственность за совершение публичных актов насилия против лиц и собственности: «Кто принимает участие в сборище лиц в публичном месте, если они объединенными силами совершают насильственные действия в отношении людей или вещей, наказываются тюремным заключением или штрафом»[8].

Статья 261bis. УК Швейцарии также направлена на охрану общественного спокойствия и устанавливает уголовную ответственность за расовую дискриминацию: «Кто публично призывает к ненависти или дискриминации в отношении лица или группы лиц из-за их расы, этнической принадлежности или религии;

кто публично распространяет идеологию, которая направлена на систематическую дискриминацию или опорочивание представителей расы, этнической группы или религии;

кто организует с этой же целью пропагандистские акции, содействует им или принимает участие в них,

кто публично, используя слово, надпись, изображение, жестикуляцию, оскорбление действием, или другим образом опорочивает или дискриминирует лицо или группу лиц из-за их расы, этнической принадлежности или религии способом, попирающим человеческие ценности, или по этим же основаниям не считает преступлениями геноцид или другие преступления против человечности, грубо преуменьшает их серьезность или пытается оправдать;

кто отказывает в предлагаемой им услуге, которая предназначена для общественности, лицу или группе лиц из-за их расы, этнической принадлежности или религии, -

наказывается тюремным заключением или штрафом»[9]. Это преступное деяние по некоторым признакам соответствует статье 282 УК РФ.

 Статья 262 УК Швейцарии устанавливает уголовную ответственность за надругательство над местами погребения:

«1. Кто грубым образом бесчестит могилу умершего;

кто злонамеренно нарушает проведение похоронной процессии или погребения или бесчестит их;

кто бесчестит труп или злонамеренно надругается над ним, — наказывается тюремным заключением или штрафом.

2. Кто изымает труп или части трупа или пепел умершего против воли правомочного лица, наказывается тюремным заключением или штрафом»[10]. Данная уголовно-правовая норма соответствует статье 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».

 Кроме этого, УК Швейцарии в статье 112 устанавливает ответственность за тяжкое убийство: «Если лицо действует особо бессовестно, а именно его мотивы совершения преступного деяния, цель преступного деяния или вид исполнения являются особо упречными…»[11] В данном случае швейцарский законодатель в качестве обязательных признаков совершения такого вида убийства считает субъективные признаки, что, на наш взгляд, можно соотнести с пунктами «и» и «л» части 2 статьи 105 УК РФ.

Раздел второй Книги II УК Швейцарии содержит статью 144, предусматривающую ответственность за повреждение вещей. Часть 2 названной статьи содержит положение о том, что если лицо совершило повреждение вещей при проведении сборища лиц, то деяние преследуется соответствующим органом официально. Данная уголовно-правовая норма устанавливает ответственность при определенном условии - сборище лиц, тогда как статья 260 устанавливает уголовную ответственность за нарушение общественного порядка, которое сопряжено с насильственными действиями против людей и вещей и совершается при сборище лиц. Нетрудно заметить, что эти преступные деяния совершаются в одинаковой обстановке «сборища лиц»; действия, характеризующие эти составы преступлений - «повреждение вещей» (статья 144 УК Швейцарии), должны охватываться понятием «насильственные действия в отношении вещей» (статья 260 УК Швейцарии). Закономерно возникает вопрос: в каком случае можно говорить о совокупности преступлений, а когда ответственность субъекта возникает по одной уголовно-правовой норме?

 В Книге I (Общая часть) УК Швейцарии отсутствует норма, определяющая отягчающие обстоятельства.

 На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Уголовное законодательство Швейцарии не содержит состава преступления «хулиганство».

2. Признаки, характеризовавшие хулиганство до 2003 г. (с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества), содержатся в различных преступлениях, которые расположены в разделе «Преступления и проступки против общественного спокойствия» УК Швейцарии.

3. При описании преступлений законодатель Швейцарии, как правило, использует объективные признаки и описывает само деяние, в редких случаях указывая на мотивы совершения преступления.

4. Швейцарское уголовное законодательство при определении преступлений, посягающих на общественный порядок и общественное спокойствие, а также в отношении других преступлений не связывает их совершение с мотивами, закрепленными в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии (далее - УК ФРГ).

Действующий УК ФРГ восходит к Уголовному кодексу Германской Империи от 15 мая 1871 г. Нами проводится юридический анализ УК ФРГ в редакции от 13 ноября 1998 г. по состоянию на 15 мая 2003 г.[12]

Охрана общественного порядка в Федеративной Республике Германии осуществляется посредством раздела 7 «Наказуемые деяния против общественного порядка» Особенной части Уголовного кодекса. Перечень преступлений, которые включены в вышеуказанный раздел, весьма разнообразен и содержит следующие составы преступлений.

В §123 «Нарушение неприкосновенности жилища» установлено: «Кто противоправно проникает в квартиру, помещения предприятия или владение другого лица или в закрытые помещения, предназначенные для общественных служб или транспорта, или, не имея на то полномочий, находится в подобном помещении и не покидает его по настоятельной просьбе уполномоченного лица, наказывается лишением свободы на срок до одного года или денежным штрафом»[13]. Согласно второму абзацу §12 Общей части УК ФРГ, это деяние относится к проступкам, поскольку наказание, предусмотренное за его совершение, составляет менее одного года лишения свободы.

Параграф 124 предусматривает ответственность за публичный сбор толпы с намерением сообща предпринять насильственные действия против лиц или вещей, противозаконно проникнуть в квартиру, помещения предприятия или во владение другого лица, или в закрытые помещения, предназначенные для общественных служб; каждый, кто принимает участие в таких действиях, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом. В данном случае, на наш взгляд, можно говорить о грубом нарушении общественного порядка, сопряженного с насильственными действиями против лиц или имущества, а также об их совершении по мотиву «явного неуважения к обществу», т.е. в сравнении с УК РФ можно говорить о хулиганстве, которое было предусмотрено частью 1 статьи 213 УК РФ в редакции до 2003 г.

Параграф 125 предусматривает уголовную ответственность за нарушение общественного спокойствия, сопряженного с насильственными действиями группы лиц. В состав анализируемого преступления законодатель ФРГ включает такие признаки: 1) совершение насильственных действий против людей или разрушительных действий против вещей; 2) угроза применения насильственных действий по отношению к людям, совершаемых сообща группой лиц, угрожающих общественной безопасности; 3) кто, воздействуя на группу людей, способствует ее готовности к совершению таких действий. За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. В данном случае можно говорить о грубом нарушении общественного порядка, совершенном в любой форме соучастия, сопряженном с применением насилия в отношении людей, угрозой применения такого насилия или сопряженном с повреждением чужого имущества, т.е. речь идет о деянии, которое было предусмотрено частью 2 статьи 213 УК РФ в редакции до 2003 г.

Параграф 125а предусматривает ответственность за особо тяжкий случай нарушения общественного спокойствия, сопряженный с насильственными действиями группы лиц. Согласно законодательному определению, особо тяжким случаем признается совершение вышеуказанных действий, если лицо, его совершившее: 1) имеет при себе огнестрельное оружие; 2) имеет при себе другое оружие для применения его при совершении деяния; 3) насильственными действиями подвергает другое лицо смертельной опасности или опасности причинения тяжкого вреда его здоровью; 4) мародерствует или наносит существенный вред чужому имуществу. За совершение указанного преступления законодатель ФРГ предусматривает наказание в виде лишения свободы от шести месяцев до десяти лет. Из приведенного определения видно, что первые два признака совершения особо тяжкого случая нарушения общественного спокойствия соответствуют пункту «а» части 1 статьи 213 ныне действующего УК РФ. Третий признак - создание смертельной опасности или опасности причинения тяжкого вреда здоровью - соответствует статье 119 УК РФ, хотя данный состав преступления находится в главе 16 «Преступления против жизни и здоровья» раздела VII «Преступления против личности». Причем российский законодатель при конструировании этой уголовно-правовой нормы не учитывает хулиганские побуждения, а в качестве отягчающего обстоятельства предусматривает совершение этого преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Четвертый признак, характеризующий §125а УК ФРГ, соответствует статьям 167, 243, 244 УК РФ, однако хулиганские побуждения указаны как квалифицирующий признак только в части 2 статьи 167 УК РФ, а в пункте «б» части 2 статьи 244 в качестве отягчающего обстоятельства законодатель называет мотивы, аналогичные пункту «б» части 1 статьи 213 УК РФ.

УК ФРГ содержит §126 «Нарушение общественного спокойствия посредством угрозы совершения наказуемых деяний» следующего содержания:

«(1) кто любым нарушающим общественное спокойствие способом угрожает:

1. совершением насильственных действий сообща с другими лицами против других лиц и тем самым нарушением общественного спокойствия в случаях, указанных в §125а;

2. тяжким убийством, убийством или геноцидом;

3. тяжким телесным повреждением;

4. совершение наказуемого деяния против личной свободы;

5. разбоем, вымогательством, сопровождаемым прямой угрозой применения насилия;

6. совершением общеопасного преступления (поджог, тяжкий поджог, особо тяжкий поджог, создание опасности взрыва; создание ситуации, связанной с наводнением; опасность общественного отравления; опасное вмешательство в дорожное движение и т.д.);

7. опасным для общества проступком,

наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом.

(2) Так же наказывается тот, кто любым способом нарушает общественное спокойствие, намеренно ложно утверждает, что осуществление одного из указанных в абзаце 1 противоправных деяний еще якобы предстоит»[14].

К преступлениям против общественного порядка законодатель ФРГ относит и такие составы преступлений, как создание вооруженных групп, преступных и террористических объединений, подстрекательство против народов, распространение материалов, служащих руководством к совершению наказуемых деяний, изображение насилия, присвоение власти, нарушение условий хранения служебных документов.

Кроме этого, в Особенной части УК ФРГ расположена норма, предусматривающая уголовную ответственность за совершение тяжкого убийства (§211 УК ФРГ), одним из признаков которого является убийство из корыстных или прочих низменных побуждений. Раздел восемнадцатый «Наказуемые деяния против личной свободы» содержит §241а предусматривает уголовную ответственность за навлечение подозрения по политическим мотивам. Других составов преступлений, где законодатель ФРГ учитывал бы хулиганские побуждения или политические мотивы, Уголовный кодекс не содержит.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Уголовное законодательство ФРГ не знает такого состава преступления, как хулиганство.

2. Для обеспечения охраны общественного порядка законодатель ФРГ использует следующие объективные признаки: а) нарушение общественного порядка или общественного спокойствия; б) совершение действий группой лиц, группой лиц по предварительному сговору; в) применение насилия к людям; г) угроза применения такого насилия; д) повреждение или уничтожение имущества; е) использование оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия.

3. При конструировании составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК, законодатель ФРГ, как правило, использует объективные признаки.

4. Хулиганские побуждения и политические мотивы используются законодателем ФРГ в исключительных случаях.

5. Мотив «явного неуважения к обществу» раскрывается через содержание объективных признаков составов преступлений.

6. Законодатель ФРГ не связывает совершение преступлений, направленных на нарушение общественного порядка и общественного спокойствия, с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В этом случае содеянное квалифицируется по §113 (противодействие служащему, исполняющему служебные решения) или по §114 (сопротивление лицам, приравненным к служащим, исполняющим служебные решения).

Уголовный кодекс Австрии (далее - УК Австрии)

УК Австрии был принят 29 января 1974 г. и вступил в законную силу с 1 января 1975 г. Австрийское уголовное законодательство привлекло наше внимание в связи с тем, что это государство имеет современное, а главное, стабильное законодательство. Российская Федерация ни в советский, ни в постсоветский период такого законодательства не имела, да и в настоящее время постоянно в УК РФ вносятся изменения, которые говорят о несовершенстве российского уголовного законодательства.

Охрана общественного порядка и общественного спокойствия в Австрии осуществляется посредством раздела двадцатого Особенной части УК Австрии «Преступления против общественного спокойствия», который включает в себя разнородные составы преступлений, но мы будет уделять внимание тем уголовно-правовым нормам, которые характеризуют посягательства на общественный порядок или общественное спокойствие.

Вышеназванный раздел включает в себя §274 «Нарушение общественного порядка, сопряженное с насильственными действиями группы лиц», следующего содержания:

«(1) Всякий, кто сознательно принимает участие в сборище группы лиц, которое нацелено на то, чтобы под его влиянием совершить тяжкое убийство (§75), убийство (§76), тяжкое телесное повреждение (§83-87) или тяжкое повреждение вещей (§126), и если такое насильственное деяние совершается, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет.

(2) Всякий, кто принимает участие в сборище в качестве руководителя или будучи соучастником выполняет одно из преступных деяний, приведенных в абзаце 1, или содействует его проведению (§12), подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до трех лет»[15].

Поскольку данное преступление посягает на общественный порядок, о чем прямо говорится в названии параграфа, законодатель Австрии предполагает совокупность преступлений, перечисленных в абзаце и §274 УК. Данное положение можно соотнести с УК РФ, где в качестве квалифицирующих признаков законодатель предусматривает хулиганские побуждения. Однако, согласно постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, такая совокупность требуется только в том случае, если эти преступления сопровождались и иными действиями, грубо нарушающими общественный порядок.

Параграф 275 «Нарушение общественного спокойствия угрозой совершения общеопасного преступления» предусматривает уголовную ответственность всех, кто вызывает страх и беспокойство у населения или у большого круга лиц посредством угрозы, связанной с посягательством на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, свободу или имущество. За совершение указанных действий законодатель Австрии предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. В соотношении с российским уголовным законодательством, на наш взгляд, можно говорить о грубом нарушении общественного порядка, сопряженным с угрозой применения насилия к гражданам, а также угрозой уничтожения или повреждения имущества.

Абзац 2 §275 УК Австрии предусматривает уголовную ответственность за преступное деяние, если оно повлекло за собой:

1) тяжелое или продолжающее длительное время нарушение общественной жизни;

2) тяжелое нарушение экономической жизни;

3) смерть одного человека или тяжкие телесные повреждения (§84 абз.1) большому количеству людей или вследствие этого деяния многие люди попали в бедственное положение. За совершение указанных деяний предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. В качестве особо квалифицированного признака в абзаце 3 предусмотрено, что если вышеуказанное деяние повлекло за собой смерть большого количества людей, то исполнитель деяния подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от одного года до десяти лет.

При конструировании данной нормы нетрудно заметить, что австрийский законодатель при описании преступления использует такие оценочные признаки, как «страх и беспокойство», «тяжелое или продолжающееся длительное время нарушение общественной жизни», «тяжелое нарушение ущерба экономической жизни», «большое количество людей».

Норма, содержащаяся в §276 «Распространение ложных слухов, способных вызвать беспокойство у населения», предусматривает ответственность того, кто преднамеренно распространяет ложный слух, распространение которого может вызвать беспокойство у большого круга лиц и тем самым угрожать общественному порядку. В качестве квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков этого преступления законодатель предусмотрел признаки, аналогичные признакам, предусмотренным в §275.

Данная уголовно-правовая норма подлежит расширительному толкованию по сравнению с нормами, содержащимися в статьях 207 и 308 УК РФ, которые соответственно предусматривают уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма и за заведомо ложный донос. Не ясна позиция австрийского законодателя в понимании содержания таких ложных слухов.

Параграф 283 предусматривает уголовную ответственность за стравливание групп населения: «(1) Всякий, кто публично призывает таким способом, который может угрожать общественному порядку, к совершению враждебного действия против церкви или против религиозного общества, находящихся на территории Австрии, или против принадлежности определенных групп населения к такой церкви или религиозному обществу, к расе, народу, народности или государству, либо подстрекает к подобному действию, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет.

(2) Такому же наказанию подлежит тот, кто публично натравливает на группы населения, указанные в абзаце 1, или оскорбляет их способом, ранящим человеческое достоинство, или пытается дискредитировать их»[16]. В данном случае, на наш взгляд, можно говорить о грубом нарушении общественного порядка по мотивам идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, т.е. по тем мотивам, которые предусмотрены в пункте «б» части 2 статьи 213 УК РФ.

Параграф 284 УК Австрии предусматривает ответственность за такое нарушение общественного порядка, которое происходит путем срыва собрания: «Всякий, кто препятствует или срывает собрание, демонстрацию или митинг, которые не запрещены, с применением силы или с угрозой применения силы, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года»[17].

На основании изложенного сделаем следующие выводы:

1. Уголовное законодательство Австрии не знает такого преступления, как хулиганство, однако признаки, характеризующие хулиганство по российскому уголовному законодательству, находятся в ряде составов преступлений, посягающих на общественный порядок и общественное спокойствие.

2. Нарушение общественного порядка австрийский законодатель связывает с группой лиц, с насилием или угрозой применения насилия к гражданам, с уничтожением или повреждением имущества.

3. При конструировании составов преступлений, посягающих на общественный порядок и общественное спокойствие, законодатель Австрии употребляет оценочные признаки.

4. Мотивы, установленные в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ, предусматриваются австрийским законодателем в самостоятельном составе преступления, посягающем на общественный порядок.

Уголовный кодекс Франции (далее - УК Франции)

 Новый УК Франции был принят в 1992 г. и действует с 1 марта 1994 г. Он сменил «классический» кодекс Наполеона 1810 г., просуществовавший во Франции более 180 лет.

Охрана общественного порядка и общественного спокойствия во Франции осуществляется посредством Книги четвертой «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия». Эта Книга содержит раздел III «О посягательствах на государственную власть», в который включена глава I «О посягательствах на общественное спокойствие». В названной главе содержатся нормы, в которых определены признаки составов преступлений, посягающих, по мнению законодателя Франции, на общественный порядок и общественное спокойствие.

Отдел II этой главы «О противоправном участии в сборище» содержит статью 431-3, определяющую некоторые понятия, употребляемые французским законодателем при конструировании составов преступлений, входящих в данный отдел:

«Сборищем является любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественном месте, способное нарушить общественный порядок.

Сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата, исходящих от префекта, супрефекта, мэра или одного из его заместителей, любого должностного лица судебной полиции, ответственного за общественную безопасность, или любого другого должностного лица судебной полиции, имеющего знаки отличия, соответствующие его полномочиям.

Эти требования предъявляются в соответствии с принятыми правилами информирования лиц, участвующих в сборище, об обязанности немедленно разойтись; указанные правила детализируются декретом Государственного совета, который равным образом определяет знаки отличия, которые должны носить лица, упомянутые в предыдущем абзаце.

Однако представители публичных силовых ведомств, вызванные для рассеивания сборища, могут непосредственно применить силу, если против них совершены насильственные действия либо побои или если они не могут иначе защитить территорию, которую занимают»[18].

Статья 431-4 предусматривает ответственность за совершение деяния того, кто не имеет при себе оружия, выразившегося в умышленном продолжении участия в сборище после требования разойтись. За совершение этого деяния предусмотрено наказание в виде одного года тюремного заключения.

Ст.431-5 предусматривает ответственность за участие в сборище, совершенное вооруженным лицом. За совершение этого преступного деяния предусмотрено наказание в виде трех лет тюремного заключения. В случае если вооруженное лицо умышленно продолжает участвовать в сборище после требований разойтись, наказание увеличивается до пяти лет тюремного заключения.

Статья 431-6 гласит: «Прямое провоцирование вооруженного сборища, выраженное либо в публичных выступлениях или криках, либо в расклеенных или распространенных листовках, либо совершенное любым другим способом передачи текста, речи или изображения, наказывается одним годом тюремного заключения.

Если провокация привела к результату, наказание увеличивается до семи лет тюремного заключения»[19].

Из прямого указания статьи 431-3 следует, что вся группа преступлений, содержащихся в отделе II, направлена именно на нарушение общественного порядка и законодатель Франции связывает их с местом совершения (общественное место или общественный путь), с вооруженностью субъекта преступления, с сопротивлением представителям власти или публичных силовых ведомств. Следует обратить внимание на значительное усиление уголовной репрессии при наступлении какого-либо вреда.

Проводя сравнительный анализ российского и французского уголовного законодательства в части охраны общественного порядка, отметим, что преступные деяния, содержащиеся в отделе II главы I «О посягательствах на общественное спокойствие», с одной стороны, могут характеризоваться по российскому законодательству как массовые беспорядки (статья 212 УК РФ), а с другой - содержат некоторые признаки, присущие хулиганству, которое определялось в УК РФ в редакции до 8 декабря 2003 г.

Отдел III «О незаконных манифестациях и противоправном участии в манифестации или публичном собрании» главы I «О посягательствах на общественное спокойствие» содержит статью 431-10, предусматривающую ответственность за участие вооруженного лица в манифестации или публичном собрании - наказание в виде тюремного заключения сроком на три года.

Отдел IV «О боевых группах и расформированных движениях» вышеназванной главы I содержит статью 431-13 следующего содержания: «Боевую группу, помимо случаев, предусмотренных законом, образует любое объединение лиц, владеющих оружием или имеющих доступ к нему, обладающее иерархической организацией и способное нарушить общественный порядок»[20]. Данное понятие можно соотнести с понятием банды или преступного сообщества по российскому уголовному законодательству, однако внимание привлекает, что французский законодатель связывает это понятие с возможностью такой группы нарушить общественный порядок. Объективным и субъективным признакам, предусмотренным в ст.ст.209 и 210 УК РФ, соответствует в некоторой части и ст.450-1 раздела V «Об участии в организации злоумышленников» УК Франции: «Организацию злоумышленников образует любая сформированная группировка или любое заключенное соглашение, имеющие целью подготовку одного или нескольких преступлений или одного или несколько проступков, караемых десятью годами тюремного заключения, если такая подготовка выразилась в одном или нескольких объективных действий»[21].

Других преступлений, посягающих на общественный порядок или содержащих мотивы, аналогичные указанным в пункте «а» части 1 статьи 213 УК РФ, УК Франции не предусматривает.

Однако французский законодатель в ряде случаев учитывает мотивы совершения преступлений, схожие с перечисленными в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ, например:

• статья 211-1: «Геноцид образует деяние, осуществленное во исполнение согласованного плана, имеющего целью полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы либо группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, по совершению или принуждению к совершению в отношении членов этой группы одного из следующих действий…»[22];

• статья 212-1: «Депортация, обращение в рабство или массовое и систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, за которыми следует их исчезновение, пыток или бесчеловечных действий, совершенных по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам, организованные во исполнение согласованного плана против группы гражданского населения»[23];

• статья 225-1: «Дискриминацию образует любое различие, проведенное между физическими или юридическими лицами в силу их происхождения, пола, семейного положения, состояния здоровья, физических недостатков, обычаев, политических убеждений, профсоюзной деятельности, реальной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к определенной этнической группе, нации, расе или религии»[24];

Статья 225-18 УК Франции предусматривает ответственность за всякое посягательство на неприкосновенность трупа, совершенные в связи с реальной или предполагаемой принадлежностью или непринадлежностью скончавшихся лиц к этнической группе, нации, расе или религии.

Сделаем следующие выводы:

1. Уголовное законодательство Франции не знает такого состава преступления, как хулиганство», однако некоторые признаки, характеризующие этот состав преступления по российскому уголовному законодательству, содержатся в ряде норм УК Франции, посягающих на общественное спокойствие.

2. Преступления, посягающие на общественный порядок и общественное спокойствие, французский законодатель связывает с такими объективными признаками, как:«сборище», «общественное место или общественный путь», «вооруженность», «участие в манифестации или публичном собрании».

3. При конструировании составов преступлений, посягающих на общественный порядок и общественное спокойствие, французский законодатель не учитывает мотивы совершения этих преступлений.

4. Мотив «явного неуважения к обществу» законодателем Франции вообще не используется при конструировании статей Уголовного кодекса, однако следует отметить, что анализируемые составы преступлений, посягающие на общественное спокойствие, приобретают уголовно-правовое значение только при условии, что было «предъявлено требование разойтись». Данный момент, на наш взгляд, и может характеризовать указанный мотив совершения преступления.

5.  Мотивы, аналогичные указанным в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ, учитываются французским законодателем в разделе I «О преступлениях против человечества» Книги второй УК Франции и главе V «О посягательствах на достоинства человека» раздела II Книги II УК Франции.

6. Нарушение общественного порядка УК Франции связывает с сопротивлением представителю власти или иному лицу, а также наступлением последствий, которые вызваны таким неповиновением.

Уголовный кодекс Голландии (далее - УК Голландии)

 Охрана общественного порядка в Голландии осуществляется на основании норм, содержащихся в разделе V «Преступления против общественного порядка» Книги 2 УК Голландии. Данный раздел содержит множество разнообразных составов преступлений, которые направлены на охрану общественного порядка.

Статья 131 УК Голландии предусматривает уголовную ответственность лица, которое устно, либо в письменной форме, либо с помощью изображения публично подстрекает другое лицо или других лиц к совершению любого уголовного правонарушения и акта насилия против властей[25].

Статья 132 УК Голландии содержит уголовный запрет на распространение, публичное высказывание напоказ или вывешивание письменного материала или изображения, содержащего подстрекательство к совершению любого уголовного правонарушения или акта насилия против властей.

Статья 133 УК Голландии устанавливает ответственность лица, которое предлагает такую информацию, а статья 134 - лица, распространяющего вышеуказанную информацию. В данном случае голландский законодатель связывает преступные посягательства с совершением любого преступления, актом насилия в отношении представителя власти, выражением неуважения к установленным порядкам.

Статья 135 УК Голландии предусматривает ответственность лица, которое знало о сговоре совершить любое из правонарушений, определенных разделом I «Преступления против безопасности государства» Книги 2 УК Голландии, и которое в то время, когда совершение этих преступлений можно было предотвратить, умышленно, своевременно и надлежащим образом не предупредило об этом судебных чиновников либо полицейских, либо лицо, которому преступление угрожало[26]. Разновидности этого преступления указаны в статье 136 УК Голландии: совершение дезертирства в военное время, государственная измена члена вооруженных сил, убийства, похищения человека, изнасилования или любое преступление, содержащееся в разделе VII «Преступления, ставящие под угрозу общую безопасность людей или собственность», этой Книги.

Преступлением, посягающим на общественный порядок, согласно УК Голландии, признается всякое вторжение в жилое помещение, комнату для публичной службы после предупреждения владельца покинуть его или незаконное проникновение в компьютерное устройство (статьи 138, 138 а, 139 УК).

Статья 141 УК Голландии устанавливает уголовную ответственность лиц, которые публично и совместно совершают акты насилия против лиц или собственности. Отягчающими обстоятельствами этого преступления являются: уничтожение собственности, причинение телесных повреждений (пункт 1 части 2 статьи 141 УК); тяжкие телесные повреждения (пункт 2 части 2 статьи 141 УК); смерть человека (пункт 3 части 2 статьи 141 УК).

Статья 142 УК Голландии предусматривает уголовную ответственность лица, которое умышленно нарушает общественный порядок ложными криками тревоги или ложными сигналами. Видом этого преступного деяния является факт умышленного, без необходимости, использования лицом номера неотложной помощи для услуг общества.

Нарушением общественного порядка согласно уголовному законодательству Голландии признается всякий акт насилия или угроза применения насилия, а также всякое создание общественного беспорядка или шума при проведении законного общественного митинга, демонстрации или общественного собрания, имеющего целью исповедовать религию, верования или проведению похоронной службы (статьи 143-146 УК), оскорбляет религиозные чувства злостным богохульством (статьи 147, 147а), а также преступные деяния, посягающие на тела умерших и места их захоронения (статьи 148-151 УК Голландии).

Таким образом, преступления, посягающие на общественный порядок, характеризуются следующими признаками:

1) насилием или угрозой применения насилия;

2) сопротивлением представителям власти;

3) местом совершения этих преступлений становится обязательным признаком - общественное место;

4) публичным характером.

Квалифицирующими признаками этих видов преступлений являются:

1) применение оружия;

2) причинение телесных повреждений;

3) причинение смерти;

4) уничтожение или повреждение имущества.

Кроме этого, в разделе V «Преступления против общественного порядка» УК Голландии расположены составы преступлений, в которых обязательным признаком является мотив совершения преступления, содержащийся в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ.

Статья 137с УК Голландии устанавливает уголовную ответственность лица, которое устно либо в письменной форме, либо используя изображение, умышленно делает публичное дискредитирующее заявление о лицах в связи с их расовой принадлежностью, вероисповеданием или личными убеждениями или их гетеросексуальной или гомосексуальной ориентацией[27].

Статья 137d предполагает ответственность лица за возбуждение ненависти или дискриминации против лиц или насилия против них или их собственности на основании их расовой принадлежности, вероисповедания или личных убеждений, их пола или их гетеросексуальной или гомосексуальной ориентации.

Статья 137е устанавливает уголовную ответственность лица, которое по любой другой причине, кроме предоставления фактической информации, делает публичное заявление, которое, как оно знает или должно обоснованно предполагать, является оскорбительным для группы лиц на основании их расовой принадлежности, вероисповедания, личных убеждений или их гетеросексуальной или гомосексуальной ориентации, либо возбуждает ненависть, дискриминацию или насилие против этих лиц или собственности по тем же основаниям[28].

На основании проведенного ретроспективного анализа уголовного законодательства ряда государств дальнего зарубежья, в части уголовной ответственности за преступления, посягающие на общественный порядок, можно сделать следующие выводы:

1. Уголовное законодательство стран дальнего зарубежья не знает такого состава преступления, как хулиганство.

2. В качестве основных непосредственных объектов выступают общественные отношения, обеспечивающие общественный порядок или общественное спокойствие.

3. Охрана общественного порядка осуществляется посредством разнообразных норм, которые характеризуются такими признаками, как:

а) насилие или угроза применения насилия (УК Испании, Швейцарии, ФРГ, Голландии);

б) уничтожение или повреждение имущества (УК Испании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Голландии);

в) группа лиц (УК Испании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Франции);

г) публичный характер действий (УК Испании, Швейцарии, ФРГ, Франции);

д) применение оружия (УК ФРГ, Франции);

В качестве отягчающих обстоятельств совершения этих преступлений предусмотрены:

а) телесные повреждения (УК Испании, Австрии, ФРГ, Голландии);

б) смерть (УК ФРГ, Австрии, Голландии).

4. Хулиганские побуждения учитываются законодателями Швейцарии и ФРГ только при совершении убийств, в других составах данный мотив не предусматривается.

5. Экстремистские мотивы, аналогичные указанным в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ, содержатся в качестве конструктивных или квалифицирующих признаков в УК Франции, Голландии, Австрии, ФРГ, Швейцарии. В УК Испании этот субъективный признак предусмотрен в качестве отягчающего обстоятельства в Книге I (авт. Общая часть УК РФ).

6. При конструировании составов преступлений, посягающих на общественный порядок и общественное спокойствие, в государствах дальнего зарубежья, как правило, используются объективные признаки, а нередко и оценочные понятия.


[1] Уголовный кодекс Испании. М.: Зерцало, 1998. С. 169, 170.

[2] Там же. С. 170.

[3] Там же. С. 170.

             [4] Там же. С. 54.

             [5] Там же. С. 58.

             [6] Там же. С. 161.

              [7] Уголовный кодекс Швейцарии. М.: Зерцало-М, 2001. С. 86.

              [8] Там же. С. 86.

               [9] Там же. С. 88.

               [10] Там же.

              [11] Там же. С. 48.

[12] Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПБ.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 11. 

              [13] Там же. С. 280.

              [14] Там же. С. 282, 283.

           [15] Уголовный кодекс Австрии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 300.

            [16] Там же. С. 314, 315.

            [17] Там же. С. 315.

             [18] Уголовный кодекс Франции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 369.

            [19] Там же. С. 370.

            [20] Там же. С. 373.

            [21] Там же. С. 466.

            [22] Там же. С. 165.

           [23] Там же. С. 166.

           [24] Там же. С. 228.

            [25] Уголовный кодекс Голландии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 263.

            [26] Там же. С. 266.

            [27] Там же. С. 268.

            [28] Там же. С. 269.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?