Ориентиры будущего (Б. Имашев, министр юстиции Республики Казахстан)

13 июня 2014, 10:41
Фото:

Министерство юстиции в целях реализации Стратегии «Казахстан-2050» и Послания «Казахстанский путь-2050» решает ряд конкретных задач в сфере развития национального права, координации нормотворческой деятельности государственных органов.

Глобальные изменения в конце ХХ века привели к появлению на политической карте мира ряда новых независимых стран, которые с самого начала обретения суверенитета были вовлечены в сложные процессы формирования собственной государственности и определения своего места в уже состоявшемся мировом устройстве. В 1991 году перед Казахстаном стояла стратегическая задача формирования государственности, экономики и национальной правовой системы. Решалась она с учетом наработанного столетиями опыта казахской государственности и достижений развитых стран на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

За годы своей независимости Казахстан присоединился к ряду международных договоров ООН в сфере защиты прав человека. В результате сегодня наша республика открыта для мониторинга и оценки международными экспертами законодательства и правоприменительной практики в этой сфере. Одновременно с процессами становления экономики и государственных институтов в те нелегкие годы стала разрабатываться Стратегия развития Казахстана до 2030 года. В октябре 1997-го она была изложена в форме Послания Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (Стратегия «Казахстан-2030»).

Эта стратегическая программа развития Казахстана, рассчитанная на 33 года, была принята в целях создания признанного мировым сообществом сильного процветающего правового государства. И она была осуществлена досрочно. В современных непростых глобальных экономических и геополитических условиях возникла настоятельная необходимость принятия нового программного документа развития страны. Им стала «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», изложенная в Послании Президента РК - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу в декабре 2012 года.

Реализация масштабной Стратегии «Казахстан-2050», рассчитанной на десятилетия, требует ее ежегодной конкретизации, осуществляемой Главой государства, который, в соответствии с Конституцией страны, определяет основные направления ее внутренней и внешней политики, излагаемые в его Посланиях народу Казахстана. В Послании от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент обозначил общую для всех казахстанцев цель - вхождение Казахстана до 2050 года в число тридцати развитых государств мира.

Основные положения Послания в сфере внутренней политики определяют приоритетные направления развития страны и способствуют дальнейшему укреплению государственности и развитию казахстанской демократии, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Как отметил Президент, «стратегия - это программа конкретных практических дел, которые день за днем, из года в год будут делать лучше страну и жизнь казахстанцев... Задача государства - создавать для этого все условия».

Министерство юстиции Республики Казахстан в целях реализации Стратегии «Казахстан-2050» и Послания «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» решает ряд конкретных задач в сфере определения основных направлений развития национального права, координации нормотворческой деятельности государственных органов и гражданского общества. Особенно это касается подготовки проектов таких законодательных актов, которые создают условия для всестороннего успешного развития страны, защищенности прав и свобод человека и гражданина.

В Послании «Казахстанский путь-2050» Глава государства отмечает, что основами развитой страны являются мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок. В целях осуществления президентской стратегии в сфере усиления конституционных гарантий защиты прав личности, обеспечения справедливого судопроизводства и мер правовой ответственности разработаны проекты четырех кодексов в новой редакции: Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях.

Главнейшей задачей при создании проектов вышеуказанных кодексов стала гуманизация законодательства, обеспечение высокой эффективности судебного процесса, обеспечение правовой защищенности бизнеса, интересов общества и каждого конкретного человека.

Фрагментарно характеризуя проект новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, отмечу, что он направлен на существенное реформирование административного законодательства путем исключения норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, дифференцированного подхода к процедуре привлечения к адмответственности. А также закрепления норм, за нарушение которых предусматривается наступление такой ответственности.

В частности, в нем уменьшаются размеры штрафов для субъектов малого предпринимательства в среднем на 50% в сравнении с действующим Кодексом об административных правонарушениях. На 42% уменьшаются статьи, предусматривающие арест как меру административного взыскания, а также сокращается срок ареста - до 30 суток, а в исключительном случае - в условиях режима чрезвычайной ситуации - до 45 суток. Впервые в законодательство об административных правонарушениях вводится сокращенное производство по делу, дающее возможность физическому лицу оплатить 50% от общей суммы штрафа в течение семи дней с момента вручения лицу протокола. Этот порядок возможен, если физическое лицо согласно с фактом совершенного правонарушения признает свою вину, готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий.

Особо хочу остановиться на вопросе обеспечения исполнения судебных актов. Исполнение судебного акта является венцом судопроизводства, призванным защитить нарушенные права граждан и восстановить справедливость. Это завершающая и наиболее сложная стадия судебного процесса, от благополучного исхода которой в конечном итоге зависит доверие граждан нашей страны к органам правосудия и государству в целом. Ранее действующая в нашей стране система государственного исполнения судебных актов была не способна в полной мере обеспечить потребности рыночной экономики в быстром и реальном принудительном их исполнении. Указанные проблемы во многом явились предпосылкой для внедрения института частных судебных исполнителей в европейских странах еще с XIX века, таких как Франция, Германия, позднее и других, в том числе и постсоветских (Латвия, Литва), где в настоящее время успешно действует профессия частного судебного исполнителя.

В нашей стране также внедрена альтернативная государственному частная форма исполнения судебных решений. Напомню, что идея внедрения института частных судебных исполнителей была впервые озвучена на IV съезде судей Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым, и 2 апреля 2010 года был принят Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Задачи исполнительного производства - обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов - стали осуществлять как государственные, так и частные исполнители. При этом граждане получили возможность обращения в ту или иную структуру по своему усмотрению, то есть была обеспечена свобода выбора взыскателям.

Понимая всю важность данного вопроса, на современном этапе Министерством юстиции предпринят ряд организационных, практических и правовых мер по укреплению института исполнения судебных актов. Так, 15 января 2014 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства». Данный закон направлен в первую очередь на оптимизацию значительной части процедур, расширения круга полномочий судебных исполнителей, дальнейшее развитие института частного исполнения, усиление ответственности должников, противостояние коррупционным проявлениям и решение других существенных проблем. Полагаю, что реализация этого закона позволит сформировать соответствующее отношение у должников к своим обязательствам и будет способствовать своевременному и неукоснительному исполнению решений суда.

Не останавливаясь на достигнутом, мы продолжаем работу по совершенствованию исполнительного производства с учетом поручения Главы государства о необходимости кардинального изменения ситуации с исполнением судебных актов. Наша основная задача в этой сфере обозначена в Государственной программе дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы - это создание эффективной системы принудительного исполнения судебных актов в целях укрепления института защиты прав и свобод граждан.

Предусмотренная Посланием модернизация касается не только правоохранительной системы и сферы публичного права, но и частного права как основного регулятора рыночных правоотношений. В качестве главного инструмента индустриальной и социальной модернизации Казахстана определено дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. По мнению Главы государства, малый бизнес должен стать семейной традицией, передаваемой из поколения в поколение, как в развитых странах. Это положение вытекает из закрепленного в Конституции права граждан на свободу предпринимательства, а также права наследования, гарантируемого законом.

Более полную реализацию указанных норм будет предусматривать Предпринимательский кодекс, который Глава государства назвал «Конституцией бизнеса». Это будет главный юридический инструмент в преодолении административных барьеров в сфере бизнеса. Концепция разработанного нами Предпринимательского кодекса 31 января 2014 года получила одобрение членов Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве РК. Вместе с тем в рамках требований Указа Президента РК от 27 февраля 2014 года

«О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» в настоящее время нами прорабатываются вопросы внесения новых концептуальных положений в одобренную концепцию проекта Предпринимательского кодекса.

Однако необходимо отметить, что развитие малого и среднего бизнеса в замкнутом пространстве невозможно. Осознавая это, мы также ведем работу по принятию мер для расширения возможностей развития казахстанского бизнеса за пределами страны. Центральным событием в истории независимого Казахстана стало подписание 29 мая 2014 года главами Казахстана, России и Беларуси Договора о Евразийском экономическом союзе, в разработке положений которого наша республика принимала активное участие.

Как подчеркнул в своем выступлении на заседании Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) Президент Казахстана - Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев, договор направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан наших государств. В числе положений указанного договора также предусматриваются вопросы защиты малого и среднего бизнеса. Так, оговорено, что от имени государства в суд союза могут обращаться не только государственные органы, но и уполномоченные организации. Это означает, что Национальная палата предпринимателей, представляющая интересы малого и среднего бизнеса, может также обращаться в суд за защитой интересов казахстанских предпринимателей, играющих важную роль в экономике нашей страны.

Кроме того, в ноябре текущего года планируется подписание соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским советом, в соответствии с которым стороны берут на себя обязательства развивать и укреплять сотрудничество в области предпринимательства для укрепления деловой среды, способствующей успешному развитию и созданию предприятий малого и среднего бизнеса.

Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что сегодня ежедневная деятельность всех государственных органов, в том числе и Министерства юстиции, направлена на качественное и своевременное исполнение масштабных целей и задач, предусмотренных Стратегией «Казахстан-2050». Уверен, что реализация всех установок Главы государства позволит нашей стране, сегодня уже занимающей достойное место в мировом сообществе, упрочить свои позиции и войти в число тридцати развитых стран мира.

Берик ИМАШЕВ, министр юстиции Республики Казахстан


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?