Горячие новости
Читайте также

Сколько НАТО платит Казахстану за транзит грузов в Афганистан?

Фото : 17 июля 2014, 15:52

В конце июня мажилис парламента РК одобрил несколько законопроектов, позволяющих странам североатлантического альянса провозить военное имущество и персонал через РК в Афганистан. Посольство США в Казахстане в эксклюзивном комментарии kursiv.kz разъяснило позицию Штатов по этому вопросу. Она в основном сводится к автономности принятого каждой из стран НАТО решения по перевозке грузов через РК. Известно, что альянс оставляет странам ЦА больше $500 млн за перевоз грузов.

11 июня мажилис на пленарном заседании парламента одобрил законопроект о ратификации казахстанско-итальянского межправительственного соглашения об обеспечении транзита военного имущества и персонала через территорию Казахстана, в связи с участием вооруженных сил Италии в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана.

Согласно соглашению казахстанская сторона предоставляет воздушным судам аэронавигационное обслуживание в соответствии с законодательством Республики Казахстан с взиманием аэронавигационных сборов. Экипажи воздушных судов, находящихся в пределах воздушного пространства Казахстана, обязаны строго выполнять предписания органов управления и организации воздушного движения Республики Казахстан. Количество военного имущества, одновременно находящегося на территории РК, должно быть строго ограничено одним железнодорожным составом. Итальянская сторона берет на себя все расходы, связанные с транзитом военного имущества и персонала Италии через территорию Казахстана. Во время транзита, военное имущество и персонал подлежат пограничному и таможенному контролю.

В зависимости от частоты полетов, Казахстан в среднем будет получать ежегодно до $300-400 тыс. за предоставление своей территории силам НАТО, предполагают специалисты, однако официальная сумма так и не была озвучена.

Уже в конце июня мажилис также одобрил соглашение, позволяющее перевозить военное имущество через Казахстан Великобритании и Северной Ирландии.

«Железнодорожный транзит будет проходить через пункты пропуска на границе Казахстана с Кыргызстаном и Узбекистаном с одной стороны, и на границе с Россией с другой стороны. Транзит морским путем будет проходить через наш порт Актау. Мы знаем, что Каспийское море — это чувствительная зона, поэтому в ходе переговоров были обговорены все аспекты транзита груза через Актау с тем, чтобы были соблюдены наши позиционные аспекты с точки зрения обеспечения мира и безопасности на Каспийском море. Поэтому через порт Актау будут провозиться только грузы, не имеющие опасного и военного характера. Специальные грузы будут провозиться только железнодорожным путем», - отметил в ходе выступления перед депутатами мажилиса глава МИД РК Ерлан Идрисов.

Он подчеркнул, что соглашение предусматривает право казахстанской стороны отказать в выдаче транзита, если появятся сомнения, что провоз груза не будет соответствовать условиям соглашения или возникнет угроза национальной безопасности РК. «Мы имеем полное право остановить транзит», - заметил он.

Перевозку возьмут на себя казахстанские транспортные экспедиторские компании, а охраной и обеспечением транзита займется акционерное общество «Военизированная железнодорожная охрана».

Kursiv.kz обратился в посольства США в Казахстане, напомним, что именно Штаты инициировали в 2001 году афганскую кампанию, к которой присоединились и страны НАТО, с просьбой разъяснить механизм транзита грузов сил североатлантического альянса через Казахстан и его условия.

В своем ответе посольство США в Казахстане подчеркнуло, что последние договоренности, заключенные между Казахстаном с Италией и Англией, и условия перевоза непосредственно американских грузов через территорию РК отличаются. Разъяснять суть отличий заключенных между странами соглашений в посольстве не стали.

«Italy makes its own sovereign decisions about how to supply its soldiers in Afghanistan» - «Италия принимает свои суверенные решения о предоставлении солдат в Афганистан», - говорится в ответе посольства США в РК. Вместе с тем, там подтвердили, что принимали участие в согласовании позиций с американской стороной, по предоставлению воздушного пространства для доставки грузов для сил коалиции в Афганистане.

На вопрос о том, что если грузы продолжают доставляться, то, видимо, операция сил НАТО продолжается и можно ли говорить, что ее сроки продлены или не определены, в посольстве пояснили, что все будет зависеть от ситуации в регионе.

«Соединенные Штаты Америки благодарны Республике Казахстан за разрешение транспортных перелетов и провоза грузов в поддержку усилий по обеспечению безопасности в Афганистане. Будущее военной миссии США в Афганистане будет зависеть от ситуации на местах и все еще обсуждается с правительством Афганистана»,- отметили в посольстве.

«Военное сотрудничество между США и Казахстаном широкое и глубокое. Военные силы Казахстана развиваются быстрыми темпами, и США сотрудничают во многих областях, по приглашению правительства Казахстана. Соединенные Штаты гордятся, что мы можем сотрудничать с Национальным университетом обороны, торжественное открытие которого состоится в июле. Чтобы отпраздновать это событие, мы демонстрируем два произведения Джеймса Дитца, знаменитого современного художника, известного по историческим работам, в частности, о Первой и Второй мировых войнах», - говорится в ответе.

Если отбросить весь политес из этих весьма абстрактных и неконкретных ответов американского посольства в РК все-таки можно вычленить некоторые важные вещи. Во-первых, условия соглашений по транспортировке грузов, заключенных Штатами с Казахстаном, отличаются от итальянских и английских договоров. Можно предположить, что основное различие связано с оплатой со стороны каждой из этих стран Казахстану за предоставление своей территории для транзита. Вероятно, Штаты платят больше, хотя достоверно это утверждать нельзя, в открытом доступе такой информации найти не удалось, а посольство США тактично уклоняется от ответа.

Немного свет на этот вопрос пролил в 2012 году официальный представитель Минобороны из Центрального командования США Билл Спикс, который сообщил EurasiaNet.org, что центральноазиатские государства получают порядка 500 млн долларов в год в виде платы за транзит грузов по Северной сети поставок. Правда, сколько из этих денег достается Казахстану он не уточнил. Отметим, что большая часть грузов в Афганистан идет по казахстанской, и узбекистанской территории.

«Фактическая стоимость транспортировки одного контейнера по Северной сети поставок составляет примерно $17500 по сравнению с порядка $ 7200 по пакистанскому наземному коридору. Следует отметить, что стоимость транспортировки по ССП снизилась по сравнению с первым этапом ее работы: в 2009 году средняя стоимость за контейнер составляла более $21000. Переадресация грузов с пакистанского маршрута обходится ежемесячно в $104 млн», - отмечал г-н Спикс.

Стоит сказать, что по состоянию на 2013 год численность контингента ISAF в Афганистане составляла 2825 военнослужащих из 47 стран антитеррористической коалиции.

Также в ответе посольства США любопытно и то, что Штаты не готовы раскрывать информацию об условиях сотрудничества других стран, возглавляемой ими коалиции, подчеркивая, например, что та же Италия принимает свои суверенные решения, что, безусловно, вызывает уважение в связи с позицией Вашингтона.

Напомним, что Казахстан в феврале 2009 года разрешил Штатам транзит гражданских грузов для военного контингента ISAF, в январе 2010 - разрешил транзит через территорию Казахстана в Афганистан грузов стран НАТО. Теперь получено разрешение на транзит военного имущества.

Автор: Аскар МУМИНОВ


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии