Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 25 июля 2014 года № 17-40/3393

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Дьяченко С.А., Логутову Н.Н.,

Аимбетову С.С, Базарбаеву А.Е.


На№ДЗ-161

от 25 июня 2014 года

Уважаемые депутаты!

 

 


Рассмотрев ваш запрос относительно цен на авиатопливо и механизмов регулирования его стоимости, сообщаем следующее.

 

Относительно регулирования цен на авиационное топливо и его дефицита на казахстанском рынке

Внутренний рынок нефтепродуктов Казахстана подвержен значительному влиянию от поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации, ценообразование на которые жестко привязано к уровню мировых цен на нефть.

Изменчивость цен на внешних рынках, сезонные изменения спроса и нехватка отечественных нефтепродуктов, привели к резким колебаниям цен на нефтепродукты в Казахстане.

В 2009-2010 годах из-за разницы цен реализации нефтепродуктов в Республике Казахстан и Российской Федерации возник резкий дефицит в связи с нехваткой импорта нефтепродуктов, приведший к дестабилизации на энергетическом рынке страны.

На сегодняшний день, оптовые поставщики нефтепродуктов одновременно располагают определенными объемами собственных нефтепродуктов, полученных в результате переработки сырья и импортированными объемами. При этом уполномоченным органом ежегодно утверждаются планы поставок нефтепродуктов, в том числе по авиационному топливу с учетом потребности аэропортов и авиакомпаний.

Предполагаемое регулирование оптовых цен может привести к Убыточной деятельности компаний и нарушению действующего законодательства «О конкуренции», согласно которому запрещается применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка.

Следует отметить, что цена авиационного керосина, произведенного на НПЗ Российской Федерации ниже чем в Казахстане и после затрат на транспортировку она выравнивается до уровня внутренних цен.

В случае введения регулирования оптовых цен на авиакеросин возможны следующие последствия:

- отсутствие рентабельности импорта керосина из России, что приведет к снижению или отсутствию поставок импорта;

- образование дефицита керосина на внутреннем рынке Казахстана.

Учитывая ограниченность производимых в республике наиболее потребляемых нефтепродуктов, а также высокую зависимость рынка нефтепродуктов от внешних факторов считаем, что введение регулирования оптовых цен на авиакеросин в настоящее время нецелесообразно.

При этом полагаем, что вернуться к рассмотрению данного вопроса возможно после завершения реконструкции отечественных НПЗ, при обеспечении внутреннего рынка необходимым количеством отечественных нефтепродуктов.

 

Относительно создания единого оператора по поставкам авиатоплива и вопроса организации его прямых поставок авиакомпаниям

В настоящее время группой компаний «КазМунайГаз» (далее - Компания) применяются новые подходы по развитию альтернативной схемы дистрибуции авиационного топлива.

Сложившаяся ситуация в аэропортах по заправке воздушных судов, где аэропорт выступает посредником в отношениях ресурсодержателя авиационного топлива и авиаперевозчика, влияет на формирование конечной стоимости авиатоплива для авиакомпаний и находит прямое отражение ценах на авиабилеты.

Вместе с тем, в целях установления прямого взаимодействия Компании с авиаперевозчиками изучен процесс поставки топлива от НПЗ до бака самолета на примере аэропорта города Атырау.

По итогам данного анализа Компанией рассматривается модель прямой заправки авиакеросина «в крыло» воздушных судов в аэропортах, что предполагает снижение прямых затрат авиаперевозчиков на закуп авиакеросина.

В целом данная работа будет продолжена и детально проработаны новые подходы по решению вопроса снижения стоимости авиатоплива. По итогам соответствующего анализа министерством нефти и газа в Ваш адрес будет представлена дополнительная информация.

К. Масимов

 

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 25 июля 2014 года № 17-40/3393 «О мерах по устранению высокой стоимости авиационного керосина»Оглашен 25 06.2014 г.

 

Премьер-министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.


 

Депутатский запрос от 25 июня 2014 № ДЗ-161

«О мерах по устранению высокой стоимости авиационного керосина»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

На расширенном заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан был рассмотрен вопрос «Обеспечение населения качественными услугами авиаперевозок, снижение стоимости авиабилетов», где было выявлено, что одним из проблемных вопросов формирования имиджа казахстанской гражданской авиации и динамичного развития авиационной отрасли является дороговизна авиационного керосина.

Этот же вопрос поднимался и на правительственном часе на тему «Перспективы развития туристской отрасли Республики Казахстан», где также отмечались завышенные цены на авиаперевозки, так как действительно расходы на закуп топлива у авиакомпаний составляют порядка 30% в структуре их расходов. Стоимость авиакеросина не только коренным образом сказывается на стоимости авиаперевозок, но и существенно влияет на развитие транзита через аэропорты Казахстана, так как именно цены на авиакеросин являются сдерживающим фактором для авиаперевозчиков при выборе пункта транзита и создания хабов.

Авиакомпании получают авиатопливо у аэропортов, которые в свою очередь покупают авиакеросин на основании проводимых тендеров, где участвуют в основном посредники, при этом основные ресурсодержатели (владельцы нефти, нефтеперерабатывающие заводы) не участвуют в данных тендерах. Таким образом, цена топлива многократно вырастает от стоимости у производителей. Монопольное положение позволяет аэропортам навязывать свои условия сотрудничества, невыгодные для авиакомпаний, вызывает повышение стоимости авиаперевозок, авиабилетов. И как следствие, регулирование цены авиатоплива становится весьма необходимым.

 

В связи с этим, уважаемый Карим Кажимканович, депутаты - члены фракции партии «Нур Отан» просят Вас дать разъяснения:

 

1.О принимаемых мерах по устранению высокой стоимости авиационного керосина, его дефицита, а также исключения из его поставки посредников, предоставления возможности авиакомпаниям закупа топлива напрямую у ресурсодержателей.

2.Рассмотреть вопрос о применении механизма регулирования цены авиатоплива по принципу регулирования цен на бензин путем внесения изменений в Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» с контролем за ценообразованием со стороны агентств Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, а также, о целесообразности создания государственной компании по закупу и реализации авиатоплива при отсутствии контроля со стороны государственных органов, регулирующих ценообразование. Не превратится ли данная организация в обычного посредника, а цены на авиакеросин продолжат расти.


 

С уважением,

Депутаты - члены фракции партии «Нур Отан»

Н.Логутов

С.Аимбетов

А.Базарбаев

С.Дьяченко


Исп. Ж. Бекебаев Тел. 74-67-82

 

5 сентября 2014, 11:36
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Премьер-министр РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript