В Шымкенте ждут повышения цен на дизтопливо, чтобы определиться со стоимостью проезда

Zakon.kz Zakon.kz
Перевозчики Шымкента заявляют, что в текущем году их расходы значительно возросли, и планируют после осеннего повышения цен на ГСМ поднять вопрос о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте. 
Иначе в зимний период многие автобусы не смогут выйти на маршрут.

– Сама обстановка требует этого, – сказал «Литеру» председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов. 

– Сейчас дизельное топливо стоит 115 тенге. Когда 1,5 года назад мы повысили тариф до 50 тенге, дизтопливо стоило 89–90 тенге.

 Он также напомнил, что сразу после корректировки курса тенге в феврале этого года цены на запчасти выросли на 25–30 процентов. Также в мае подскочила цена на дизельное топливо – со 102–103 тенге за литр до 115 тенге.

– А тут нам еще власти говорят обновлять парк, – говорит Дархан Каюпов.

 – И я спрашиваю – а как обновлять? Нам должны сказать спасибо, что мы вообще работаем. Если в прошлом году завезено около 200 новых автобусов, в большинстве своем, конечно, китайских, то в этом году – всего 23.

 Как заметил председатель ассоциации «Южавтотранс», пассажирские перевозчики Шымкента поднимают тариф в числе последних в Казахстане.

– В Оскемене уже 75 тенге тариф, в Астане с 1 сентября – 90 тенге. А у них то же дизтопливо, те же запчасти, то есть расходы такие же, – сказал он.

 По расчетам перевозчиков, на данный момент им требуется тариф в 72 тенге. Однако сейчас вопрос о повышении тарифа они поднимать не хотят, так как ожидают роста цен на дизельное топливо в октябре-ноябре. 

– Сейчас мы скажем, к примеру, 60 тенге за проезд, а в октябре или ноябре дизтопливо вырастет, скажем, до 125–130 тенге, – заявил Дархан Каюпов. 

– И нам опять поднимать вопрос о повышении?

В том, что в ближайшие месяцы следует ждать очередного повышения цен на ГСМ, перевозчики уверены, так как сейчас стоимость дизтоплива в Казахстане на 55 тенге ниже, чем в России.  К сожалению, реальность общего экономического пространства неумолимо ведет к подстраиванию под постоянно повышающиеся цены на ГСМ в России.

Вопрос о повышении стоимости проезда возникает не первый раз. Но расчеты убыточности работы автоперевозчиков проверить невозможно: они фактически работают без билетов. Власти вынуждены верить на слово, ну и иногда проверять данные по измерению пассажиропотока. 

Действительно ли убыточна работа при таком уровне тарифов? Надо ли их повышать? Возможны ли другие варианты компенсации затрат перевозчиков? Эти вопросы наверняка в очередной раз останутся без ответа, и все проблемы будут оплачены из кармана пассажиров.

Тем временем
Уральские транспортники заявили, что разорятся, если цены на проезд останутся прежними. В августе владельцы предприятий открыто пожаловались, что из-за возросших затрат на горючее и запчасти не могут выплатить своим сотрудникам отпускные. 

Еще в мае текущего года пассажироперевозчики убеждали местных чиновников, что тариф на проезд в общественном транспорте необходимо повысить как минимум до 85 тенге. Сейчас ситуация усугубилась, в немалой степени на это повлияла взлетевшая цена на бензин.

– Скоро предприятия наши встанут, – заявил в местной Палате предпринимателей председатель правления уральских пассажироперевозчиков Азербай Умбеталиев. 

– Цены во всех сферах поднимаются – топливо, запчасти, после девальвации прошел рост, а тариф на проезд остался прежним – 60 тенге.

На транспортных предприятиях работает около тысячи уральцев, руководители заявляют, что не могут обеспечить своим работникам достойную зарплату и выплатить отпускные. Перед 1 сентября деньги выдавали только тем, кому требовалось собрать детей в школу.

В начале сентября в городском акимате состоялась встреча пассажироперевозчиков с акимом Уральска Алтаем Кульгиновым. Он отметил, что обозначенные проблемы хорошо известны и понятны. 

– Руководство города настроено, чтобы бизнес предпринимателей процветал, однако имеются и определенные обязанности перед горожанами, – подчеркнул руководитель городской администрации.

Аким пообещал, что после расчетов в отделе экономики он представит свои предложения относительно тарифов за проезд. Владельцы общественных транспортных предприятий заявляют, что для их выживания цена на проезд должна составить не менее 100 тенге.
Тем временем уральские таксисты активно обсуждают вторую волну повышения цены на топливо, ее здесь ждут в начале октября. Водители полагают, что цена сравняется с соседним государством. Литр Аи-92 в Самаре и других приграничных российских городах стоит 31–32 рубля, или около 150 тенге. 

При этом бензиновое напряжение, начавшееся в августе, в Уральске продолжается. Большинство мелких частных заправок вообще не отпускает горючее, на некоторых реализуют только дизтопливо. В относительно свободной продаже бензин по 20 литров на бак заливают только на некоторых АЗС «КазМунайГаза». Очереди на заправках Уральска еще весьма актуальны.

Нервозность водителей по этому поводу выливается даже в одиночные акции протеста. Горожанин Данияр Джумабаев ездил по городу в поисках бензина, пока не закончилось топливо. На остатках горючего въехал на площадку перед областным акиматом. Wolkswagen с надписью «Бензина нет» на стекле привлек внимание многих горожан. Некоторые заявили, что сделали бы так же, если бы это помогло в поставках горючего. Водителя автомобиля оштрафовали за парковку в неположенном месте, машину увезли на эвакуаторе. 

Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, Уральск
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления