Зоны свободной торговли как дополнительный инструмент развития в рамках ЕАЭС

Zakon.kz Zakon.kz
Основная цель зон свободной торговли - стимулирование импорта и экспорта товаров, развитие внутренней торговли, расширение и активизация транзитных сообщений.
На фоне таких тревожных экономических новостей, как замедление темпов роста экономики Китая, отток капитала в развитые страны, очевидным становится усиление давления на развитие экономик многих государств. Это уже повлияло на снижение роста экспорта продукции из развивающихся стран, оказывая давление и на национальные валюты развивающихся стран.

Делая ставку на развитие собственного промышленного комплекса, повышение роли малого и среднего бизнеса, одновременно разворачивая экономическое сотрудничество с различными странами как на региональном, так и континентальном уровне, поощряя инвестиции, Казахстан дает возможность собственным предприятиям стать конкурентоспособными. Таким образом, республика обеспечивает собственную конкурентоспособность, которая в свою очередь должна пройти «закалку» как в рамках евразийской интеграции, так и вне ее.

В существующих в мировой экономике непростых условиях одним из решений по преодолению кризисных ситуаций может быть расширение «географии» свободной торговли с различными странами. Все три страны-участницы евразийского интеграционного процесса совместно с евразийской экономической комиссией, заинтересованы в привлечение стран в так называемые зоны свободной торговли с евразийским региональным интеграционным объединением.

Думаю нужно отметить, что родоначальником зон свободной торговли принято считать Италию. Официальная история зон свободной торговли исчисляется с 16 века, когда купцы Ливорно (область Тоскана в Италии) добились права торговли, не облагаемой налогами. Позднее и последовали этому примеру другие регионы мира, в частности Триест и Гибралтар, Бангкок.

Основная цель зон свободной торговли - стимулирование импорта и экспорта товаров, развитие внутренней торговли, расширение и активизация транзитных сообщений.

Сегодня зоны свободной торговли также создаются и вокруг международных транспортных узлов для активизации внешнеэкономической деятельности.

Зоны свободной торговли могут существовать и как торговые блоки, объединяя несколько стран для развития их экономического и торгового потенциала .

Интеграционные процессы в рамках преференциальной торговли начали развиваться особенно активно в последние десятилетия. Среди наиболее крупных ЗСТ интеграционного типа можно выделить зону свободной торговли стран Северной Америки (НАФТА), Европейский союз (ЕС), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Центрально-европейскую зону

свободной торговли, Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Преференциальную торговую зону для Восточной в Южной Африки (ПТЗ).

В европейских странах в середине 90-х годов насчитывалось свыше сотни ЗСТ. В этом регионе зоны свободной торговли в свое время начали создаваться преимущественно вокруг морских портов.

Ярким примером взаимной экономической пользы служит зона свободной торговли стран Северной Америки (НАФТА), действующая с 1994 года. В настоящее время это крупнейшая в мире свободная торговая зона, объединяющая страны с населением 360 млн. человек и совокупным валовым продуктом в два десятка триллионов долларов. НАФТА подразумевает постепенную ликвидацию барьеров в торговле между странами-участницами, отмену таможенных пошлин, защиту от экспансии европейских и азиатских товаров, а также снятие запретов на капиталовложения в банковском и страховом рынках Мексики. Наибольшую выгоду от этого объединения получат конечные потребители этих стран, поскольку в результате снижения и отмены внешнеторговых тарифов усиливается конкуренция, что в свою очередь приведёт к снижению цен на широкий круг товаров.

Для реализации интересов государств СНГ в расширении и углублении торгово-экономического сотрудничества в 2011 году был подписан новый многосторонний Договор о зоне свободной торговли, который охватывает широкий спектр вопросов преференциальной торговли. Этот договор направлен на завершение процесса введения полномасштабного режима свободной торговли.

Собственная и международная практика показала значительный и поступательный рост торговли вследствие применения правил зон свободной торговли. Поэтому странами – членами Таможенного союза проводятся переговоры по установлению зон свободной торговли с различными государствами.

В разной степени готовности сейчас находится переговорный процесс с Индией, Вьетнамом, Исландией и рядом других стран и объединений. Совсем недавно Турецкая республика выразила желание «свободно» торговать с Таможенным союзом, что значительно упростит торговлю и, соответственно, ускорит оборачиваемость товарного пересечения. А с учетом того, что Турция является крупным потребителем, в том числе, энергоресурсов, у Казахстана есть все шансы кратно увеличить товарооборот с этой страной.

При этом, имея более благоприятный деловой и инвестиционный климат в Казахстане, мы можем рассчитывать на роль не только транзитного хаба, но и более выгодной стартовой площадки для инвесторов с крупными проектами для вхождения на евразийский рынок.

Ведя переговоры о зонах свободной торговли, Казахстан, прежде всего, нацелен не столько на реализацию энергоресурсов, что тоже немаловажно, а на получение нужных стране технологий и инвестиций в обрабатывающую промышленность, это и является стратегической целью участия республики в создании зон свободной торговли. Кроме того, международный опыт подсказывает, что

создание ЗСТ неизбежно влечет за собой увеличение туристического обмена, а это прямо и косвенно развивает десятки смежных отраслей.

Европейский опыт общего рынка прямо подсказывает на необходимость ускоренного развития собственной промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. А зоны свободной торговли считаются реальным инструментом для предприятий не только для проникновения на соседние рынки, но и возможностью встроиться в региональные и глобальные производственно-логистические цепочки.

Безусловно, параллельно возможностям растет и градус конкуренции, что подтверждается практикой сотрудничества в рамках таможенного союза и единого экономического пространства. Но без регионального сотрудничества, в условиях изоляции ни одна экономика еще не показывала позитивной динамики. В одиночку трудно выживать даже самым устойчивым и независимым экономикам. Поэтому совершенно естественно, что интеграционные процессы в последнее время существенно интенсифицировались. Региональная интеграция сегодня является доминирующей тенденцией мировой экономики, способствующей экономическому росту государств.

В преддверье нового этапа возможного кризиса критически важным становится создание масштабных рынков. Иными словами, пришло время всевозможных торговых объединений, что должно обеспечить Казахстану, как активному участнику региональных экономических объединений, поступательный рост.

Автор: Е.Б. Бакенов, директор департамента международной экономической интеграции министерства экономики и бюджетного планирования РК
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления